Б. атрибуция, символизация и этнозащита
Каким образом этническими символами становятся люди, личности? Кратко и психологически точно определяет этот процесс Л. Н. Гумилев: "Сочетание принципа и персоны превращалось в символ, ради которого стоило рисковать жизнью, если имелся достаточный пассионарный импульс"1.
Отметим, что такой процесс символизации может быть сложным. Например, сама личность исторического деятеля может не обладать нужными качествами, даже наоборот, но если это необходимо, люди приписывают ей нужные черты.С помощью атрибуцийосуществляется символизация личности и она становится групповым, например этническим, символом. Подобная символизация даже не совсем идеальных людей необходима для этнопсихологической самозащиты, усиления положительных аспектов его я-концепции и идентификации этнофо-ров с этносом. Последняя же часто происходит путем идентификации личности с национальными символами.
Следует отметить, что национальные символы становятся предметами идентификации и интериоризации для этнофоров не просто потому, что они значительны и, как мы уже говорили неоднократно, сгущают и скрывают за собой значительные этнопсихологические содержания. Есть еще и другая, не менее сильная причина: импульсы личности, самые мощные мотивы ее активности, могут связываться с национальными символами, искать социализированного выхода с помощью символов. В частности, лидеры этносов самые сокровенные свои помыслы и импульсы предпочитают связывать с национальным самосознанием и этническими символами, выражать через них. Эти пути мастерски использовал, например, Адольф Гитлер2. При обсуждении вопроса о типичных национальных лидерахданный аспект проблемы следует иметь в виду всегда. Национальные
1 ГумилевЛ. Н.Древняя Русь и Великая степь. М., "Мысль", 1989, с. 274. ' См., например: Wait R. G. L.The Psychopathic God: Adolf Hitler. Da Capo Press. New York, 1993.
I
Этнозащитные механизмы и процессы________________________ 151
лидеры символизируются ивыражаются через символы даже непроизвольно, спонтанно, и защищают эти символы со страстью и яростью. Это тот путь, который может вести к символизации самихэтих лидеров вбудущем.
Отметим также, что символизация собственных мотивов через национальные символы и с их помощью — один из путей формирования у личности собственно национальных черт характера.
Дальнейшее развитие высказанных здесь идей возможно разными способами и путями. Об одном следует сказать особо. Известно, что в работах 3. Фрейда и других психоаналитиков есть идеи о связи агрессивных и сексуальных символов людей с их этническими символами. Их исследование позволит расширить данный раздел этнопсихологии.
§ 3.20. Этническая сублимация и способысамоутверждения
Обсуждая различные вопросы этнопсихологии, мы уже имели случай сказать, что у этносов наблюдается тенденция возвышения, возвеличениясвоей истории, культуры и человеческих качеств. В целом это явление, обозначаемое нами этническойсамосублимацией, представляет огромный интерес, поскольку оказывает влияние на все аспекты поведения, самосознания и мотивации активности этноса, оставляя заметные следы в его характере. Поэтому мы обсудим здесь эту проблему достаточно подробно, высказывая ряд идей о путях ее дальнейшей разработки.
А. Что такое сублимация
Дословно "сублимация" означает возвышение чего—то низкого и простого, превращение его в нечто более высокое и возвышенное'. Это понятие в психологии впервые использовал 3. Фрейд, основатель психоанализа. Он заметил, что когда людям не удается свободно удовлетворять свою энергию, связанную с половыми инстинктами (т. н. либидо), она начинает претерпевать преобразования.Вытесненное в бессознательное либи-До, прямо или (чаще всего) косвенно, выражается в сновидениях,
От лат. sublimare - возвышение.
152 Альберт Налчаджян
грезах, в симптомах неврозов и в творческой активности в области искусства, науки и общественно-политической деятельности. Названные - заменяющие формыпсихической активности и позволяют не только смягчить психическую напряженность, но и добиваться успехов и самоутверждения'.
Последующее развитие психологии показало, что сублимируется не только сексуальное либидо, но и агрессивность, на пути свободного выражения которой в современном обществе существует не меньше преград, чем в случае сексуального поведения. Ограничиваясь изложенным, считаем необходимым обратить внимание читателя на то, что более широкая концепция сублимации представлена в одной из наших предыдущих работ2.
Б. Самосублимация этнических групп
На уровне этнических групп наблюдается явление, которое с индивидуальной сублимацией агрессии и сексуального влечения имеет значительное сходство и одинаковость по существу. Об этом явлении встречаются намеки в трудах социологов и других социальных мыслителей3, однако, насколько нам известно, не предложена хотя бы явно сформулированная концепция этого процесса. Речь идет о возвышенииэтносом собственной истории и культуры.Каждая этническая группа, особенно те, которые находятся на этапе превращения в нацию, стремится представить в более привлекательном свете и образах свое происхождение, прошлое и культуру, чем они были и есть на самом деле. Какие конкретные формы принимает это явление?
1) Одним из способов этнической самосублимации является возвышение своего происхождения. Так, есть этносы, которые считают благородными таких животных, как волк, лев, корова и другие, и создают легенды о своем происхождении от этих животных.
1 См.: Фрейд 3.О психоанализе. М.,1913; его же: Введение в психоанализ. Лекции. М., "Наука", 1989; его же: Остроумие и его отношение к бессознательному. В кн.: Труды разных лет. Кн. 2, Тбилиси, "Мерани", 1991; его же: Я и ОНО.Л., 1924 и др.
- НалчаджянА. А. Личность, психическая адаптация и творчество. Ер., "Луйс", 1980, с. 158-184.
' См., например: Щепаньски Я.Элементарные понятиясоциологии. М., 1969.
Этнозащитные механизмы и процессы________________________ 1J3_
Теперь рассмотрим другой, более интересный пример сублимации своего происхождения. На склонах Гималаев живет индийский субэтнос нагас.У этого племени есть следующая легенда: Бог создает модель человека из какой—то тестообразной массы и ставит в печь, чтобы варить. Будучи неопытным в деле создания людей, Бог чересчур поспешно снимает свое творение из печи, поэтому получается нечто белое и незавершенное. Это был первый белокожий человек. Недовольный, творец совершает вторую попытку, но на этот раз модель человека оставляет в печи слишком долго, поэтому он получается весь черный. Это был первый негр. Бог остается опять недоволен и предпринимает еще одну попытку. На этот раз он получает золотистое и совершенное существо, первого индуса1. О своем превосходстве аналогичные представления создали и другие народы.
2) Вторым распространенным способом самосублимации этносов является последовательное утверждение своей автохтон-ности,т.е. того представления, что именно он был первым хозяином этой земли, на которой живет и в настоящее время. Быть древним и автохтонным— почетно, и некоторые этносы—завоеватели прилагают огромные и последовательные усилия для того, чтобы убедить себяи других в своем "благородстве". Причем это зачастую делается наперекор известным и твердо установленным фактам. Вопиющим примером такой, почти патологической сублимации являются попытки турков и их сородичей азербайджанцев, которые появились в Малой Азии и в Закавказье только в XI веке, но теперь уверяют нас, будто являются древними этническими группами этих земель. Эту ложь давно разоблачили объективные историки2, но желание быть древними так сильно, что самосублимирование по инерции продолжается. Это уже нездоровое явление и к его психопатологическим аспектам мы еще вернемся.
Когда молодой этнос, все еще находящийся на пути превращения в нацию, старается казаться древней нацией, само это стремление содержит в себе нечто иррационально—комическое
' Santha Rama Rau.This is India. New York, 1954; Shibutani T. and К. М. Kwan,
Op. cit, p. 253.
См.: Новоселов А. П., Пашуто В. Т., ЧерепнинЛ. В.,Пути развития феодализма. М., 1972; ЕремеевД. Е. Этногенез турок, и др.
154
Альберт Налчаджян
иребяческое. Это этнический инфантилизм.Когда интеллигенты такой "нации" то утверждают, что являются наследниками древних тюрок, то в качестве своих предков выбирают кавказских албанцев или других этносов Малой Азии,— это уже свидетельствует, что у данной этнической общины отсутствует один из самых важных критериев нации,а именно: единое и устойчивое представление о своем происхождении,пусть даже мифологическое. Если данный критерий не удовлетворяется, то ясно, что самосознание (я-концепция) этноса еще не оформлено как целостная, единая и непротиворечивая система и этнос страдает диффузностью своей самоидентификапии. Это то явление "диффузности я", о котором говорил известный психоаналитик Э. Эриксон при обсуждении признаков психической незрелости личности на различных этапах социализации1. Говоря о диффузности самосознания личности, имеют в виду низкий уровень психического развития и наличие в ней патологических черт, препятствующих ее дальнейшему созреванию. Поскольку этническое самосознание, кроме сферы культуры, реально живет в индивидуальной психике каждого из этнофо-ров, то читатель без труда поймет состояние тех этносов, в которых много таких индивидов.