Тема: Особенности развития в период средней и поздней взрослости
(30-40 и 40/45-55/60 лет)
План
1. Общая характеристика средней взрослости.
2. Профессиональное развитие. Мотивация профессиональной деятельности.
3. Личностное развитие в средней взрослости.
4. Когнитивное развитие в средней взрослости.
5. Характеристика кризиса 40/45 лет.
6. Общая характеристика поздней взрослости.
7. Понятие зрелость. Признаки зрелой личности.
8. Личностное развитие в период зрелости.
9. Когнитивное развитие в зрелости.
Литература
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
2. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2008. - 672 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210889
3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709
- Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата, 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.4E804278-DBBF-4D3F-B880-BFFEDFF0FE33&type=c_pub
5. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333
Задания для самостоятельной работы
1. Выписать в словарь: зрелость .
2. Пиняева С.Е., Андреев В.Н. Личность и профессиональное развитие в период зрелости// Вопросы психологии.-1998.-№2.-с.3-9(конспект)
3. Реан А.А. Акмеология личности //Психологический журнал.-2000.-№3.-с.89-95.(краткие выписки).
Практическое занятие 13.
Тема: Особенности развития в период старости
План
Общая характеристика периода старости. Типологии старения.
1. Характеристика познавательной активности в старости. Причины ухудшения интеллектуальных функций (прямые и косвенные). Механизмы компенсации возможного снижения интеллектуальной деятельности в старости.
2. Значение общения в позднем возрасте. Проблема одиночества. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте.
3. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Психологические условия активной старости. Психологическая поддержка людей позднего возраста.
4. Этапы умирания (по Э. Кюблер-Росс). Добровольный уход из жизни. Эвтаназия (активная и пассивная).
Литература
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
2. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2008. - 672 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210889
3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709
- Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата, 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.4E804278-DBBF-4D3F-B880-BFFEDFF0FE33&type=c_pub
5. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333
Задания для самостоятельной работы
1. Выписать в словарь: витаукт, геронтология, геронтогенез, инволюция, ипохондрическая фиксация, «программированное» старение, «непрограммированное» старение, психологическое и социальное старение.
2. Сделать конспект: Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности // Психологический журнал. - 1996. - № 6. - С. 60-71.
3. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С.133-141 (краткие выписки).
4. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте //Вестник Московского университета. - Психология. - 1998. - № 1. - С. 23-41 (конспект).
Модуль IV. Педагогическая психология
Практическое занятие 14.
Тема: Предмет, задачи и методы педагогической психологии
Вопросы для обсуждения
1. Предмет педагогической психологии. Цели и задачи науки, ее разделы.
2. История становления педагогической психологии в Европе и России.
3. Принципы педагогической психологии.
4. Специфика методов педагогической психологии.
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2012.
2. Мананикова Е.Н. Педагогическая психология.- М., 2014.
3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - Кн.1, гл.13, 22; Кн.2, гл.8, 21-25. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub
4. Педагогическая психология /Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
Задания для самостоятельной работы
1. Выписать из словаря термины: педагогическая психология, принцип детерминизма, принцип гуманизма, принцип системности, методология, метод.
2.Составить таблицу ²Психологические теории, оказавшие влияние на осмысление педагогического процесса².
Психологические течения и теории | Исторический период | Представители | Вклад в педагогическую психологию, заслуги |
Источник: Зимняя И.А. Педагогическая психология, М.,1999, с.10-14.
3. Составить таблицу ²Этапы становления педагогической психологии².
Этап | Главная задача | Исследователи | Основные труды | Идеи, понятия |
II III IV |
Источник: Зимняя И.А. Педагогическая психология, М.,2012, с.14-21, 56-62.
Практическое занятие 15.
Тема: Психология воспитания
Вопросы для обсуждения
1. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на воспитание личности.
2. Этапы и механизмы становления личности.
3. Концепции воспитания (воспитательные цели и средства).
4. Основы гуманистического подхода к воспитанию личности.
5. Психологические факторы семейного воспитания.
6. Двойственные аспекты влияния коллектива на развитие личности.
7. Роль общения в воспитании.
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2012.
2. Мананикова Е.Н. Педагогическая психология.- М., 2014.
3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - Кн.1, гл.13, 22; Кн.2, гл.8, 21-25. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub
4. Педагогическая психология /Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
Задания для выполнения
- Выписать из словаря термины: воспитание, общение, семейное воспитание.
Практическое занятие 15.