Методологический аппарат исследования.
Методологический аппарат исследования включает в себя: проблему исследования, тему исследования, объект и предмет исследования, цель, гипотезу и задачи исследования. Все методологические характеристики взаимосвязаны, дополняют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования. Объект обозначает область, избранную для изучения, а предмет - аспект изучения объекта.
Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема понимается как нечто неизвестное в науке (знание о незнании) или как практическая задача.
Научная проблема формулируется в терминах соответствующей научной отрасли. В ходе разрешения проблемы предусматривается получение нового знания, при этом результат рассматривается как новый, теоретически и практически значимый.
В науке при эволюционном развитии научного знания источником проблем может служить дефицит информации для описания или объяснения реальности. При революционном развитии науки научная проблема возникает как следствие противоречия в научных знаниях.
Исследование всегда начинается с описания проблемы, на основе этого формулируется актуальность (степень важности исследования в данный момент и в данной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы).
Тема - лаконичная формулировка проблемы исследования.
Цель исследования – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, это мысленное предвидение результата. Требования к цели:
Цель должна быть реалистичной, должна соответствовать теме и проблеме исследования, должна быть однозначной и представлять в обобщённом виде конечный результат целевого действия.
Существует два подхода к определению объекта и предмета исследования (Волков Б.С., 2006).
Исследователь-ские подходы | Объект исследования | Предмет исследования |
1. Через отношение общего и частного (целого и части) | Научное пространство, в рамках которого ведётся исследование. Процесс (явление), порождающий проблемную ситуацию и избранный для изучения. | Часть объекта исследования, которая подлежит особенно тщательному изучению и преобразованию. |
2. Через испытуемых | Кто исследуется: индивид, группа людей, общность людей и т.д. | Что познаётся: Свойства, стороны, отношения реальных объектов |
Гипотеза – это вытекающее из теории научное предположение о существовании явления, причине его возникновения или о наличии и характере связи между двумя и более явлениями, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Признаками продуктивной гипотезы являются адекватность, правдивость и возможность проверки.
Адекватность гипотезы заключается в соответствии теории исследования его целям и задачам, а также в соотнесенности с изучаемой реальностью.
Правдивость гипотезы состоит в том, что она базируется на реальных и научно обоснованных фактах и содержит логику здравого смысла.
Возможность проверки гипотезы выступает в двух принципах: фальсифицируемости и верифицируемости. Принцип фальсифицируемости заключается в том, что в ходе эксперимента гипотеза может быть опровергнута. Этот принцип абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемостисостоит в том, что в ходе эксперимента гипотеза подтверждается. Этот принцип относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.
В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы – эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории или для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания. Гипотезы – эмпирические предположения выдвигаются для решения проблемы методом экспериментального исследования. Поэтому их еще называют экспериментальнымигипотезами.
Особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.
По содержанию экспериментальные гипотезы можно разделить на три типа:
ü о наличии явления (гипотезы типа А);
ü о связи между явлениями (гипотезы типа Б);
ü о причинной связи между явлениями (гипотезы типа В).
Проверка гипотез типа А заключается в попытке установить истину. Гипотезы типа Б проверяются в ходе измерительного (корреляционного) исследования. Результатом корреляционных исследований является установление линейной или нелинейной связи между процессами либо констатация отсутствия связи.
Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В (каузальные). В экспериментальную гипотезу обычно включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.
Нужно различать экспериментальную гипотезу и статистическую гипотезу. Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая нужна на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или опровержения основной – экспериментальной гипотезы. Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.
После разработки гипотезы приступают к задачам исследования. Задачи нельзя ставить сразу после цели, так как цель может быть достигнута разными путями и средствами, которые определяет гипотеза.
Можно выделить несколько классов задач:
1. Задачи, связанные с изучением теории вопроса (проанализировать…, теоретически обосновать …, конкретизировать научное представление о …, уточнить…).
2. Задачи, связанные с созданием новых идей, теорий, учений (определить…, выявить…, разработать…, смоделировать…, классифицировать…, обобщить…, систематизировать…).
3. Задачи, связанные с экспериментом (экспериментально проверить, установить условия оптимальной реализации разработанной модели…, выполнить экспериментальную проверку…, экспериментально изучить…, определить результативность опытно-экспериментальной работы по…).
4. Разработка на основе исследования определённых методических рекомендательных материалов (разработать комплекс заданий…, разработать рекомендации…).
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятий «наука» и «методология».
2. Охарактеризуйте уровни методологии.
3. Выделите существенные признаки естественнонаучной и гуманитарной парадигм в психологии.
4. Назовите виды исследования в психологии.
5. Какие требования предъявляют к обзорно-аналитическому исследованию.
6. Охарактеризуйте экспериментальное исследование.
7. Перечислите этапы научного психологического исследования.
8. Какие требования предъявляют к цели и задачам исследования.
9. Раскройте два подхода к определению объекта и предмета психологического исследования.
10. Что такое гипотеза исследования, какие типы экспериментальных гипотез выделяют?
Лекция 3. Метод наблюдения
1. Общая характеристика метода наблюдения.
2. Виды наблюдения.
3. Программа наблюдения.