Г. Антисублимация на уровне этносов
Рассматривая процессы сублимации у личности, в одной из предыдущих работ мы выдвинули идею о существовании анти-
См.: Victor W, von Hagen,Realm of the Incas. New York, 1957, pp. 24-40. Shibutani T. and К. М. Kwan, Op. cit., p.248.
Этнозащитные механизмы и процессы
159
сублимации.Это то явление, когда фрустрированная личность, не имея возможности сублимировать свои фрустрированные желания, т.е. не сумев поднять уровень своей активности, непроизвольно идет в противоположном направлении: еще больше снижает уровень своего поведения и познавательных процессов1. Антисублимация имеет самые различные выражения: воровство, хулиганство и хамство, наркоманию, пьянство и т.п.
Люди, у которых под влиянием фрустраторов легко начинается процесс антисублимации, по—видимому, в значительной степени потеряли свои нормальные адаптивные механизмы. В тех обществах, в которых люди хронически лишены возможности нормального удовлетворения своих потребностей, распространяются различные формы так называемого "отклоняющегося" поведения, которые в психологическом смысле являются антисублимациями. Это насильственные преступления вплоть до убийства, дискредитация людей из—за зависти, разбойничество, хулиганство, неврозы и психозы, различные виды чрезмерной словесной агрессии и т.п.
Антисублимация выражается как во внутриэтнических, так и в межэтнических отношениях, но когда конфликт между этносами усиливается, принимая непримиримый характер кризиса, внутренние формы антисублимации в значительной степени трансформируготся в межэтнические формы и направляются на противника. В частности, происходит превращение значительной части внутриэтнической агрессии в межэтническую.
Это новая сфера исследования для этнопсихологов, поэтому здесь налицо еще много нерешенных и даже еще не сформулированных проблем. Например, как объяснить, что иу личности, и у этносов активные процессы сублимации могут сочетаться с активной антисублимацией?Или еще, каким образом взаимосвязаны патологическая этническая сублимация и антисублимация в психике и поведении человека или социальных групп?
Мы считаем, что практически (эмпирически) наблюдаются также такие парадоксальные комплексы,как сублимация-антисублимация.Это сходно с комплексом садизм-мазохизм, который тоже представляется парадоксальным, но получает свое
' См.: Налчаджян А. А.Личность, психическая адаптация и творчество. Изд—во "Луис", Ереван, 1980, с. 158-184.
160
Альберт Налчадмсян
логичное объяснение в современных психопатологических теориях'. Более того, у определенных этнических групп наблюдается сублимацияпутем антисублимации.При этом сублимация осуществляется для себя, а антисублимация — для других. Точно так же у индивидов и групп может наблюдаться комплекс садизм—мазохизм, в котором садистическая установка направлена на представителей других этносов, а мазохистическая выражается в виде крайнего конформизма и раболепства перед лидерами собственного народа. События в Сумгаите в 1988 году убедительно доказывают справедливость этих утверждений. На уровне личности воровство — способ агрессивного самоутверждения. По нашему мнению, на этническом уровне тоже психологический смысл воровства такой же, с той разницей, что групповое воровство еше более опасно: и сила агрессии, и деперсонализация и дегуманизация жертвы, и садизм - выражены более интенсивно, достигая большой и разрушительной силы. Групповое воровство у некоторых отсталых этносов является одним из главных механизмов самовозвышения. Оно выражается как в форме грубого захвата, так и в более тонких формах присвоения ценностей других народов. При этом есть этносы, не отличающиеся трудолюбием в производственной сфере и творческом труде, но обладающие значительным воровским трудолюбием:ведь в такой антисоциальной деятельности тоже, чтобы добиться успехов, нужны подготовка, терпение, обладание навыками и длительные усилия.
Д. Когнитивный диссонанс, вовлечение и патологическая
Сублимация
Патологическая сублимация, по—видимому, представляет собой увлекательный процесс, поскольку тот, кто начинает ею заниматься, уже с трудом останавливается или полностью теряет способность вернуться к первоначальным своим позициям, к признанию реальных фактов истории и культуры.
Это явление, которое имеет свои разновидности, может получить достаточно адекватное и интересное объяснение на основе теории когнитивного диссонанса,предложенного в 50-е годы XX века американским социальным психологом Леоном
' См.: Фромм Э., Указ. соч., гл. XI
Этнозащитные механизмы и процессы
161
Фестингером'. Теория эта объясняет различные противоречия, которые возникают в психике человека между его познаниями ("когнициями") об одном и том же предмете. Так, если у человека имеются в сознании следующие "когниции": 1) "Я — честный человек" и 2) "Я обманул В", то он будет переживать внутренний диссонанс, поскольку эти два познавательных элемента о себе несовместимы, несозвучны. Есть, конечно, исключения2, но в целом описанное — закономерность психической жизни людей. В таких случаях возникает тенденция так изменить одну из этих когниции, чтобы между ними возник консонанс.Так, если человек придет к выводу: "Я- подлец", то у него диссонанс исчезнет или по крайней мере смягчится, так как совершенно естественно, что подлец должен совершить подлые действия, в том числе и обман.
Поэтому для человека представляет опасность совершение первого действия, несовместимого с его я-концепцией. Но если это первое действие уже совершено, второе сходное действие совершить намного легче. Изменяется я—концепция человека и он вовлекаетсяв это дело. После первого воровства последующие воровские действия уже легче совершить. Если женщина однажды уже предавала мужа с любовником, то она уже легко может вовлекаться в это дело, поскольку, образно говоря, "дорога уже открыта", причем именно в морально—психологическом смысле. Есть верные своим мужьям женщины, но, как заметил один из мудрецов прошлого, редко можно встретить женщину, которая предала бы мужа только один раз.
Психологическое и практическое вовлечение в дело, которое раньше казалось невозможным — один из любопытнейших аспектов человеческой жизни. Когда это происходит, человек начинает использовать новые защитные механизмы для еправ-дания своего поведения. Известно, что такое самооправдание осуществляется с помощью суждений и умозаключений, которые психологи называют рационализациями. Таких защитных аргументов много используется не только на индивидуальном,
' См.: Festinger L.A theory of cognitive dissonance. Stanford (Calif.), 1967.
' Считается, например, что у макиавеллистов когнитивный диссонанс или не
возникает, или выражен значительно слабее, чем у морально более зрелых
людей.
162
Альберт Налчаджян
но и на этническом уровне, в частности - в его словесной культуре и особенно в идеологиях.
Чтобы получить представление о том, к каким последствиям может привести вовлечение, приведем примеры из истории политического терроризма, причем — государственного. Создатели террористических организаций, чтобы добиваться полной лояльности и подчинения новых членов лидерам группы, организовали особые ритуалы инициации.
Во время этих ритуалов они заставляличеловека совершить такие действия, которые прямо и вопиющим образом нарушали его самые важные моральные запреты (личные табу). Речь идет о крайне жестоких действиях, совершая которые человек сразу же отрывается от прежнего социального окружения с его системой ценностей, и связывается неразрывными узами с новой организацией, поскольку это единственная группа, которая одобряет совершенную им жестокость. Он приобретает новую систему ценностей, даже новую систему личной морали — Сверх—я.
Эти принципы широко применялись в фашистской Германии. Так, врачи, которым предстояло работать в СС, должны были до этого или совершить жестокие действия, или же присутствовать при их совершении другими. Такие "медицинские эксперименты" заключались, например, в том, что в присутствии этих врачей, без анестезирования, совершали пересадки кожи или операцию на брюшной полости на евреях или поляках. Других эсэсовцев заставляли перед глазами матерей убивать их детей. Практика эта была введена по указанию Гитлера, который считал, что если эсэсовцы совершат такие действия, то уже навечно будут связаны друг с другом на основе общего опыта1. Через сходное испытание прошел, например, известный в тогдашней Германии врач, заведующий кафедрой медицинского факультета в университете Мюнстера, доктор Ганс Германн Крамер, перед тем, как перейти на работу в системе СС. Его первым испытанием было присутствие при "Особом действии" (Зондерактион) — массовом истреблении людей самым жестоким методом. Заключенных, чаще всего матерей с детьми, обычно живыми бросали в яму глубиной 20—40
См. в книге: Wait R. G. L.,The Psychopathic God: Adolf Hitler, p. 23.
Этнозшцитные механизмы и процессы
163
метров, на дне которой лежала пропитанная бензином куча дров. Затем дрова сжигали... Когда доктор Крамер первый раз наблюдал эту страшную картину, он пережил шок и в своем дневнике оставил запись о том, что он видел "дантевский ад". Но постепенно для него подобные картины, по—видимому, стали привычными и в его дневнике описания "Особых действий" начали перемежаться с обычными и даже приятными бытовыми картинами. Так, 23 сентября 1942 года он сделал следующую запись: "Седьмое и восьмое "особые действия"... Вечером в 20.00... настоящий банкет. Ели настоящую щуку... Хороший кофе, прекрасное пиво и булочки"1. - Так вовлекаются и становятся садистами.
Анализ этнопсихологических материалов показывает, что вовлечение наблюдается не только на индивидуальном, но и на этническом уровне.Когда этнос или его подгруппа совершают такие действия по отношению к другим этносам, последствия которых уничтожить нельзя, т.е. действия не являются обратимыми, он начинает так менять свой образ и образ противника, чтобы оправдать совершенное действие.Когда эти психические процессы изменения я-образов и установок происходят успешно и упомянутые психические образования приводятся в соответствие с совершенным действием, создается психологическая предпосылка повторения таких действий.Можно предположить, что продолжение террористической деятельности, захват заложников и ряд других агрессивных действий очень долго и даже тогда, когда они уже бессмысленны, не удается приостановить именно потому, что группа террористов психологически вовлеченаи не видит путей возврата к. первоначальной ситуации, когда первый агрессивный акт еще не был совершен.
Люди, вовлеченные в сферу межэтнической агрессии, могут использовать самые различные рационализации для самооправдания, вроде следующих: "Все люди агрессвны", "Все нации жестоки и эгоистичны", "Враг беспощаден и его надо бить, иначе он нас уничтожит" и т.п. Ожесточенность сторон конфликтов в Египте, на Ближнем Востоке, на Северном Кав-
Wait, R. G. L.,Op. cit., p. 23; P.Уэйт ссылается на следующую работу: EireA. Cohen,Human Behavior in the Concentration Camp. New York, 1953, pp. 236 и следующие.
164
Альберт Налчадмсян
казе, в отношениях США с целым рядом стран мусульманского мира, обусловлена, кроме других причин, также психологическим механизмом вовлечения и появления толерантности к жестокости.
Индивиды и группы, вовлеченные в агрессивные и преступные дела, со временем становятся "непроницаемыми" для доводов, несовместимых с их делами и убеждениями. У них возникают искаженные представления о реальности, у них активно работает механизм перцептивной защиты. И только очень сильные потрясения могут вывести их из такого состояния. Нужны новые, сильные фрустрации и стрессы для того, чтобы у таких людей произошла психическая конверсияи они смогли увидеть всю глубину и пагубность своих заблуждений.