Психология маркетинка и рекламы

Преподаватель к.пс.н., доцент Бонкало Сергей Иванович

Определение рекламы

Реклама – это положительная оценка чего-либо. Соответственно, оценка – это психологическая основа рекламы. Реклама неотъемлемая часть маркетинга. Маркетинг – анализ рынка, а кроме того, оценивает, какая реклама нужна и для чего.

Рекламу должны давать социально положительные образы. По мнению многих психологов, основная потребность людей – это потребность в самовыражении, чувстве собственного достоинства и проч, человек стремится к социальному одобрению (вне зависимости от культуры). Поэтому эффективная реклама строится на человеческом честолюбии.

В России термин реклама чаще всего связан с рекламной деятельностью, а именно производство рекламной продукции. Методы рекламы, что в начале 20 века, что сейчас актуальны по нескольким причинам:

1. Технологии рассчитаны на людей.

2. Изменения психологической науки.

3. Появление проблем (психологических), которые необходимо решать.

Психология в данное время в науке активно развивается и ее социальный аспект тоже. Поэтому и рекламу надо рассматривать с точки зрения социальной психологии. Если бы не было рекламы, то общество не могло бы развиваться. Т.к. сам по себе факт рекламы и создаваемое ей пространство сравнения создает точку развития товаров/производства

Первым основателем рекламы считается Уолтер Скотт 1908 год и его книга «Психология рекламы». Лебедев, Хромов говорили о том, что рекламу необходимо рассматривать с точки зрения экономики, психологии и культуры.

С точки зрения экономики реклама - это вид бизнеса. Здесь можно выделить основные три задачи

1. Давать положительные оценки. Тем самым привлекать внимание к товару.

2. Представить рекламируемый об»кт как об»ект с высоким качеством.

3. Представить рекламный об»ект в наилучшем виде и вызвать к нему интерес.

С точки зрения социальной психологии реклама – это, прежде всего, общение. Это активность людей, т.е. это источник многочисленных социальных контактов, возникающий под действием мотивов.

С точки зрения культуры реклама положительно влияет как на одного человека, так и на общество в целом. Реклама влияет на развитие общества.

Системный подход в психологии рекламы.

Системный подход рассматривает рекламу как системное явление. Но психология до сих пор не дала научного об»яснения тому факту, что крупные компании проводят рекламные компании так же как и обычные люди и совершают такие же ошибки. Системный подход предполагает разработку единых определений понятий изучаемого об»екта. В нашей стране системный подход гораздо лучше развит, чем за рубежом. Системный подход имеет в себе ряд принципов:

1. Свойство системы – это не свойства ее частей.

Напр., явление социальной моды: ценностные аспекты соц. моды подростков со временем претерпевают изменения и, кроме прочего, отличается от моды иных социальных и/или возрастных слоев. Еще пример: цветовые решения в производстве денег и его изменения в ходе инфляции, деноминации и прочих экономических изменений.

2. Принцип саморегуляции. И этот принцип позволяет проанализировать мотивы социального поведения.

Виды рекламы.

1. Реклама коммерческая или экономическая.

2. Социальная реклама.

3. Политическая реклама.

Маркетинг – это наука, основанная в 1902 году. В 1910-1920 гг разрабатывается инструментарий регулировки рынка. Изначально, маркетинг воспринимался как строго научный подход (к рынку) и назывался он тогда дистрибуция. Дистрибуция - это распределение на рынке с научной точки зрения. В 1920 г экономист Кокс предложил название «маркетинг». Маркетинг изучает потребности и создает их(на рынке). Маркетинг развивался изначально вместе с рынком. Но с середины 30х годов рынок стал перенасыщен товарами самого разного качества, и первоочередной стала задача сосредотачиваться на товаре, а не на продаже. В 1980 году приходит концепция социально-этический маркетинг. Он ориентирует рынок на производство товаров, который вызывает только положительные эмоции. Эта концепция возможна только в развитых странах.

Маркетинг – это единый комплекс науки организации производства и сбыта товаров, направленный на выявление и удовлетворение потребностей потребителя с целью максимальной выгоды. Маркетинг анализирует все(!) аспекты рынка, включая культурно-исторические, социально-ментальные и лингвистические особенности. Маркетинг – это основа любой фирмы. Основные определения(в маркетинге):

Нужда – ощущение человека в нехватке чего-либо. Нужда, принявшая специфическую форму под воздействием уровня культуры и личности индивида, называется потребностью. Потребности человека безграничны. Потребность – это улучшения качества жизни.

Потребность, подкрепленная финансовой возможностью, называется спросом. Спрос – величина изменяемая(под воздействием различных социокультурных факторов).

Товар – это об»ект или услуга, удовлетворяющая потребность.

Сколько способов существует для получения желаемого об»екта? Самый простой – произвести его самому. Второй способ: это украсть. Третий способ: это обмен или бартер.

Обмен – это акт получения чего-либо взамен чего-либо. Обмен ценностями – это сделка.

Принципы маркетинга:

Основная идея маркетинга - это создать потребность у человека. Не просто спихнуть товар, а создать именно потребность в этом товаре, и тогда товар будет продавать сам себя.

1. Достижение положительного результата.

2. Мы должны получить долю на рынке.

3. Эффективная реализация товара.

4. Разработать положительную стратегию.

5. Повышение качества товара.

6. Улучшить производство товара.

7. Сокращение издержек.

Задачи маркетинга напрямую выходят из принципов: анализ и исследования рынка.

Классификация потребностей.

Существуют функциональные потребности и эмоциональные.

Физические потребности: потребность в еде, тепле, скорости (из п. А в п.Б)

Эмоциональные делятся на психические(внутриэмоциональные) и социальные (или внешние).

Психологические потребности – обрести спокойствие, быть любимым, уверенность в завтрашнем дне

Социальные потребности. – желание быть принятым, быть как все или, наоборот, не быть и т.п.

Про товар.

Жан-Жан Ламбэн разработал трехуровневую модель товаров:

1 уровень – товар по замыслу, т.е. это основная выгода. Напр, Харлей Дэвидсон – это в первую очередь, мотоциклы, а потом, попутно – одежда и прочие пристяжные товары.

2 уровень – товар в реальном исполнении. Это качество, внешний вид и упаковка, цена и т.п.

3 уровень – товар с подкреплением. Тут: гарантии на товар, доставка, монтаж и прочая.

Наши рекомендации