Учится ли ребенок во время игры? Чему учится ребенок?
Обучение во время свободной самостоятельной игры не сравнить со специально организованными занятиями:
Ребенок самостоятельно выбирает то, чем он хочет заниматься, значит, он уже имеет сильную мотивацию.
Он сам подбирает для своей игры материалы, он сам регулирует длительность игры, он свободен в количестве проб, у него есть время поразмышлять над тем, что он увидел.
Он активно привлекает взрослого, задает ему вопросы, а если взрослый, видя затруднение ребенка, слегка поможет ему или обозначит словом его действия или открытия, ребенок будет чувствовать заботу о нем и собственную значимость.
Ребенок радуется собственным достижениям и запоминает их надолго, он может сколько угодно раз повторять интересное для него упражнение, тренируясь и совершенствуясь.
Исследовательские – экспериментирование и нахождение чего-то нового о вещах в мире вокруг ребенка (водичка льется, краска рисует, тесто мнется и рвется и пр.).
Манипулятивные – способность ребенка выполнять различные движения, координируя глаза и руки (вкладывать, открывать, закрывать, рисовать, нанизывать, надевать и пр.)
Игры на взаимодействие – двухсторонний процесс, когда один что-то берет, а другой дает (игрушки, вещи, улыбки, слова и пр.)
Игры - притворство – ребенок использует его воображение, чтобы представить, что один предмет может выполнять роль другого, например, коробка – эта машина, палочка – это ложка, а сам он водитель или доктор.
Решение проблем – игры, когда ребенок внимательно думает, чтобы найти решение, например над пазлом, разрезной картинкой, вкладышами геометрических фигур и др.
Формы исследовательского поведения:
- ориентировочная реакция
- рассматривать и следить
- трогать, толкать, хватать, надавливать, ощупывать и пр.
- вращать, крутить
- намеренно «ронять», бросать, кидать
- залезать в …, под …, на …, влезать, скатываться, сбегать
- ходить по ограниченной поверхности
- собирать, опускать в…, бросать в….
- вытряхивать, доставать
- искать, прятать
- ставить один предмет на другой
- складывать и строить
- примерять, составлять последовательность
- резать, протыкать, нанизывать
- открывать, закрывать
- лить, наливать, переливать (при помощи других средств), выливать
- копать, рыхлить, сажать-наблюдать
- стучать, забивать, разбивать
- смачивать, мыть, вытирать
- смешивать, мешать, просеивать
- сортировать, объединять
- измельчать, толочь
- собирать щеткой в совок
- красить воду, тесто, макароны, крупу
- сминать, складывать, резать, мочить, разворачивать
- передвигать, переносить
- склеивать
- поиск причины (действия….)
- поиск источника (звука….)
Во время игры ребенок:
- получает удовольствие, радость, что является существенным для чувства собственного достоинства и здоровья
- учится тому, как учиться (формируются универсальные учебные навыки)
- интенсивно учится (знания о мире, навыки)
- соразмеряет свои силы с задуманным действием, рискует
- экспериментирует, исследует
- делает открытия, генерирует идеи
- исследует отношения
- учится адаптироваться к изменяющимся условиям
- что-то понимает о себе
- учатся понимать чувства свои и других
- развивает свои способности, учится понимать способности других
- развивает доверие к миру
- ручки становятся умелыми, ловкими
- увеличивает эффективность функционирования мозга
- развивается изобретательность и фантазия детей, когда им дают возможность свободной игровой деятельности
В эмоциональном и поведенческом планах игра:
- уменьшает тревогу, беспокойство, напряжение, раздражительность
- создает радость, близость, чувство собственного достоинства и мастерства, не основанное на потере уважения других
- улучшает эмоциональную гибкость и открытость
- увеличивает способность к адаптации, способность удивляться и принимать изменения
- снижает драчливость, уменьшает потребность в самообороне
Тяжелые двигательные нарушения могут влиять на развитие игры ребенка и затрагивать ее различные аспекты:
- способность ребенка инициировать игру
- принять приглашение поиграть
- возможность дотянуться до игрового материала
- манипулировать им
- и т.д.