Техники консультирования. Паузы молчания. Предоставление информации. Альтернативные формулировки.
Техника молчания—одна из сложных и специфических техник психологического консультирования, так как имеет две плоскости: молчание клиента и паузы в речи консультанта, и обе эти плоскости консультант должен уметь интерпретировать и использовать в целях терапевтического воздействия.
Паузы в речи клиента могут означать следующее:
• в началеконсультирования:
- тревогу;
- плохое самочувствие;
- растерянность из-за самого факта прихода на консультацию; обострение каких-то личных качеств, например робости, стеснительности и т. п.;
• сопротивление, нежелание вести разговор дальше, уход от обсуждаемых проблем;
• внутренний диалог, обдумывание какого-либо решения, мысли и т. п., рефлексию;
• возникновение у клиента инсайта и обдумывание и осознание им этого инсайта;
• ощущение тупиковости беседы и перекладывание ответственности за ее продолжение на консультанта;
• ожидание от консультанта активности или завершения какого-то этапа разговора, подытоживания, резюмирования;
• наличие серьезных, тяжелых чувств, которые клиент не в состоянии выразить.
Консультант может использовать в своей речи паузу в таких случаях, как:
• обдумывание сказанного клиентом и аналитическая внутренняя работа;
• формулирование важных вопросов и интерпретаций;
• побуждение клиента к более глубокому размышлению над проблемой, осознаванию своих чувств, то есть побуждение его к внутренней активности, рефлексии;
• фрустрация клиента с целью вовлечения его в более глубокие слои своих проблем;
• побуждение клиента к внешней активности и разговору, продолжению своего рассказа;
• признание у клиента права на молчание с целью формирования у него чувства собственной значимости и права быть таким, каков он есть;
• естественные паузы в случае завершения консультативной встречи.
Предоставление информации
Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Информация, как правило, связана с процессом консультирования, поведением консультанта или условиями консультирования (место и время встреч, оплата и т. п.).
Предоставление информации в консультировании иногда бывает очень важным, поскольку клиенты нередко задают консультанту самые разные вопросы. Особенно существенны вопросы, за которыми кроется тревога клиентов о своем будущем, здоровье, например: "Сможем ли мы иметь детей?", "Наследуется ли рак?". Озадаченность клиентов значима не сама по себе, а в контексте ее возникновения. На такие вопросы следует смотреть серьезно и хорошо обдумывать ответы на них. Ни в коем случае нельзя превращать вопросы в шутку и отвечать бессвязно или вообще уходить от ответа. Ведь за вопросами скрыты личные проблемы клиентов с сопутствующими тревогами и страхами. Желательно проявлять компетентность и избегать упрощений, чтобы не утратить доверия клиентов и не увеличить их тревогу.
Предоставляя информацию, консультант не должен забывать, что клиенты порой спрашивают с целью устраниться от обсуждения своих проблем и исследования самости. В действительности, однако, не трудно отличить вопросы, указывающие на озабоченность клиентов, от стремления манипулировать консультантом с помощью выспрашивания.
Альтернативные формулировки
Нередко клиенту трудно представить себе, что можно чувствовать в той или иной ситуации. Простейший способ помочь ему — предложить альтернативные формулировки ответа. Альтернатив, предлагаемых клиенту для ответа на тот или иной вопрос, не должно быть много — достаточно двух—трех, и, в сущности, даже не важно, как именно они звучат. Цель формулирования альтернатив — не поиск правильного варианта ответа, а стимулирование его, демонстрация некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать собственные чувства.
Умение формулировать альтернативы — важный профессиональный навык. Они должны буквально отскакивать от зубов в нужную минуту. Этот навык во многом зависит от теоретических познаний консультанта в психотерапии и консультировании, поскольку в каждой ориентации предлагаются свои варианты глубинной детерминации причин поведения человека, основанной на чувствах и переживаниях.
В качестве примера такой достаточно удобной и простой схемы, при помощи которой можно с легкостью формулировать предлагаемые клиенту альтернативы ответов буквально для любой ситуации.
Ребенок непосредствен, чаще он ведет себя так, как действительно чувствует. Со взрослым человеком сложнее, его поведение и чувства часто далеки друг от друга. Предлагая альтернативные объяснения, психолог стимулирует человека к размышлениям, к пониманию собственных эмоций