В. Этническая неполноценность и патологическая самосублимация

Мы сказали, и это можно доказать многими фактами, что самосублимация этносов может принимать патологический ха­рактер.Патологическая самосублимация - сложный защит­но—адаптивный процесс и комплекс.Вкратце отметим только ос­новные признаки этого комплекса. 1) Крайнее искажение исто­рической и актуальной реальностии, что еще более характерно, вера в эту мифическую"реальность".Это не только искажение исторических данных, взаимоотношений народов, игнорирова­ние существования целых этносов и их государств, которые су­ществовали в прошлом. Это присвоение чужой культуры,вроде того, что в настоящее время делают азербайджанцы: они объ­являют своими, турецкими и мусульманскими, даже христиан-

В. Этническая неполноценность и патологическая самосублимация - student2.ru Erikson E. H.Indentity: Youth and Crisis. New York, 1968; его же: Childhood and Society. 2nd ed., New York, 1982.

Этнозащитные механизмы и процессы

ские храмы армян Арцаха (Карабаха) в надежде, что найдутся невежды, которые поверят этому. Они объявляют своими, азер­байджанцами, ряд средневековых армянских и персидских ис­ториков, поэтов и других деятелей. 2) Присвоение культуры и ее деятелей, как разновидность патологической самосублима­ции — это этническое воровство,а склонность к такому поведе­нию является, по всей видимости, чертой национального ха­рактера. Некоторые историки назвали данную тенденцию и по­ведение "принципом присвоения"1. 3) Другим способом субли­мация собственной истории — это вытеснение, подавление и "забывание" определенных отрезков своего пути, тех, которые являются позорными и дискредитирующими этнос, тем более если он стремится выглядеть передовым. Это тоже очень рас­пространенный прием самосублимации еще не зрелых этносов. 4) Патологическое, безудержное восхваление своего прошлого,что свойственно народам, сравнительно недавно появившими­ся на исторической арене и поэтому фрустрированным и оби­женным. Эти народы остро чувствуют свою отсталость. Говоря языком психологии личности, что здесь весьма уместно, у этих народов между реальным "я" и его достижениями и идеальным этническим "я" существует большая разница: это конфликтую­щие образования, между которыми существует огромное про­странство, и эту брешь стремятся заполнить как можно быст­рее, чтобы выглядеть современными. Но культура не создается в одночасье: она является результатом огромного творческого труда многих поколений и не всем народам история предоста­вила шанс иметь заметные достижения. Об этом, имея в виду турок, писал историк Берндт МюннишЛ

Когда восхваляют то, что недостойно восхваления, тут нель­зя не усмотреть патологии в ценностных ориентациях, болезни самовлюбленности и потери чувства реальности. Когда лич­ность теряет грань между реальным миром и образами своего воображения, мы ее объявляем психически больной. А ведь эт­ническое самовосхваление тоже "дело рук" не каких—то абст­рактных существ, а вполне конкретных людей, даже "ученых".

В. Этническая неполноценность и патологическая самосублимация - student2.ru См.: Мурадян П.История - память поколений. Проблемы истории Нагорно-; го Карабаха. Ереван, "Айастан", 1980. См.: Мюиниш Берндт.Европейцы ли турки? Ер, 1991 с. 24-25.

156

Альберт Налчаджян

5) Патологическая самосублимацияосуществляется с помощью патологизированных механизмов атрибуции и проекции. На основе доведенного до уровня ничего чужого не терпящего на­ционализма, крайний этноцентризм таких этнических групп порождает исключительно отрицательные стереотипы о сопер­никах, а автостереотипы — только положительные. Это есть приписывание (атрибуция), в частности — патологическая про­ективная атрибуция,которая, как мы уже знаем, позволяет не только видеть собственные недостатки в другом, но даже чув­ствовать себя свободным от них. Появляется какое—то стериль­ное нереальное представление о себе как о существе, достой­ном только любви. "Мы счастливы, что турки" — большой пла­кат с такой надписью стоит на границе между греческой и ок­купированной турками частями Кипра. "Счастливая нация" — так называется одна из популярных американских песен. Ком­ментарии, как говорится, излишни.

В процессе самосублимапии этносы невольно, или, может быть, осознанно, пользуются основной ошибкой атрибуции.Да­же не зная о существовании теории атрибуции, историки и эт­нологи по существу, на примерах, говорят о работе механизмов каузальной атрибуции, атрибуции свойств и установок и об ос­новной ошибке атрибуции. Так, Л. Н. Гумилев, говоря о том, что при работе над книгой о древних тюрках пользовался ки­тайскими источниками, затем добавляет: "Но еще более опас­ным является исторический метод китайских летописцев — элементарный волюнтаризм. С их точки зрения, победы над тюрками нечего было и объяснить: естественно, что китайцы должны всегда и везде побеждать. А как быть с поражениями? Тут виноватыми оказывались иногда морозы и дожди, а чаше всего полководцы и императоры, о каждом из которых всегда можно было сказать что—либо компрометирующее".

Это именно то, что уже известно из психологии атрибуции: человек приписывает свои успехи собственным положитель­ным чертам, а неудачи — "объективным обстоятельствам". При оценке же врага и его действий тенденция эта переворачивает­ся: его успехи — результат случайных и благоприятных обстоя­тельств, а поражения — следствие его личных недостатков.

Китайские летописцы здорово владели этим механизмом, что свидетельствует о том, что эти закономерности психики хо-

Этнозащшпные механизмы и процессы

157

В. Этническая неполноценность и патологическая самосублимация - student2.ru В. Этническая неполноценность и патологическая самосублимация - student2.ru рошо работают и на этническом уровне. В той мере, в какой личность идентифицирует себя со своим этносом, в той же ме­ре она успехи своего этноса приписывает его положительным чертам, а неудачи и поражения — внешним обстоятельствам. Мы уже немало знаем о том, как выражаются на этническом уровне возникающие при неудачах когнитивный диссонанс, внутренняя и внешняя атрибуция, самооправдание и другие за­щитно—адаптивные механизмы, которые участвуют в процессе сублимации своего этноса, его истории и культуры. Эти идеи в дальнейшем следует конкретизировать при описании психоло­гических "портретов" разных народов.

6) Мы, таким образом, естественным ходом наших рассуж­
дений приблизились к еще одному важному качеству патологи­
чески сублимирующих людей — это их нарциссизм1,самовлюб­
ленность. Нарциссизм сам по себе является очень интересным
и сложным психическим образованием. Это тот случай, когда
вся история любви человека, все его либидо, обращается на са­
мого себя. Но опасность нарциссизма состоит не в том, что в
каждом этносе есть отдельные люди с таким комплексом. Два
обстоятельства заставляют нас обратить на это явление при­
стальное внимание: 1) нарциссизм может стать этническим ка­
чеством; 2) нарциссизм индивида или группы сочетается с
сильной внешней агрессивностью. У нарцистической личности
очень низкий порог толерантности(терпимости) к фрустрациям:
как только ее потребности не удовлетворяются, она приходит в
гневливое состояние и готова совершить агрессивные действия.
Такими внешне—агрессивными нарциссами были Гитлер, Ста­
лин и другие диктаторы, у которых нарциссизм оочетался с па­
ранойей. Агрессивность нарцисстической личности может под­
ниматься до уровня садизма,в том числе сексуального2.

7) Наконец, у людей и групп, осуществляющих патологиче­
скую сублимацию, имеется болезненная страсть выглядеть ци­
вилизованными, "европейцами". С этой целью они создают ра-

В. Этническая неполноценность и патологическая самосублимация - student2.ru Современное предсташгение о нарциссизме см. Fromm E.,The Anatomy of

Human Destructuveness. Henry Holt and Co., New York, 1992. Связь нарциссизма с агрессивностью хорошо исследована на примере ряда

политических лидеров, среди которых много нардистов. См.: FrommЕ., Ор.

cit, (Есть уже русский перевод книги: Фромм Эрих.Анатомия человеческой

деструктивное™. Изд-во "Act", Москва, 1998).

158

Альберт Налчаджян

В. Этническая неполноценность и патологическая самосублимация - student2.ru В. Этническая неполноценность и патологическая самосублимация - student2.ru В. Этническая неполноценность и патологическая самосублимация - student2.ru В. Этническая неполноценность и патологическая самосублимация - student2.ru совые теории о своем арийском происхождении. Происходит поверхностная идентификация с теми, кому хочется уподоб­ляться, наблюдается подражание внешнему поведению. Стран­ным образом у таких людей и этносов сочетаются нарциссизм и поклонение перед чужими — более сильными и цивилизован­ными. Поэтому мы считаем, что это по существу маргинальные этносы,которые по логике механизма образования обратной реакции не только ассимилируются, но и сопротивляются это­му процессу описанным иррациональным способом.

В истории этносов примеров патологической самосублима­ции немало. Вот один из них: народ инков, живущий в Перу, считал себя избранником Сына Солнца. Инки верили, что жи­вут для осуществления великой миссии: возвышения остальных народов (индейцев) с уровня полулюдей. Совершая свои похо­ды и создавая империю, они всячески стремились вытравить из сознания подвластных народов всякие воспоминания об их бы­лом величии. Победители начали по—новому писать историю, пересмотрели прошлое. Местные традиции искоренялись, бы­ло стерто все, что было древнее традиций самих инков. Импе­ратор Пачакути создал официальную историю инков, уничто­жив все, что не было связано с историей династии инков.

Следствием такой тенденциозности явилось то, что созда­лось ложное представление, будто носителями цивилизации были только инки: они представили себя в роли носителей ци­вилизации, до прихода которых в Южной Америке будто бы была абсолютная культурная пустота. И действительно, в на­стоящее время о доинкской истории Америки не осталось ни одного письменного свидетельства и исследователи только пу­тем археологических раскопок стремятся получить о ней ка­кие—либо сведения1. Вот вам и реальный пример криминаль­ной патологической самосублимации этноса, приведшей к пла­чевным для цивилизации результатам.

Наши рекомендации