Соперничество этносов как фрустратор

Присутствие на территории проживания этноса другой эт­нической группы является сильным фрустратором по разным причинам. Играет роль территориальностьи "инстинкт" защи­ты территории. Имеет значение нехватка пищевых ресурсов и т.п. Но есть еще один и сравнительно малоисследованный фак­тор: соперничество.Если пришельцы более трудолюбивы и до­биваются больших успехов в учебе, труде, бизнесе и политике, а туземцы по всем этим линиям отстают от них, то для того,

Соперничество этносов как фрустратор - student2.ru ' Щепаньски Я.Указ. соч., с. 206. См. также: Bamett H. G.,Innovation: The Basis of Cultural Change. New York, 1953; GUlfilian,S. С The Sociology of Innovation. Chicago, 1935.

Соперничество этносов как фрустратор - student2.ru Соперничество этносов как фрустратор - student2.ru 68 Альберт Налчаджян

Соперничество этносов как фрустратор - student2.ru чтобы сохранить свою позицию и положительную я—концеп­цию, они вынуждены соперничать с этим этносом.

На данное явление обратил внимание Мирон Вайнер1, ис­следовавший этнические конфликты в Индии. Он считает, что присутствие чужого этноса воспринимается как угроза, по­скольку уже простое его присутствие и успехи могут показать наличие недостатков в характере местного этноса. Если оказы­вается, что чужаки более успешны в учебе, торговле и в других областях деятельности, то у местного этноса появляются им­пульсы соперничества и мотивация внесения в общество изме­нений. Не всегда приятно, когда надо измениться. Кроме того, члены местного этноса могут считать, что пришельцы добива­ются успехов, поскольку имеют неприятные черты: они рабо­тают долго и напряженно, более пунктуальны в своих привыч­ках, мало отдыхают, их жизненный стиль более агрессивен2.

Но когда члены местного этноса выдерживают эти импуль­сы и отказываются измениться, считая черты и поведение при­шельцев неприемлемыми, тут на сцену выступает образованная элита в целом отсталой этнической группы. Она, эта элита, увещевает и заставляет членов своего этноса измениться, со­перничать и добиваться успехов. Исторических примеров, под­тверждающих существование данного явления, сколько угодно. Так, русский царь Петр Первый заставил русских стать циви­лизованными и соперничать с Европой. На этом пути были до­стигнуты огромные успехи. Другой пример: Армения в течение веков находилась во власти то одного, то другого завоевателя, и чтобы сохраниться как нация, армяне должны были соперни­чать с завоевателями. Тут есть, однако, важная особенность: очень часто сами завоеватели во многом адаптировались к ар­мянской (более высокой) культуре, заимствовав из нее многие элементы3.

В каждом этносе, долгое время находившемся под гнетом завоевателей, появляются выражения типа: "ничего", "тихо едешь - дальше будешь", "медленно спеши" и т.п. Все они со-

Соперничество этносов как фрустратор - student2.ru 1 Weiner M.,Sons of the Soil: Migration and Ethnic Conflict in India. Princeton:

Princeton Univ. Press, 1978, pp. 353-354. - WeinerML, Указ. соч., с. 353-354. 3 См.: ЕремеевД. Е. Этногенез турок. М., "Наука", 1971; его же: На стыке Азии

и Европы: Очерки о Турции и турках. М., "Наука", 1980.

Адаптивные процессы и стратегии___________________________ 69

зданы для того, чтобы предотвратить быстрые и нежелатель­ные изменения, для оправдания собственной ленивости и не­желания соперничать с более энергичными этническими группами. Когда народ ленив, в его территорию вторгаются — мирно или войной — чужаки и начинают усваивать ее. Сама элита отсталого этноса выступает с критикой летаргичности своего этноса.

Вследствие этого начинается соперничество между этноса­ми. Лидеры все время стимулируют свой народ строгой крити­кой, обзывая его ленивым, отсталым, фаталистическим и т.п., т.е. стараясь искоренить те черты, которые являются причиной его отсталости. В этносоциологической литературе из жизни народов Индии, Цейлона, африканских стран приводится мно­го примеров подобного поведения элиты, ее призывов к сопер­ничеству и прогрессу. Такую самокритику называют особым элитным синдромом.Его особенность состоит в том, что крити­куя характер этноса и его ценности, требуют изменить личные качества его членов, считая, что иначе этническая группа на­всегда останется отсталой. Для того, чтобы избежать такой уча­сти, им следует учиться у более прилежных соперников.

Лидеры отсталых народов нередко ежедневно увещевают своих сородичей быть такими же энергичными и продуктивны­ми, как и их этнические соперники и противники. Те качества соперников, которые ранее казались неприятными и неприем­лемыми (но обеспечили им успех), теперь уже не критикуются. Наоборот, объектом критики становятся уже те черты собст­венного этноса, которыми он отличается от других этносов. Появляется сильный мотив достижения, стремления к успехам и преобразованиям, а также конструктивная агрессивность. Ак­тивные контакты с иностранцами способствуют быстрому из­менению этнических черт народа. Смягчается предубежден­ность против иностранцев, которая очень сильна у отсталых и изолированно живущих народов. Но, соперничая с чужаками, их продолжают считать неприятными людьми.

"Догнать и перегнать" — вот основной мотив членов элиты отсталых народов. Мотив достиженияначинает играть решаю­щую роль в их поведении, к этому они стимулируют также свой народ. Вспомним один из основных лозунгов большевиков: "Догнать и перегнать развитые капиталистические страны по

Соперничество этносов как фрустратор - student2.ru 70 Альберт Налчаджян

Соперничество этносов как фрустратор - student2.ru производству продукции на душу населения". В этом призыве было признание собственной отсталости. Лидеры большевиков стремились сознательно внедрить в народе мотив достижения и стремление к соперничеству. Правда, их систематические дей­ствия по подавлению личности почти сводили на нет собствен­ные усилия по воспитанию активного, передового и готового на соперничество народа.

В подобных случаях возникает противоречие между тради­ционными этническими чертами и установками народа и теми новыми требованиями, которые к нему предъявляются сопер­никами и собственной политической элитой'. Иногда новые лидеры таких этносов просят уступок, временных поблажек для своего этноса, пока он не догонит передовых. Этим признает­ся некоторая незрелость, инфантильность своего этноса, чер­ты, которые, однако, считаются преодолимыми.

Наши рекомендации