Идеологическая конверсия и этнозащита
Этнозащита на уровне личности, по—видимому, становится потребностью для развивающейся личности в конце подросткового возраста и в начале периода юношества, когда, как показал Эрик Эриксон, появляется потребность в глобальной идеологии'. Такая идеология нужна юноше для получения ответов на все животрепещущие вопросы, которые перед ним возникают в связи с формированием его "Я" (идентичности, самосознания). Потребность в идеологии возникает под влиянием тех типичных конфликтов, которые переживаются личностями в данный период своего развития.
Но уже на данной стадии развития личности ее сложная я—концепция включает также ее этническую я—концепцию, и в связи с этим, как мы считаем, появляется потребность и в этнической (национальной) идеологии.Человеку этого возраста уже нужна вера, нужны убеждения. Поэтому возраст от 14 до 18 лет - лучшее время для "индоктринации" личности. Активные юноши сами ищут и находят себе убеждения, но большинство нуждается в помощи референтных людей.
Исследование жизни известных людей методом психоистории показывает, что изложенные подходы, опирающиеся на труды Э. Эриксона, в основном верны. Так, национальную ра-
' См.: EriksonE. H.Indentity: Youth and Crisis. New York, 1968.; КонИ. С. От-крытие"Я". М., 1978; его же: В поисках себя. Личность и ее самосозна че. М., 1984.
Агресивная этнозащита
329
систскую идеологию Гитлер приобрел именно в годы юношества, отчасти путем чтения расистских публикаций, отчасти же путем переработки собственного личного опыта'. Этому способствовало, в частности, то, что ему было отказано в приеме в Венскую Академию искусств, а в жюри большинство составляли евреи. Развитию у молодого Гитлера агрессивного антисемитизма способствовало также его представление о том, что в смерти его матери Клары от рака груди виноват лечащий врач еврейской национальности по фамилии Блох. Сам Гитлер писал, что именно в это время в нем произошло самое большое изменение, когда-либо им пережитое: из космополита он превратился в фанатика антисемита2. Это было в 1908 году, когда Адольфу было 18 лет. И по другим случаям он говорил, что названное большое изменение в нем произошло тогда, когда ему шел 19—й год жизни. Последующие впечатления от войны, идеи рабочего движения 20—х годов и т.п. лишь усилили и закрепили расистские взгляды Гитлера. Именно с 1908 года, в ходе своей политике—психологической конверсиии в последующем, он начинает активно читать литературу, в том числе сочинения Рихарда Вагнера.
Как мы видели, у Гитлера было подозрение о том, что его отец был наполовину евреем, и это вызвало у него сильнейшую потребность в индивидуальной этнозащите против евреев. Защита эта принимала характер агрессивного нападения. Личными его врагами были: а) собственный отец, к которому его отношение было амбивалентным в результате неуверенности Адольфа в его расовой чистоте. У него было скрытое агрессивное отношение к отцу еще и потому, что он был крайне строгим с мальчиком и, вдобавок, у Адольфа образовался сильный Эдипов комплекс. Он даже помнил, что в трехлетнем возрасте стал свидетелем полового акта родителей, считал отца агрессором в отношении к любимой матери, но был также удивлен, что агрессия отца, по-видимому, была приятна для матери. Гитлер считал отца своим соперником в любви к матери и он, по всей видимости, не мог освободиться от Эдипова комплекса и в годы зрелости; б) личным врагом Гитлера был также док-
См.: Wait R. G. L.Op. cit., pp. 186-187.
См.: HitlerA. Mein Kampf. (English ed.). New York, 1939, p. 83.
330
Альберт Налчаджян
тор Блох, врач, оперировавший его мать, после чего она умерла; в) врагами были члены комиссии Венской Академии искусств, которые отвергли Гитлера и которым он клялся отомстить.
Впечатления, связанные с этими событиями и людьми, произвели в нем конверсию идеологического порядка. Но чтобы его установки к определенным индивидам еврейской национальности обобщились и стали национальной идеологией, в психике Гитлера должны были произойти дополнительные процессы: а) замещение образа матери образом матери—родины, Германии, которую "отравляют евреи" (как врач еврей, по предположению Гитлера, отравил его мать); б) замещение отдельных еврейских персонажей их этносом, еврейством вообще. В результате этих замещений (субституций) произошла замена объектов его ненависти и "свободно плавающей" агрессивности. На эти объекты были спроецированы такие черты, которые оправдали бы его чувства. Происходила проективная атрибуция мотивов,качеств и установок.
Но и этого было недостаточно. Мы думаем, что все эти изменения не смогли бы привести к тем действиям, которые позже совершил Гитлер, если бы он не идентифицировал себя с Германией и с немецкой нацией. Только в этом случае его индивидуальная этнозащита превратилась бы в общеэтническую.
Наконец, есть сведения о том, что в формировании антисемитской идеологии Гитлера, как это ни странно, играло роль то, что он считал евреев убийцами Христа. Гитлер идентифицировал себя с Христом, считал себя Мессией, и часто употреблял слова и изречения Христа.
Итак, мы видим, что еще одна идентификация — идентификация с Иисусом Христом — способствовала идеологической конверсии Гитлера. По-видимому, при этом имели место самоатрибуциии интроекциикачеств и роли Христа, их приписывание самому себе. Но здесь, по—видимому, было много театральности, а на вербальном уровне — много рационализации, которые были необходимы этому авантюристу для оправдания своего властолюбия, вандализма и садизма. Это не первый случай в политической истории народов, когда религиозные идеологии используются для оправдания зла. Мог бы предвидеть
Лгресивная этнозащита 331
Христос, что его в целом гуманистическая идеология будет оружием в руках фашиста?
Литература
1. ВолкогоновД. А. Триумф и трагедия. Политический портрет И. В.
Сталина. Кн. 1-2, М., 1989.
2. Гозман Л. Я., Шестопал Б. Б.Политическая психология. "Феникс",
Ростов—на—Дону, 1996.
3. Киракосян Дж. С.Младотурки перед судом истории. Ереван, "Айа-
стан", 1986.
4. КонИ. С. Открытие "Я". Москва, 1978.
5. КонИ. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
6. МосковичиС. Век толп. М., 1998.
7. РадзинскийЭ. С. Сталин. М., "Вагриус", 1997.
8. Современная зарубежная этнопсихология. Реф. журнал. М., 1971.
9. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.,
"Смысл", 1998.
10. AdornoТ. W. а. о.The Authoritarian Personality. Abridged ed., New
York, London, 1982.
11. AronsonE. The Social Animal, 7th ed., W. H. Freeman and Co., 1995.
12. BanduraA. Aggression: A Social—learning analysis. Englewood Cliffs (N.
J.), Prentice-Hall, 1975.
13. Barner—Barry C. and Rosemvein R.Psychological Perspectives on
Politics. Prentice-Hall. Englewood Cliffs (N. J.), 1985.
14. Baron. R.Human aggression: an incompatible response strategy. In: R.
G. Green and Donnerstein (Eds.). Aggression: theoretical and empirical
reviews. New York: Academic Press, 1983.
15. BerkowitzL. Aggression: A social—psychological Analysis. New York:
McGraw-Hall, 1962.
16. Brown R.Social Psychology. The Second Edition. New York, 1985.
17. Bullock, Alan.Hitler and Stalin. Parallel Lives. Vintage Books. New
York, 1993.
18. Dollard J. and al.Frustration and Aggression. New Haven: Yale Univ.
Press, 1939.
19. EriksonE. H.Identity: Youth and Crisis. New York, 1968.
20. FestingerL. A theory of cognitive dissonance. Stanford (CA.): Stanford
University Press, 1957.
21. FreudA. Das lch und die Abwehrmechanismen. London, 1946.
22. Krebs D. and D. Miller.Altruism and Aggression. In: G. Lindzey and E.
Aronson (Eds.),Haadbook of social psychology. 3rd. ed., Vol. 2, 1985.
23. LawsonR. Frustration. The Development of a Scientific Concept. The
Macmillan Co., New York, London, 1965.
332
Альберт Налчаджян
24. Le Vine R. A. and Campbell D.T. Ethnocentrism: Theories of Conflict,
Ethnic Attitudes and Group Behavior. New York: John Wiley, 1972.
25. Lorenz K.On aggression. 4th printing. New York: Harcourt, Brace and
World, 1967.
26. MilgramS. Obedience to authority. New York: Harper and Row, 1974.
27. Sumner W. G.Folkways. New York: Geon, 1906.
28. TajfelH. Human groups and social categories: Studies in social psy
chology. Cambridge University Press, Cambridge (Mass.), London, New
Yorket al., 1981.
29. WaitR. G. L. The Psychopathic God: Adolf Hitler. Da Capo Press, New
York, 1993.
Qm межэтнической агрессии к внутриэтнической
333
Глава 9. От межэтнической агрессии к внутриэтнической
§ 9.1. Об интенсивности внутриэтнической агрессии
В |
предыдущей главе мы сказали, что обычно межэтническая агрессия сильнее, интенсивнее внутриэтнической агрессии. Для иллюстрации мы привели пример хищников, а также людей во время межэтнических конфликтов, когда совершаются самые гнусные преступления вплоть до массовых убийств и изуродования тел погибших.
Но иногда наблюдается обратное явление: внутриэтническая агрессия достигает такой интенсивности и разрушительности, что перед ней тускнеют образы межэтнической агрессивности. Так бывает, например, во время гражданских войн. С первого взгляда такое явление представляется парадоксальным: представители одной и той же нации с остервенением, с садистическим наслаждением измываются друг над другом, подвергают друг друга истязаниям, убивают без всякой жалости, причем не только воюющих солдат, но и беззащитных людей. Достаточно вспомнить события времен гражданских войн во Франции (1789 г. и последующие годы), в России 1917-1921 годов, а затем в разные годы сталинизма. Такие же сильные чувства враждебности и агрессивности мы наблюдаем во время конфликтов между этнически близкими народами (например, в 90-е годы между славянскими по происхождению народами Югославии; в Афганистане и других странах. Поразительным примером сильнейшей внутриэтнической агрессии является гражданская война в Кампучии в 70-е годы, когда одна часть народа уничтожила почти половину камбоджийцев. Такие процессы имеют место и в настоящее время.
Конечно, агрессия, садизм, массовые убийства — обычные явления при столкновении интересов различных этносов. Но нас здесь интересует парадоксальная интенсивность и деструк-тивность внутриэтнической агрессиии мы, для объяснения это-Го явления, желаем предложить ряд взаимосвязанных гипотез.
334
Альберт Налчаджян
В определенном смысле вся настоящая глава представляет собой изложение целого ряда гипотез, составляющих новую теорию о превращении межэтнической агрессии во внутриэтниче-скую, об обратном процессе, а также о многочисленных проявлениях тех механизмов, с помощью которых происходят названные преобразования.
1) Для того, чтобы люди предпринимали агрессивные действия к представителям другого этноса, нередко достаточно иметь даже слабую враждебность. Причина данного явления в том, что в этом случае под агрессивными действиями, кроме враждебности, лежат также этноцентризм, процессы дегуманизации и деперсонализации. В итоге этих социально—психологических процессов создается представление, что члены чужих этносов не являются полноценными людьми и поэтому их можно оскорблять, причем бесстрастно, без переживания угрызений совести. Такова психологическая основа воинствующего национализма и шовинизма.
Таким образом, в основе агрессивных действий могут "лежать" такие чувства и когнитивные процессы, которые, казалось бы, не являются враждебными: презрение, атрибуция недостатков и преступных мотивов, отрицательные гетеростерео-типы, с помощью которых создается представление, что эти люди лишены подлинных человеческих качеств и способностей. Вот почему для развязывания агрессивных действий как будто и нет нужды в сильной враждебности и ненависти, особенно если представители двух этносов не встречаются лицом к лицу, а истребляют друг друга издалека.
Приведем исторический пример: вряд ли президент США Г. Трумэн и американские летчики так сильно ненавидели японцев, когда приняли решение подвергнуть атомному нападению японские города Хиросима и Нагасаки. "Япошки" были для них просто "подопытными кроликами", жизнь которых они ни в грош не ставили. Презрение, деперсонализация и дегуманизация, дополненные даже слабой враждебностью, могут быть крайне разрушительными. А вот чрезмерно сильная ненависть, став доминирующим мотивом, не всегда обеспечивает эффективные действия по уничтожению врага, она может даже дезорганизовать действия человека и групп. 2) Для того, чтобы совершить агрессивные действия по отношению к представителю
От межэтнической агрессии к внутриэтническои
335
своего собственного этноса, необходимы более интенсивные чувства враждебности и ненависти, поскольку дегуманизация жертвы в этом случае — психологически намного более трудное дело.Как
бы вы ни старались убедить себя в том, что против вас стоит не человек, а животное, что вам стыдно вместе с ним принадлежать одной и той же нации, все равно вы знаете, что судьба предопределила быть с ним в составе одного этноса или нации. А это значит, что вы по каким—то своим чертам сходны с ним, являетесь носителем той же самой культуры, что и он, где-то даже тождественны с ним: вы оба турки, русские, армяне и т.п. Ваша и его этническая идентичность одинакова. Это означает, что вы можете быть агрессивным и беспощадным к нему, если ваша ненависть очень глубока и интенсивна, иначе положительные чувства одолели бы ее. Для того, чтобы быть агрессивным, во внутриэтнических отношениях вам нужна намного более сильная внутренняя мотивация, чем в том случае, когда имеете дело с представителями других этносов. 3) Но здесь есть еше один чрезвычайно важный психологический момент: если и вы, и ваш противник объективно принадлежите одному и тому же этносу и психологически идентифицируетесь с ним, то это значит, что ненавидя одного или нескольких сородичей, вы фактически ненавидите и себя.Важной психологической задачей является следующая: что возникает вначале — ненависть, враждебное отношение к себе (к собственной личности), которая затем переносится на другого члена вашего этноса? Или же имеет место обратный процесс: ненавидя одного, двух, нескольких наших сородичей, мы затем переносим это деструктивное чувство и на самих себя, руководствуясь следующей логикой: "Если А, Б, В ...мои сородичи и я их ненавижу, то, поскольку я тоже принадлежу этой нации, я тоже достоин ненависти". Может иметь место также обобщение и распространение установки ненависти и на всю нацию, но это, нам кажется, более редко встречающийся процесс.
Возможно, часть этих процессов проекции, атрибуции, обобщения оценок и чувств протекает подсознательно,они долго подготавливаются и могут привести к результатам, воспринимаемым как неожиданные. В этом причина того, что человек "вдруг", как бы без причин, начинает чувствовать сильную ненависть к членам своего этноса.
336
Альберт Налчаджян
Во всех случаях, чтобы ненавидеть кого—либо из своих сородичей, человек должен видеть в нем серьезные недостатки, должен терпеть из—за него какие—то неудачи, должен приписать ему дополнительные недостатки путем, например, проекции на него собственных недостатков. Он должен совершить, так сказать, негативную кристаллизацию1.
Для того, чтобы ненавидеть представителя другой нации, проекции собственных недостатков или не нужно или же она носит другой характер: приписываются общечеловеческие недостатки,которые представляются само собой разумеющимися. Но когда мы дегуманизируем врага, то в своем представлении можем лишить его общечеловеческих положительных черт и, наоборот, "одаривать" дополнительными недостатками. Есть и другой путь: мы начинаем утверждать, что их недостатки, да, являются общечеловеческими, но даны им в значительно большей степени, чем другим, даже на уровне патологии и дегенерации. Вполне понятно, что презрение к человеку с подобными недостатками возникает без труда, а истребление такой патологии есть очищение земли с тем, чтобы для достойных людей было больше простора.