Порядок предоставления банковской информации налоговым органам. Ответственность банка за не предоставление такой информации

В этом порядке четко выделяются две инициативы передачи информации — собственная инициатива банка и требование налоговых органов. По собственной инициативе банки передают налоговым органам сведения об открытых налогоплательщику счетах в пятидневный срок с момента их открытия. Поскольку одним из условий открытия счетов является постановка клиента на учет в органах Государственной налоговой службы, то здесь можно обсуждать только вопрос о форме такого сообщения и видах открываемых счетов. Решать этот вопрос нужно с учетом того, что банк должен проявить разумную предусмотрительность и иметь доказательства выполнения своей обязанности, т.е. он должен соответствующую часть справки налогового органа о постановке на учет отправить не через самого клиента, как это иногда делается, а заказной почтой с уведомлением о вручении. В противном случае при проверке банку будет очень трудно доказать, что он не нарушил установленное требование. В отношении видов счетов, о которых передается информация, проблема несколько сложнее и в настоящее время не имеет однозначного решения. С позиций наличия обязанности информировать налоговые органы об открытии счета все счета должны быть разделены на три группы: - счета, информацию о которых необходимо представлять налоговым органам совершенно бесспорно, — это расчетные и текущие счета и те, что именуются в банковской практике счетами клиентов; - счета, по поводу открытия которых информацию передавать не нужно. Это счета по учету просроченных кредитов, другие аналогичные внутрибанковские счета, открытие которых производится банком без участия налогоплательщика, а также при приобретении налогоплательщиками других обязательств банков, например, при покупке векселей и депозитных сертификатов; - счета, информацию о которых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации представлять нужно, хотя они являются внутрибанковскими счетами, открываемыми без участия налогоплательщика. Это ссудные и спецссудные счета, информационный режим которых оценить достаточно сложно. Кроме того, банк должен по собственной инициативе по истечении отчетного года не позднее 1 марта следующего года направить в налоговые органы сведения о закрытии или изменении расчетных (текущих), ссудных и других счетов юридических лиц и иных организаций с указанием их полного наименования, почтового (юридического) адреса, номера и даты закрытия или изменения счетов. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. дал основание налоговым службам расширить сферу инициативного представления информации по счетам. Письмом ЦБ РФ и ГНС РФ от 18 марта 1997 г. “О направлении информации налоговым органам при изменении номера банковского счета” установлена обязанность банков не позднее следующего дня известить налоговые органы об изменении номеров счетов клиентов в связи с переходом на новые девятизначные банковские коды или в связи с внедрением электронных технологий. По требованию налоговых органов в банке может быть запрошена более широкая информация. Налоговые органы также раз в год по истечении отчетного года могут дополнительно запросить в банке следующие сведения: - о наличии и движении средств на расчетных (текущих), ссудных, валютных и других счетах с указанием юридических лиц и иных организаций — отправителей и получателей этих средств; - о движении наличных средств и лимите кассовой наличности; - выписки из лицевых счетов клиентов; - о перечислении налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды;
- о полученных кредитах и уплаченных процентах по видам предоставленных кредитов, в том числе просроченных. Этот перечень не представляется оптимальным хотя бы потому, что в данном случае требование адресовано банку, а не самому налогоплательщику. Для организации государственного контроля следовало бы разделить эти сведения на предоставляемые банком и получаемые непосредственно от клиента. При этом банк должен был бы представлять только информацию об уплаченных налогах и иных обязательных платежах. Так или иначе, запрос налоговых органов должен иметь письменную форму, причем подписывать его может только руководитель или заместитель руководителя налогового органа, а не инспектор и кто-либо другой. Получив указанный запрос, банк обязан в 15-дневный срок с момента его вручения представить указанные в нем сведения.

Наши рекомендации