Как ребенок учится регулировать свои эмоции?

Взрослые отличаются от детей не только размерами и уровнем раз- вития интеллекта. Они еще в большей степени, нежели дети, способны контролировать свои чувства и эмоции.

Эта способность появляется не сразу и НЕ дается человеку с рожде- ния раз и навсегда. Кроме того, у каждого человека умение регулировать свое эмоциональное состояние развито по-разному.

? Что такое «эмоциональный интеллект»?

От того, как человек справляется со своими внутренними пе- реживаниями, зависит многое. Так, способность справляться со стра- хом необходима школьнику для успешной учебы, а умение управлять безудержной радостью или отвращением очень пригодится во взрос- лой жизни.

В последние годы ученые нашли массу доказательств тому, что спо- собность регулировать свое состояние нужна человеку для достижения успеха не меньше, чем знания. Появился даже специальный термин - «эмоциональный интеллект». На бытовом уровне это иногда называ- ют «умением держать себя в руках». «Держать себя в руках» означает быть способным управлять своим поведением. Наше поведение, по су- ти, — это наша реакция на эмоции и чувства, которые мы переживаем.

Что такое эмоции и чувства?

Сью Герхардт (Sue Gerhardt) в своей книге, посвященной развитию мозга младенца «Почему любовь имеет значение», сравнивает мозг че- ловека со старой фермой, строившейся долгие годы многими поко- лениями: вот совсем новая постройка на древнем фундаменте, а вот здание, построенное десятки лет назад (Gerhardt, 2004, с. 39). Это ху- дожественное сравнение она делает, используя описание мозга, данное Полем Маклейном (Paul MacLean). Он утверждает, что в человеческом мозге сосуществуют древние отделы мозга рептилии, эмоциональный

мозг млекокопитающего и человеческая кора головного мозга (MacLean, 1990). таким образом, по Маклейну, эмоции достались человеку от животных, а отличает его от них умение эти эмоции контролировать.

Принято выделять шесть основных эмоций: счастье, печаль, удив- ление, страх, гнев и отвращение. По-другому эти эмоции еще называ-| ют базовыми, так как на их основе строится все поведение человека. С этими эмоциями каждый ребенок приходит в мир. Они уже заложе- ны в генетическом багаже человека и начинают действовать, как только младенец делает первый вдох. Возможно, эта способность переживать эмоции появляется много раньше, на последних неделях беременно- сти, - |уже у 27-недельного недоношенного младенца удается зареги- стрировать улыбку.

Зачем человеку нужны базовые эмоции? Так, например, страх не- обходим, чтобы избежать опасности. Гнев означает недовольство чем- либо и выражает немедленное требование внимания. Отвращение сиг- нализирует о том, что можно отравиться, если съесть тот или иной продукт, или быть укушенным ядовитым насекомым, если дотронуться до него. А базовая эмоция удовлетворения лежит в основе формирова­ния любви и привязанности. Без этого невозможно выживание отдель- человека и всего вида в природе.

Гнев, стpax и другие базовые эмоции, возможно, достаточны для животных, но человек гораздо более сложное существо, и для успеш- ного существования в социальном мире ему нужны более сложные ме- ханизмы. Эти более сложные механизмы называются чувствами.

Эмоции биологически заданы, они возникают в ответ на внешний сигнал, а чувства — это более сложная комбинация процессов, проис- ходящих в человеческом мозге и теле (разочарование, чувство голода, надежда и т. д.). Чувства — это реакция, которой человек научился в ре- зультатеприобретенного опыта. Они «культурально зависимы», то есть не рождаются вместе с человеком, а зависят от того, в какой среде че- ловек живет, как и с кем общается, каковы его семья, друзья, и т. д.

Чувства больше осознаются человеком, нежели эмоции, которые происходят из глубоких древних бессознательных отделов нервной си- стемы человека (из мозга «рептилии и животного»). Эмоции — своеоб- разная система предупреждений (как сигнализация у автомобиля), по- могающая человеку реагировать на то, что его окружает. Они являются индикатором происходящего в жизни человека и вокруг него. Это до- полнительная система навигации в социальном мире, тогда как осознан- ное реагирование — процесс гораздо более медленный (Elias, 2000,



Глава 7. Как ребенок учится регулировать свои эмоции?

Как взрослому помочь ребенку научиться регулировать свои эмоции? 65






с. 113). Эмоции — некий сырой материал: они всегда с нами, заложе- ны в нашем ДНК, а то, как мы ими распорядимся, зависит от приобре- тенных навыков и «эмоциональной сноровки». Результатом обработки эмоций в нашей центральной нервной системе являются чувства. Эмо- ции помогают подготавливать и предвосхищать действия, а чувства вну- тренне отображают эмоции, их можно отличить от «чувств тела». Так, например, «чувство холода» (физическое чувство) отличается от чув- ства уныния». В основе «чувства уныния» — эмоции злости и горя, а в основе «чувства холода» — воздействие холодного воздуха на рецеп- торы кожи.

Наши рекомендации