Вит Цеиев. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ
УДК 657 ББК 65.052 Ц 37
Ценев Вит
Ц 37 Психология рекламы (реклама, НЛП и 25-й кадр). -М.: Бератор, 2003. - 200 с.
I5ВN 5-9531-0022-1
Всем известно, что реклама в современном мире стала мощным внушающим и зомбирующим инструментом. Потребитель рекламы в большей или меньшей степени поддается ее гипнотическому воздействию.
Но как только перед нами встает задача отрекламировать конкретную продукцию, то весь гипноз почему-то сразу перестает работать.
Более того - если при создании рекламы психологические приемы используются бездумно и наугад, она становится фактически антирекламой, приобретая уродливые и гротескные черты.
Как же обратить логику рекламной коммуникации в свою пользу? Этому можно научиться...
Книга будет интересна не столько психологам, сколько рекламистам (дизайнерам, копирайтерам, менеджерам) и всем тем, кто желает обогатить свой творческий процесс знанием прикладной психологии.
15ВМ 5-9531-0022-1
ББК 65.052
© «Бератор», 2003
Содержание
Введение.................................................................. 5
1. Кто виноват?......................................................... 10
1.1. Не бери в голову!................................................. 10
1.2. Сенсорная сытость................................................. 13
1.3. Избирательное внимание...................................... 14
1.4. Защитные реакции мозга на информационную
перегрузку......................................................... 17
1.4.1. Способ первый; структурирование окружающей
реальности.................................................... 18
1.4.2. Способ второй: интериоризация знаний.................. 22
1.4.3. Способ третий: автоматизмы и стереотипы............... 24
1.4.4. Способ четвертый: сенсорная адаптация................. 25
1.4.5. Способ пятый: сенсорные автоматизмы.................. 27
1.5. Структура повседневного мышления....................... 29
1.5.1. Экскурсия в подсознание................................... 33
1.5.2. Блеск и нищета подсознательного влияния.............. 40
1.6. Выводы и комментарии........................................ 44
2. Горе от ума........................................................... 46
2.1. Сенсорная война.................................................. 49
2.1.1. Шокирующая и эпатирующая реклама................... 50
2.1.2. Рекламные мышеловки для глаз........................... 53
2.1.3. Теперь и в новой упаковке.................................. 72
2.1.4. Принцип дефицита........................................... 74
2.2. Структурные и эмоциональные манипуляции........... 77
2.2.1. Структурные ловушки....................................... 79
2.2.2. Эмоциональное структурирование........................ ИЗ
2.3. Интериоризация знаний....................................... 111
2.3.1. Сила авторитета: анатомия власти........................ 114
2.3.2. Авторитет в рекламе...........................................119
2.4. Автоматизмы и стереотипы................................... 134
2.4.1. Стереотипы в рекламе: типичные ошибки............... 136
2.5. Сенсорная адаптация............................................ 140
2.5.1. Увеличиваем дозу........................................... 142
2.6. Сенсорные автоматизмы....................................... 146
2.6.1. Фирменный стиль........................................... 148
2.6.2. Сюжетная, персонажная, имиджевая однородность... 149
2.7. Выводы и комментарии......................................... 151
3. Что делать?............................................................. 153
3.1. Психология и философия цвета.............................. 153
3.2. Шрифты.............................................................. 157
3.2.1. Акценты в тексте и акцентные пропорции............... 159
3.2.2. Кодирование и декодирование слов......................... 160
3.3. Линии, рамки и целеуказатели............................... 162
3.4. Композиция и месторасположение.......................... 163
3.4.1. Направляющие текста и его компоновка.................. 166
3.4.2. Наложение текста на иллюстрацию........................ 168
3.5. Иллюстрации....................................................... 170
3.5.1. Продавайте товар, а не свои ассоциации.................. 173
3.6. Содержание......................................................... 176
3.6.1. Бессодержательность............................................ 176
3.6.2. Потому что!......................................................... 178
3.7. Репрезентативные системы в рекламе........................ 180
3.7.1. Богатство выбора................................................. 183
3.7.2. Низкие цены........................................................ 184
3.7.3. Скидки и дисконты............................................... 184
3.7.4. Месторасположение.............................................. 185
3.7.5. Лотереи и подарки............................................... 185
3.7.6. День рождения.................................................... 186
3.7.7. Качество товара................................................... 186
3.7.8. Сервисное обслуживание....................................... 187
3.7.9. Рекламные субмодальности................................... 187
3.8. Соответствие формы и содержания.......................... 188
4. Роль психолога в подготовке рекламы........................ 190
Заключение................................................................ 195
Список использованной литературы.............................. 197
ВВЕДЕНИЕ
Психологов всех надо просто убивать. У меня рука к пистолету тянется сразу, когда я вижу психолога. Психологи - это те же астрологи. У них одинаковая точность прогноза, так называемая глубина анализа.
Олег Матвейчев, автор книги «ПзЫ таапи! оз1от»
Когда читаешь книги по психологии рекламы, особенно об использовании разного рода рекламных психотехнологий, то уже один глоссарий порой способен убедить нас, что все эти технологии имеют место быть.
Например, охлотелесуггестия. «Охлос» означает «толпа», «теле» - указывает на носитель информации (телевидение), «суггестия» подчеркивает характер внушения. Добавьте сюда императивную персеверацию, ней-ролингвистическое программирование (НЛП) или суггестивную лингвистику - и после таких словечек нам уже не нужны никакие аргументы.
На эту же полку мы поставим книги и публикации в СМИ с убийственными названиями: «Реклама: внушение и манипуляция», «Манипуляция и запрограммированное сознание», «Гипноз рекламы: анатомия идеальной формы психической агрессии». Одних заголовков достаточно, чтобы проникнуться суеверным трепетом к могущественным и всесильным психотехнологиям.
Однако при всей очевидности факта, что реклама является внушающим и зомбирующим инструментом,
ВВЕДЕНИЕ
25-й кадр): девушка на вечеринке видит парня, который ей нравится. Ей хочется добиться его расположения. И что она делает в этом случае?!
Во-первых, девушка стремится к тому, чтобы молодой человек обратил на нее внимание. Без этого никакая коммуникация просто невозможна. Это самое главное, что она должна сделать. А вот для того, чтобы он обратил на нее свое внимание, ей желательно выяснить: а на что вообще он предпочитает обращать свое внимание?
Во-вторых, девушка очень хочет понравиться молодому человеку, возбудить его интерес. Соответственно, ей нужно выглядеть так, чтобы этот интерес возник, и вести себя таким образом, чтобы он сохранился.
В-третьих, девушке необходимо, чтобы ее модель поведения и взаимодействия вызвала у объекта ее симпатии желание. Он должен захотеть иметь то, что его заинтересовало. Если такого желания не возникло, то его интерес может легко переключиться на другой объект.
И наконец, в-четвертых, она должна побудить его к конкретному действию (например, чтобы он предложил ее проводить). Ибо без действия желание может легко угаснуть, ни к чему не привести. Желание без действия или подавляется, или переключается на другие объекты.
А вот другой пример. Предположим, на сцену вышел оратор, которому нужно довести до сведения своей аудитории несколько важных мыслей. Что он должен сделать?
Во-первых, выступающий должен выяснить, что хочет услышать эта аудитория. Ибо если он будет говорить им нечто противоположное, то элементарно не будет ими услышан, как будто читал лекцию в пансионате для глухих.
КТО ВИНОВАТ?
1.1. Не бери в голову!
В условиях хронических информационных перегрузок мозг утрачивает способность адекватно воспринимать и перерабатывать всю поступающую информацию.
В методических целях было бы очень полезно, если бы этот простой выводбыл бы вами забыт, и в дальнейшем вы бы не смогли его вспомнить, ибо это и является наглядной и элегантной иллюстрацией того, что наши мозги работают почти на износ.
Мы стали все больше и больше забывать. Мы больше упускаем что-то из виду. Мы чаще не можем чего-то вспомнить. Мы обзаводимся липкими листочками и ПИМами, которые умеют помнить за нас. Мы забываем сделать работу, забываем позвонить, забываем что-то купить в магазине, забываем о днях рождения родственников и друзей.
И это - вовсе не проблема плохой памяти, но проблема информационных перегрузок. Вот, например, известный атлет Дикуль мог удерживать на себе вес автомобиля «Волга», но абсолютное большинство его сограждан не выдержат и двадцатой части этого веса. И тот, кто
КТО ВИНОВАТ?
кряхтит от тяжести литрового пакета молока, — и есть ваш потенциальный покупатель.
И если С. Гарибян (человек с феноменальной памятью, фигурирующий в «Книге рекордов Гиннесса») может запомнить до 1000 слов за один присест, то это — его проблемы.
Нормальный человек (потребитель, ваш потенциальный покупатель) не может запомнить и сотой доли от такого объема, даже если он этого захочет. А он — как вам известно - еще и не хочет.
Другой пример. В популярных книжках по психологии нередко говорят о том, что человек использует свой мозг всего лишь на 10-11 процентов от его реальных возможностей. Это очень полезная легенда, когда вам нужно воодушевить своих чад взяться за учебники, но полная ерунда, если речь идет о необходимости заставить человека что-то запомнить или купить.
И вам стоит об этом знать. Человек использует возможности мозга на все сто процентов, так что если поток информации возрастает, то мозг просто перестает с ним справляться. И пока вы ставите себе задачу - а как бы умудриться запомнить и «переварить» как можно больше, - ваш собственный мозг руководствуется прямо противоположными принципами, а именно:
Не бери в голову! Не забивай себе голову! Выкинь из головы! Забудь!
А теперь посмотрите сюда: человек, с которым вы только что познакомились, назвал свое имя, а вы мучительно пытаетесь вспомнить - ну как же его зовут? Вы стоите в магазине и пытаетесь вспомнить, что вас попросили купить. Или вам называют номер телефона, который вы забыли через пару секунд.
Сенсорная сытость
Изобилие заманчивых рекламных предложений быстро приводит к тому, что человек перестает их воспринимать, его ощущения притупляются, а интерес пропадает. Это похоже на наркотик: или нужно все время увеличивать принимаемую дозу, или пробовать что-то новенькое.
Именно такими способами - увеличение дозы и постоянно «что-то новенькое» — преодолевается сенсорная сытость у современного потребителя.
Огромное количество сенсорных стимулов неизбежно вызывают у человека состояние так называемой сенсорной сытости. Если хотите образный пример, то представьте себе, что мужчина попал на таинственный остров, где живет несколько тысяч красивых женщин. И все эти женщины хотят его обаять и соблазнить. Сначала он страшно рад этому, но очень быстро его радость притупляется, а интерес - пропадает. Замечательно иллюстрируют эту ситуацию сказки, где султан скучающе зевает и ковыряет пальцем в носу, в то время когда вокруг него извиваются сказочно красивые наложницы гарема.
Могу предложить и другие аналогии. Чем богаче и разнообразнее ваш выбор в еде, тем, в большинстве своем, труднее становится сделать выбор в пользу чего-то определенного. Товарищ Сталин, чтобы пробудить свой аппетит, смотрел кино, как Чарли Чаплин варил суп из ботинка. Только это ему помогало вернуть хоть какой-то интерес к еде.
Сенсорная сытость не является какой-то специфической особенностью, присущей только человеку. Понаблюдайте за собакой: чем лучше ее кормят, тем более разборчива она в еде.
Вит Ценев. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ
И для животных, и для человека характерна эта особенность: чем чаще повторяется один и тот же сигнал (запах, звук, прикосновение, зрительный объект и так далее), тем меньше его восприимчивость, меньше интерес, меньше эмоциональное подкрепление и, в конце концов, ближе состояние, когда сигнал перестает восприниматься вообще.
Еще один пример «привычки» к определенным сигналам - моменты, когда мы касаемся руками своего тела. Попробуйте пощекотать самого себя: вряд ли у вас это получится, а при настойчивости попыток появится телесное раздражение и неприятные ощущения. Но достаточно одного «чужого» прикосновения - и у вас может случиться приступ щекотки.
Сенсорная сытость - понятие обобщенное, смешанное, собирательное, оно складывается из созависимой (кооперирующейся) деятельности различных функций головного мозга. Их задача — обеспечить мозгу идеальные условия для существования и эффективной работы.
Все, что постоянно повторяется, перестает восприниматься как ценное и важное. В главе о сенсорной адаптации мы подробно рассмотрим смысл и предназначение этого явления. А во второй части нашей книги - научимся преодолевать эти (и многие другие физические и психические) ограничения, которые налагает на реальность наш собственный мозг.
1.3. Избирательное внимание
Наше сознание взаимодействует с актуальными «первичными» сенсорными сигналами (например, вы смотрите телевизор или слушаете радио), а наше подсознание в этот момент контролирует вторичные сенсор-
КТО ВИНОВАТ?
ные сигналы (которые проходят мимо нашего сознания, вовлеченного в другой процесс) и, по необходимости, переключает внимание сознания с одних сигналов на другие. Этой необходимостью могут быть разные вещи: громкий звук, неожиданно сильный запах, телефонный звонок, стук в дверь и т. д. Тысячи и миллионы вещей.
Черри (СПеггу), работая с двумя источниками сигналов, которые одновременно слушает человек (используя для этого специальные наушники, которые в два уха подают разные магнитофонные записи), обнаружил «эффект вечерин-ки» (сосМаП рагту епес1), то есть способность слушать и запоминать только один из двух разговоров. Он просил внимательно слушать одну из записей и по завершении испытуемый мог легко пересказать услышанное. Но вот из другой записи он не улавливал ничего.
Тот же самый эффект обнаружен и в области зрительных сигналов: когда на сетчатки правого и левого глаза подавались разные киносцены, то испытуемый мог воспринимать только какую-то одну из них.
Любые сигналы (например,реклама), которые не приводят к переключению внимания сознания на них, определены подсознанием как незначимые, неактуальные (в противном случае переключение произойдет автоматически). Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что влиять ТОЛЬКО на подсознаниеневозможно, ибо оно само и контролирует эти влияния.
Сейчас, пока я пишу эти строки, я полностью сосредоточен на тексте и не замечаю ничего вокруг. Однако если в эту самую минуту кто-то скрипнет дверью, то я это замечу. И если вдруг меня окликнут, то я это наверняка услышу.
Выходит, что для того, чтобы я переключил свое внимание, должно случиться некоторое важное для меня
Вит Ценев. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ
событие. Но если оно не происходит, то я сижу себе, и пишу, и ничего более не замечаю.
Осознанно человек может воспринимать какое-то ограниченное количество сенсорных сигналов. И невозможно, например, слушать два разговора одновременно или смотреть две телевизионные передачи. Мы способны переключать внимание с одних сигналов на другие, но все сразу мы воспринимать не в силах.
Внимание у человека произвольно, то есть он полностью им распоряжается и может направить его куда угодно, по своему интересу или необходимости. А вотпереключение внимания с одного источника сигнала на другой часто совершенно непроизвольно. Эта функция дана нам от рождения, ее первичный смысл - охранять нас от разных бед в те минуты, пока мы чем-то очень сильно увлечены. То есть кушайте на здоровье и пишите книги, но не забывайте, что рядом есть враги и злодеи, которых надо остерегаться.
Чем сильнее человек вовлечен в тот или иной процесс, тем сильнее угнетена эта функция, и, напротив, чем менее он увлечен разговором, фильмом, книгой - тем легче происходит переключение.
Следствием этого факта может быть такая ситуация, когда вынужденное переключение (например, рекламная заставка в самый кульминационный момент фильма) делает человека неспособным понимать и воспринимать то, на что было принудительно переключено его внимание.
Многие родители знают этот феномен, пытаясь общаться со своими чадами, увлеченными компьютерной игрой: складывается ощущение, что вас не видят и не слышат. И конечно, есть огромные сомнения в том, что сказанное ими будет как-то запомнено и осмыслено.
Информация в бераторе строится на основе действующего законодательства и анализа сложившейся бухгалтерской и арбитражной практики, если же законодательство меняется, подписчик получает обновление — новые страницы,
подготовленные с учетом всех нововведений.
Поэтомус бератором «Практическая бухгалтерия» вы всегда в курсе всех изменений и можете сразу применять их на практике.
«Я думаю, в бераторе сегодня нуждается каждый бухгалтер» —
;• '-1-;С1 убеждение В И Мещерякова, автора знаменитого бестселлера «Годовой отчет» ц',.-'.;иг;^и1епя рабочей группы по подготовке бератора «Практическая бухгалтерия»
Обратите внимание: по каждой ситуации в бераторе приводятся:
• подробный порядок отражения операций в бухгалтерском учете;
• расчет налогов, а при необходимости и порядок отражения операций в налоговом учете;
Даны практические рекомендации, как, не нарушая закон, минимизировать налоговые платежи и сблизить бухгалтерский и налоговый учет.
• образцы заполнения всех первичных документов.
Как приобрести бератор
В издательстве:
Перечислите 148 долларов (в рублях по курсу ЦБ РФ на день платех")гю следующим реквизитам
000 «Бератор», ИНН 7702309434
р/с 40702810800000002322 в ОАО «СОБИНБДНК»
к/с 30101810400000000487, БИК 044525487
В платежном поручении в графе «Назначение платежа» напишите. <13а бсрагор "Практическая бухгалтерия"», ваш адрес с индексе
(по этому адресу мы доставим вам бератор! и контактный телефон. мы доставим вам бератор лично в руки
КТО ВИНОВАТ?
Если один раздражитель явно доминирует, то мозг настраивается «на его волну». Чем интереснее раздражитель, тем меньше шансов у других раздражителей. Это, в частности, объясняет низкую эффективность усвоения рекламных блоков в захватывающих фильмах и передачах — мозг продолжает работать на основной волне и не хочет переключаться.
Защитные реакции мозга
Г. Воронеж
000 •«Бхт-Пресса»
ут АрсЕ^альная, и 3, оф 502
Ю7^ 5!-20-48, 30-П4-?5
Г. Калининград
ЧП Юшна АЗ
'01121 22-62-88. 27-90-05, '15-46-14
Г. Нижний Новгород
000 "Пресс-Цен;?,,
уп Бекетова, ц 36. оф 311
^З^бБ-УО^, 65-85-53
Г. Челябинск
ООС1 чПрессйюро,' уг Курчлтпы, и 19, оф 517 ^12 78-06-93. 78-12-13
«Люди не жалеют усилий, чтобы только ничего не делать», - постулирует Мэрфи, и это на все сто процентов справедливо, когда речь заходит о наиболее типичных
Г———--1 .„-.--...-„;„„ ,)7
Вит Ценев. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ
защитах мозга на возрастающие информационные перегрузки. Мозг согласен выполнять порой титаническую работу, чтобы потом уже больше с ней не соприкасаться.
Наиболее типичные для всех способы зашиты - это систематизация (структурирование) знаний и предметов окружающей реальности, интериоризация (принятие знаний и фактов), стереотипы (упрощенные, уже заранее нами подготовленные суждения), сенсорная адаптация (привыкание к постоянным сенсорным раздражителям) и сенсорные автоматизмы (деятельность без вовлечения в процесс сознания и активного внимания).
Чем сильнее информационная плотность, чем интенсивнее информационное давление на человека, тем все чаще включаются различные защитные механизмы мозга, цель которых -предохранить самого себя от информационных перегрузок.
Это удивительная ситуация: мозг отчаянно борется за свое собственное выживание, он стремится уберечь себя от любых сбоев и поломок. Но как именно он это делает и как это сказывается на восприятии рекламы?
1.4.1. Способ первый: структурирование окружающей реальности
Мышление - это всего лишь частный случай стремления к экономии усилий.
А. Ференци
Представьте, что книга, которой вы часто пользуетесь, все время лежит на одном месте, которое вам известно. И как только она вам снова понадобилась, вы легко ее находите. Включив актуальный для вас предмет в некоторую структуру, мозг перестает напрягаться на этот счет.
КТО ВИНОВАТ?
Именно поэтому при перемещении этой книги другими людьми (даже очень близкими и любимыми) человек впадает в ярость, ибо его мозг расценивает это действие как прямую угрозу его жизнедеятельности и отчаянно защищается.
Именно на эту функцию мозга ориентируются многие рекламодатели, которые размещают рекламу на первой странице или, если структура задается алфавитом, то на букву «А». В фильме «Сердце ангела» главный герой, Гарри Ангел, утверждал, что люди звонят ему и не листают справочник дальше потому, что они «ленивы». Это не совсем так. Люди так делают, потому что мозг выбирает кратчайший путь к цели. Он и так слишком загружен, чтобы искать сложные и нетривиальные пути.
Почитайте рекламные объявления, и вы увидите, что многие рекламодатели ухищряются начать текст именно с буквыА: «А у нас большой выбор товаров народного потребления», «А мы предлагаем курсовые и рефераты: быстро, качественно». Это весьма актуально для тех изданий, где помимо рубрикации есть еще алфавитная сортировка.
Чем сильнее информационная нагрузка, тем выше ценность грамотно структурированной информации: разного рода справочников (рекламных, телефонных, товарных, отраслевых), словарей, энциклопедий, рубрикато-ров, каталогов и т. д. Все, что способно облегчить работу мозгу, воспринимается как сверхценное (поэтому так соблазнительны обещания о научении с помощью 25-го кадра, о скорочтении и т. п.).
В рекламном контексте такую ситуацию можно рассматривать двояко. Прежде всего, важно знать, что реклама, включенная в какую-то структуру, будет эффективнее, чем та, которая выпадает из структурного кон-
Вит Ценев. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ
текста. Например, рекламу молока будут искать в рубрике про молоко, а рекламу рыбы - в «продуктах моря». Так работает мозг. И ему очень трудно предположить, что в журнале о недвижимости можно найти объявление о представлении в цирке или адрес магазина, торгующего бюстгальтерами.
Второй контекст этой ситуации заключается в том, что рекламное предложение уже само спекулирует на этой возможности. Например, 81етеп5 позиционируется как способный напомнить о том или ином событии (день рождения супруги), а шоколад Митя гениально обыгрывает свою способность помочь работе мозга (Ни15 всегда придет мозгу на помощь).
В одном из анекдотов про армию на вопрос часового:
«Пароль?» - его все время посылали подальше, на что он искренне удивлялся: «Надо же, сколько служу, а пароль всегда один и тот же!»
Примерно тем же самым незатейливым образом мозг определяет, насколько актуальна или неактуальна информация, соотнося ее сэмоцией, рожденной в соприкосновении с этой информацией. И чем сильнее эмоция на полученную информацию, тем более ценной считается эта информация. Так работает мозг.
КТО ВИНОВАТ?
та. Сначала авторитетом выступают родители, потом -воспитатели и школьные учителя, мудрые и всеми признанные ученые, лидеры, кумиры. Раз они говорят нам то или это, значит, так оно и есть.
Было бы неправильным утверждать, что механизм интериоризации призван защитить мозг от перегрузок, и в этом заключается его единственная цель.
Это лишь частный случай в сумме таких социальных понятий, как конформизм (быть как все), «стадный инстинкт» (делать то же самое, что делают все) и многих других.
Знание и умение оперировать абстрактными понятиями - это высшая ступень развития, присущая только человеку.
Эта способность все равно детерминирована (определена) врожденными инстинктивными программами социального поведения. И делать нужно то, что максимально безопасно, а максимально безопасно делать то, что делает большинство, а большинство делает то же самое, что делает лидер, вожак стаи, Акелла. Так работает ум.
Интериоризация упрощает процесс усвоения коллективного знания, включения его в свой индивидуальный опыт. А рекламные слоганы вроде: «Все любят Мамбу» или «Хорошие хозяйки выбирают Лоск» - являются отличной иллюстрацией того, как работает реклама, спекулирующая на интериоризации.
В эту же копилку мы положим аргументы, что «Товар сертифицирован» и «Подтверждено клиническими испытаниями». Сюда же можно отнести использование видных фигур в мире шоу-бизнеса, эстрады, рекламирующих шампуни, йогурты или витамины. Делай то, что делают все, или делай то, что делают самые лучшие, -и все будет хорошо.
Вит Ценев. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ
1.4.3. Способ третий: автоматизмы и стереотипы
Самое ужасное, что когда-либо может быть придумано, - это выключатель света, который все время оказывается в любом месте, в каком ему заблагорассудится. Слава богу, что он имеет обыкновение быть на одном и том же месте, — и мы включаем и выключаем свет, не задумываясь над этим.
В жизни каждого человека есть сотни и тысячи движений, которые он делает, не утруждая свой мозг размышлениями и поиском нужного решения на этот счет. Точно также в жизни каждого человека есть тысячи хорошо заученных шаблонов для того, чтобы давать оценку событиям, принимать решения, отвечать или слушать, почти не задумываясь об этом. Так что мэрфологический закон о том, что «мозг - это такой прибор, которым мы думаем, что мы думаем», обретает определенную доказательность.
Все, что относится к движению тела, мы можем назвать автоматизмами. то есть хорошо отлаженными и четко исполняемыми программами выполнения повседневных двигательных операций.
Стереотип (ЗпоПси!) в переводе с английского - и «кратчайший путь к цели», и «экономный и рациональный путь для достижения чего-либо», и «стереотип» как заранее готовое суждение касательно тех или иных явлений, и «ярлык» для быстрого запуска компьютерной программы, в которой содержится путь и основные параметры запуска.
А все, что имеет отношение к движению ума, назовем стереотипами (81юг1;си1;), или заранее заготовленными суждениями, не требующими от нас никаких интеллектуальных усилий. Если перенести это на компьютерный язык, то пользователь только окликает» по «ярлычкам» (зпог1си1) на споем рабочем столе ума, а все остальное происходит практически само собой.
КТО ВИНОВАТ?
Однажды, вечером гостем шоу (ток-шоу Джо Наина, выходившее в Калифорнии) был рок-музыкант Фрэнк Заппа. Дело происходило в 1960-е годы, когда длинные волосы. у мужчин еще были редкостью и предметом бурных споров. Как только Заппа был представлен зрителям, между ним и Пайном произошел следующий обмен репликами:
Пайн: Полагаю, длинные волосы делают вас девушкой. Заппа: Полагаю, деревянная нога делает вас столом. Р. Чалдини. «Психология влияния»
Автоматизмы и стереотипы помогают человеку или быстро сделать вывод на основе какого-то единичного факта (как в примере диалога между Пайном и Заппой), или же «извлечь» заранее готовое суждение. И доверие к человеку, одетому в строгий костюм, будет примерно в два раза выше, чем к тому, который одет менее консервативно. Строгий стиль одежды является привычным для сферы высокого бизнеса, поэтому вообще любой человек в деловом костюме воспринимается по образу и подобию как серьезный, солидный, занятый бизнесом.
Это пример стереотипного мышления, цель которого - предельно сократить количество умственных операций, снизить нагрузку на мозг и помочь человекубыстрее принимать решения. Стереотипы далеко не всегда бывают удачными и оправданными, но на долгие и тщательно выверенные размышления у нас элементарно нет ни времени, ни сил. Поэтому роль автоматизмов и стереотипов в удельной массе умозаключений и принятых решений будет постепенно увеличиваться, пропорционально увеличению нагрузок на наш мозг.
1.4.4. Способ четвертый: сенсорная адаптация
Люди делятся на две части:
у одной есть обед, но нет аппетита, у другой же — отличный аппетит, но нет обеда.
Голодному человеку сложно вообразить, как можно, заглянув в битком набитый разными продуктами холо-
Вит Ценев. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ
дильник, сделать вывод, что «есть нечего», - и отправиться в магазин. Но для человека, который привык к такому положению вещей, это кажется вполне резонным и естественным. Да, холодильник полон, а есть нечего. Или еще типично женский брэнд: «носить нечего» (мужчину это вмиг сводит с ума). В чем тут дело?
Люди, которые живут вблизи аэродрома или железной дороги, через некоторое время уже «не слышат» шума взлетающих самолетов или громыхающих поездов. Городской житель перестает «чувствовать» химический привкус воды или запах выхлопных газов на улице. Человек, который носит очки, перестает замечать, что они давят ему на переносицу. И так далее, и тому подобное.
Если сенсорный сигнал (зрительный - зеленая трава на улице, звуковой - шум самолетов за окном, вкусовой - привкус питьевой воды, обонятельный - выхлопные газы на улице, телесный - соприкосновение с одеждой) остается постоянным на длительное время, то он перестает влиять на активность высших отделов мозга, а их передача блокируется, дабы они не «загромождали» сознание.
У мозга есть специальный механизм, который несет за это «ответственность» (не только за это, а в том числе), - ретикулярная формация. На уровне ретикулярной формации любой сигнал интерпретируется как важный или неважный, значимый или незначимый, нужный или бесполезный.
В зависимости от принятого решения (принятого вашим мозгом, но не вашим сознанием, не вашей «дума-тельной» частью мозга) - сигнал или блокируется, или переадресуется высшим психическим инстанциям (то есть вашему сознанию).
В зависимости от того, каков был сигнал, и произойдет некоторое действие: или оно будет безусловного
кто виноват?
рефлекторным (прикоснувшись к раскаленной плите, человек отдернет руку раньше, чем осознает это), или условно-рефлекторным (рукопожатие при встрече), или же осознанным (внимание, интерес и сосредоточенность на человеке, обратившемся к вам с вопросом). Если же сигнал был отфильтрован, «убит», то никакого действия не случится, ничего не произойдет. Абсолютно ничего.
1.4.5. Способ пятый; сенсорные автоматизмы
Успешное восстановление в памяти зависит от совпадения информации, закодированной во время запоминания, с информацией, имеющейся на момент восстановления.
Эндел Тулвинг
Россер Ривс, автор знаменитой теории УТП (уникального торгового предложения) считал одной из самых непростительных ошибок слишком частое внесение изменений в рекламу. Вот дословно его формулировка:
Как это проявляется?
Если сахарница или солонка все время стоит на столе, то вам более не нужно все время искать ее глазами, достаточно лишь помнить, что она там стоит. Формируется зрительный стереотип, похожий на тот, когда мы привыкаем «нащупывать» выключатель в темноте.
Эта особенность мозга может преподнести сюрприз службе ГИБДД, изменившей правила движения на том или ином участке магистрали и заменившей один знак предписания на другой. Потому как водители, которым уже хорошо знаком этот участок, будут ехать согласно старым правилам, ибо они не столько видят дорожные знаки, сколько помнят б том, что они там есть. А это, как вы понимаете, очень и очень разные вещи.
По тем же самым причинам человек может «в упор не видеть» сахарницу, которая стоит на столе, но передвинута с одного места на другое. И когда муж не замечает, что у жены накрашены ресницы, ей следует обижаться на это не больше, чем сотруднику ГИБДД на факт необъяснимой незамечаемости нового знака на проезжей части.
Иными словами, человек в привычном круге вещей не столько видит, сколько думает, что он это видит. Привыкнув к определенным цветам (фирменного стиля), шрифтам (Соса-Со1а) или логотипам, при обращении взгляда на прилавок, он не столько видит, сколько вспоминает о том, что он видел. Происходит «упреждающее чтение» визуальной информации.
Муж может не узнать свою жену, если она неожиданно сменила цвет волос, а он об этом не знает (или даже знает), он пройдет мимо нее (кстати, это обыгрывается в рекламе: она использовала новый шампунь, и муж спутал ее с другой женщиной, начал флиртовать с ней).
КТО ВИНОВАТ?
Смените прическу, снимите (или наденьте) очки -и знакомые перестанут вас узнавать на улице. Этот феномен ярко проявляется у тех людей, у которых плохое зрение: если их знакомый одет в привычную им одежду, то они углядят его за добрую сотню метров, но стоит ему сменить свой гардероб, и они пройдут мимо него и «не заметят в упор».
Таким образом, постулат Ривса имеет очень простое психологическое объяснение: частые внесения изменений затрудняют или делают невозможным распознавание товара, ибо он все время меняет свои качества. Потребитель в буквальном смысле слова в упор не видит ваш товар, даже если он стоит на самом видном месте. Он проходит мимо него, как муж мимо своей жены, которая из брюнетки стала блондинкой.
1.5. Структура повседневного мышления
Большинство людей или знают, или догадываются, что у них есть часть ума, которую мы обычно называем сознанием (и которой мы, собственно, думаем), и часть ума, которую мы привыкли называтьподсознанием (или бессознательным) и которая фактически думает за нас. Как следствие, принято считать, что тем местом, которым мы думаем, мы можем сами принимать решения, а тем местом, которое думает за нас, — мы совершенно не распоряжаемся. Поэтому все то, что будет туда «положено» другими (реклама, СМИ, пропаганда), будет определять наше поведение.
На самом же деле структура мышления организована так, что в ее основу может быть положено лишь то, чегомы хотим сами. Каждое сообщение, с нашим участием или без него, осознаваемое или нет, - проходит весьма сложный путь экспертизы, анализа и оценки,
Вит Ценев. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ
после чего оно будет или принято и усвоено, или отвергнуто. Упрощая эту ситуацию, можно сказать, что вы увидите только то, что хотите увидеть, и услышите то, что хотите услышать. Но для более развернутого и всестороннего понимания этого процесса вам ненадолго придетсяпогрузиться в дебри нашего подсознания. Об этом -раздел 1.5.
В то время как вы хотите иметь хороший бизнес, миллион долларов в банке и шикарную виллу на Канар-ских островах, ваш мозг, которым вы все это хотите, тоже хочет весьма и весьма определенных вещей, иногда прямо противоположных тому, чего хотите вы.
Мозг человека (о чем всегда «заб