Б. атрибуция, символизация и этнозащита

Каким образом этническими символами становятся люди, личности? Кратко и психологически точно определяет этот процесс Л. Н. Гумилев: "Сочетание принципа и персоны пре­вращалось в символ, ради которого стоило рисковать жизнью, если имелся достаточный пассионарный импульс"1.

Отметим, что такой процесс символизации может быть сложным. Например, сама личность исторического деятеля мо­жет не обладать нужными качествами, даже наоборот, но если это необходимо, люди приписывают ей нужные черты.С помо­щью атрибуцийосуществляется символизация личности и она становится групповым, например этническим, символом. По­добная символизация даже не совсем идеальных людей необхо­дима для этнопсихологической самозащиты, усиления положи­тельных аспектов его я-концепции и идентификации этнофо-ров с этносом. Последняя же часто происходит путем иденти­фикации личности с национальными символами.

Следует отметить, что национальные символы становятся предметами идентификации и интериоризации для этнофоров не просто потому, что они значительны и, как мы уже говори­ли неоднократно, сгущают и скрывают за собой значительные этнопсихологические содержания. Есть еще и другая, не менее сильная причина: импульсы личности, самые мощные мотивы ее активности, могут связываться с национальными символа­ми, искать социализированного выхода с помощью символов. В частности, лидеры этносов самые сокровенные свои помыс­лы и импульсы предпочитают связывать с национальным само­сознанием и этническими символами, выражать через них. Эти пути мастерски использовал, например, Адольф Гитлер2. При обсуждении вопроса о типичных национальных лидерахданный аспект проблемы следует иметь в виду всегда. Национальные

б. атрибуция, символизация и этнозащита - student2.ru 1 ГумилевЛ. Н.Древняя Русь и Великая степь. М., "Мысль", 1989, с. 274. ' См., например: Wait R. G. L.The Psychopathic God: Adolf Hitler. Da Capo Press. New York, 1993.

I

Этнозащитные механизмы и процессы________________________ 151

лидеры символизируются ивыражаются через символы даже непроизвольно, спонтанно, и защищают эти символы со стра­стью и яростью. Это тот путь, который может вести к символи­зации самихэтих лидеров вбудущем.

Отметим также, что символизация собственных мотивов че­рез национальные символы и с их помощью — один из путей формирования у личности собственно национальных черт ха­рактера.

Дальнейшее развитие высказанных здесь идей возможно разными способами и путями. Об одном следует сказать особо. Известно, что в работах 3. Фрейда и других психоаналитиков есть идеи о связи агрессивных и сексуальных символов людей с их этническими символами. Их исследование позволит рас­ширить данный раздел этнопсихологии.

§ 3.20. Этническая сублимация и способысамоутверждения

Обсуждая различные вопросы этнопсихологии, мы уже имели случай сказать, что у этносов наблюдается тенденция возвышения, возвеличениясвоей истории, культуры и человече­ских качеств. В целом это явление, обозначаемое нами этниче­скойсамосублимацией, представляет огромный интерес, по­скольку оказывает влияние на все аспекты поведения, самосо­знания и мотивации активности этноса, оставляя заметные следы в его характере. Поэтому мы обсудим здесь эту пробле­му достаточно подробно, высказывая ряд идей о путях ее даль­нейшей разработки.

А. Что такое сублимация

Дословно "сублимация" означает возвышение чего—то низ­кого и простого, превращение его в нечто более высокое и воз­вышенное'. Это понятие в психологии впервые использовал 3. Фрейд, основатель психоанализа. Он заметил, что когда лю­дям не удается свободно удовлетворять свою энергию, связан­ную с половыми инстинктами (т. н. либидо), она начинает пре­терпевать преобразования.Вытесненное в бессознательное либи-До, прямо или (чаще всего) косвенно, выражается в сновидениях,

б. атрибуция, символизация и этнозащита - student2.ru От лат. sublimare - возвышение.

152 Альберт Налчаджян

б. атрибуция, символизация и этнозащита - student2.ru грезах, в симптомах неврозов и в творческой активности в об­ласти искусства, науки и общественно-политической деятель­ности. Названные - заменяющие формыпсихической активно­сти и позволяют не только смягчить психическую напряжен­ность, но и добиваться успехов и самоутверждения'.

Последующее развитие психологии показало, что сублими­руется не только сексуальное либидо, но и агрессивность, на пути свободного выражения которой в современном обществе существует не меньше преград, чем в случае сексуального по­ведения. Ограничиваясь изложенным, считаем необходимым обратить внимание читателя на то, что более широкая концеп­ция сублимации представлена в одной из наших предыдущих работ2.

Б. Самосублимация этнических групп

На уровне этнических групп наблюдается явление, которое с индивидуальной сублимацией агрессии и сексуального влече­ния имеет значительное сходство и одинаковость по существу. Об этом явлении встречаются намеки в трудах социологов и других социальных мыслителей3, однако, насколько нам изве­стно, не предложена хотя бы явно сформулированная концеп­ция этого процесса. Речь идет о возвышенииэтносом собствен­ной истории и культуры.Каждая этническая группа, особенно те, которые находятся на этапе превращения в нацию, стремит­ся представить в более привлекательном свете и образах свое происхождение, прошлое и культуру, чем они были и есть на самом деле. Какие конкретные формы принимает это явление?

1) Одним из способов этнической самосублимации является возвышение своего происхождения. Так, есть этносы, которые считают благородными таких животных, как волк, лев, корова и другие, и создают легенды о своем происхождении от этих животных.

б. атрибуция, символизация и этнозащита - student2.ru 1 См.: Фрейд 3.О психоанализе. М.,1913; его же: Введение в психоанализ. Лек­ции. М., "Наука", 1989; его же: Остроумие и его отношение к бессознатель­ному. В кн.: Труды разных лет. Кн. 2, Тбилиси, "Мерани", 1991; его же: Я и ОНО.Л., 1924 и др.

- НалчаджянА. А. Личность, психическая адаптация и творчество. Ер., "Луйс", 1980, с. 158-184.

' См., например: Щепаньски Я.Элементарные понятиясоциологии. М., 1969.

Этнозащитные механизмы и процессы________________________ 1J3_

Теперь рассмотрим другой, более интересный пример суб­лимации своего происхождения. На склонах Гималаев живет индийский субэтнос нагас.У этого племени есть следующая ле­генда: Бог создает модель человека из какой—то тестообразной массы и ставит в печь, чтобы варить. Будучи неопытным в де­ле создания людей, Бог чересчур поспешно снимает свое тво­рение из печи, поэтому получается нечто белое и незавершен­ное. Это был первый белокожий человек. Недовольный, творец совершает вторую попытку, но на этот раз модель человека ос­тавляет в печи слишком долго, поэтому он получается весь чер­ный. Это был первый негр. Бог остается опять недоволен и предпринимает еще одну попытку. На этот раз он получает зо­лотистое и совершенное существо, первого индуса1. О своем превосходстве аналогичные представления создали и другие народы.

2) Вторым распространенным способом самосублимации эт­носов является последовательное утверждение своей автохтон-ности,т.е. того представления, что именно он был первым хо­зяином этой земли, на которой живет и в настоящее время. Быть древним и автохтонным— почетно, и некоторые этно­сы—завоеватели прилагают огромные и последовательные уси­лия для того, чтобы убедить себяи других в своем "благород­стве". Причем это зачастую делается наперекор известным и твердо установленным фактам. Вопиющим примером такой, почти патологической сублимации являются попытки турков и их сородичей азербайджанцев, которые появились в Малой Азии и в Закавказье только в XI веке, но теперь уверяют нас, будто являются древними этническими группами этих земель. Эту ложь давно разоблачили объективные историки2, но жела­ние быть древними так сильно, что самосублимирование по инерции продолжается. Это уже нездоровое явление и к его психопатологическим аспектам мы еще вернемся.

Когда молодой этнос, все еще находящийся на пути превра­щения в нацию, старается казаться древней нацией, само это стремление содержит в себе нечто иррационально—комическое

б. атрибуция, символизация и этнозащита - student2.ru ' Santha Rama Rau.This is India. New York, 1954; Shibutani T. and К. М. Kwan,

Op. cit, p. 253.

См.: Новоселов А. П., Пашуто В. Т., ЧерепнинЛ. В.,Пути развития феодализ­ма. М., 1972; ЕремеевД. Е. Этногенез турок, и др.

154

Альберт Налчаджян

б. атрибуция, символизация и этнозащита - student2.ru иребяческое. Это этнический инфантилизм.Когда интеллиген­ты такой "нации" то утверждают, что являются наследниками древних тюрок, то в качестве своих предков выбирают кавказ­ских албанцев или других этносов Малой Азии,— это уже сви­детельствует, что у данной этнической общины отсутствует один из самых важных критериев нации,а именно: единое и ус­тойчивое представление о своем происхождении,пусть даже ми­фологическое. Если данный критерий не удовлетворяется, то ясно, что самосознание (я-концепция) этноса еще не оформ­лено как целостная, единая и непротиворечивая система и эт­нос страдает диффузностью своей самоидентификапии. Это то явление "диффузности я", о котором говорил известный пси­хоаналитик Э. Эриксон при обсуждении признаков психичес­кой незрелости личности на различных этапах социализации1. Говоря о диффузности самосознания личности, имеют в виду низкий уровень психического развития и наличие в ней пато­логических черт, препятствующих ее дальнейшему созреванию. Поскольку этническое самосознание, кроме сферы культуры, реально живет в индивидуальной психике каждого из этнофо-ров, то читатель без труда поймет состояние тех этносов, в ко­торых много таких индивидов.

Наши рекомендации