Защитные механизмы и этническая символизация

Уже при обсуждении психологии этнических символов и особенно процессов символизации, мы видели, что символы не только связаны защитными механизмами, но и являются ре­зультатом активности некоторых из них. Здесь нам остается об­судить несколько специфических вопросов. При этом мы бу­дем исходить из той точки зрения, что процессы этнической символизации всегда играют этнозащитную роль:это одна из ос­новных функций данных процессов.

А. Перемещение, вытеснение и этническая символизация

В психической жизни человека значительное место занима­ет механизм перемещения.Данный механизм в психике челове­ка, в частности, в подсознательной сновидной активности, вы­ступает в различных формах: а) определенный элемент скрыто­го (латентного) содержания сновидения заменяется каким—ли­бо далеким образом и этим путем намекается;б) психический акцент от значимого элемента перемещается на незначимый. — Когда речь идет о процессах образования сновидений, то с по­мощью этих процессов сновидения принимают странный ха­рактер. Как заметил 3. Фрейд, создается впечатление, что пси­хика ("бессознательное я") прилагает усилия для того, чтобы подлинный смысл сновидения оставался непонятным'.

Защитные механизмы и этническая символизация - student2.ru 1 См.: Фрейд 3. Толкование сновидений. М., 1913, гл. 4; его же: Введение п пси­хоанализ. Лекции. М., "Наука", 1989, Часть 2.

Этнозащитные механизмы и процессы

149

Защитные механизмы и этническая символизация - student2.ru Одно высказывание 3. Фрейда относительно работы меха­низма перемещения и результата его работы — замены (субсти­туции) имеет прямое значение для понимания путей образова­ния символов вообще и этнических символов — в частности.

"Нас нисколько не удивляет, например, когда старая дева обращает свое нежное чувство на животных, когда холостяк становится страстным коллекционером, когда солдат кровью своею защищает кусок пестрой материи, называемой знаме­нем, или когда Отелло приходит в ярость при виде найденного носового платка,- все это примеры психического передвига-ния. То, что, однако, тем же путем и по тем же законам реша­ется вопрос, что имеет право дойти до нашего сознания и что должно оставаться за его пределами,— это производит на нас впечатление чего—то болезненного: в бодрственной жизни мы назвали бы это ошибкой в мышлении"1.

Исходя их этих замечаний 3. Фрейда, в процессе символи­зации мы можем выделить два этапа: а) процесс перемещенияпсихической установки с одного элемента (объекта) на другой; б) процесс замены(субституции) первого элемента вторым. Эти процессы сопровождает вытеснениепервого элемента, его за­бывание. Вот именно эти представления можно применить в области исследования этнической символизации: хотя нацио­нальные и другие символы представляются простыми объекта­ми исследования, их появление связано с весьма интересными и зачастую сложными психическими процессами, в том числе защитными.

В этнической психологии высказанные идеи о механизмах символизации могут быть весьма полезными, но при исследо­вании разновидностей перенесения в процессе символизации, а также контрперенесения (контртрансфер), которое, как мы считаем, лежит в основе того, что со временем некоторые эт­нические символы теряют для этноса свое значение и цен­ность. Следует также выяснить, скакими другими психически­ми механизмами связано перемещение, в частности, с проек­цией, интроекцией и другими, с механизмом сгущения,кото­рый тоже часто работает в сновидениях.

Защитные механизмы и этническая символизация - student2.ru Фрейд 3. Толкование сновидений, с. 142.

150

Альберт Налчаджян

Защитные механизмы и этническая символизация - student2.ru Исследование всех этих вопросов позволит создать очень интересную область этнической психологии. Здесь следует от­метить еще раз, что процесс символизации имеет, кроме ос­тального, также этнозащитную функцию.

Наши рекомендации