Понятия и категории возрастной психологии и психологии развития.
ПСИХОЛОГИЯ
1. Теоретические задачи возрастной психологии:
- изучение психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;
— периодизация психического развития в онтогенезе ( изучение периодов возрастов )
— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
Практические задачи возрастной психологии:
— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
— возрастная и клиническая диагностика;
— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).
Понятия и категории возрастной психологии и психологии развития.
Основные категории возрастной психологии :
Развитие -это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.
Рост – процесс количественных изменений процессов развитие. Главное отличие роста от развитие ; рост сводится количественными изменениями, а развитие качественными.
Филогенез– процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Онтогенез -процесс индивидуального развития человека.
Возраст - категория, означающая качественно специфическую ступень онтогенетического развития (временная характеристика индивидуального развития). В психологии сложилось 2 понятия возраста – хронологический и психологический.
Понятие «развитие». Характеристики развития.
Развитие -это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Психология развития - это область психологии изучающая психологические изменения человека , того как он взрослеет
Область развития | Характеристика |
Физическая | Включает рост и изменение тела человека. Сюда входят как внешние проявления, например динамика роста и веса, так и внутренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки (например, ходьба, ползание, навыки письма) |
Когнитивная | Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи |
Психосоциальная | Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой - формирование социальных навыков и моделей поведения |
- Пренатальная и перинатальная психология – изучает психическую жизнь ещё не рождённых и новорожденных детей;
- Детская психология – изучает психическое развитие ребёнка;
- Психология юности и зрелого возраста – изучает психические особенности людей в юношеском и зрелом возрасте;
- Геронтопсихология – изучает психику людей пожилого возраста.
Структура возрастной психологии
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
- детская психология (от рождения до 17 лет);
- психология взрослых, зрелых возрастов;
- геронтология или психология пожилого возраста.
Штерн конвергенция
Штерн считал , что главным образом на ребёнка влияет наследственная и среда , оба факторы в Рановой мере важны для ребёнка . Психическое развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию , но и к самосохранению.
Учение об интеллект
ПСИХОЛОГИЯ
1. Теоретические задачи возрастной психологии:
- изучение психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;
— периодизация психического развития в онтогенезе ( изучение периодов возрастов )
— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
Практические задачи возрастной психологии:
— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
— возрастная и клиническая диагностика;
— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).
Понятия и категории возрастной психологии и психологии развития.
Основные категории возрастной психологии :
Развитие -это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.
Рост – процесс количественных изменений процессов развитие. Главное отличие роста от развитие ; рост сводится количественными изменениями, а развитие качественными.
Филогенез– процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Онтогенез -процесс индивидуального развития человека.
Возраст - категория, означающая качественно специфическую ступень онтогенетического развития (временная характеристика индивидуального развития). В психологии сложилось 2 понятия возраста – хронологический и психологический.