В. Основные ошибки атрибуции
Каждый человек, до того, как начать данный акт социального восприятия (т.е. восприятия отдельных людей или социальных, в том числе этнических, групп), уже имеет целый ряд предубеждений(предрассудков). Он их приобрел в процессе предыдущего своего развития, они закреплены в его памяти и подсознательно влияют на все аспекты его активности, в том числе на восприятие и понимание людей. Из системы предубеждений человека выделяют отдельный класс - атрибуционные предубеждения.
Сущность этой разновидности предубеждений состоит в том, что люди предпочитают определенные типы объясненийво вред или в ущерб другим возможным объяснениям. Например, человек убежден, что в одинаковых ситуациях другие люди будут вести себя так же, как ведет себя он сам. Исходя из этого убеждения он и составляет свои предвидения. Кроме того, очень распространено мнение, что если обстоятельства не меняются, не меняется и поведение других людей.
Ошибки атрибуции встречаются очень часто. Рассуждения людей могут быть ошибочными по нескольким причинам: а) в памяти каждого человека некоторые сведения более доступны для воспроизведения и использования, чем другие. А иногда необходимых сведений вообще не бывает в памяти человека; б) по причине того, что человек усвоил целый ряд ошибочных предположений о явлениях и событиях; в) на восприятие и по-
Этнозащитные механизмы и процессы 101
нимание людей игрупп отрицательное влияние оказывают также наши готовые теории и ожидания. В социальной психологии различают два основных вида предубеждений атрибуции: а) основную ошибку атрибуции и б) предубеждение типа актер—наблюдатель (зритель). Имея в виду широкие возможности использования знания об этих видах ошибок атрибуции в этнической психологии, вкратце рассмотрим их.
1) Основная ошибка атрибуции.Наблюдая поведение другого, было бы правильно остерегаться от поспешных выводов, но люди часто не сдерживают себя и спешат делать выводы о его чертах и мотивах, будто бы определяющих его поведение. Одновременно игнорируются многие факторы среды, в которой действует человек. Вследствие этого неудачи человека обычно приписывают его личностным качествам, а не неблагоприятным условиям его жизни.
Таким образом, основная ошибка атрибуции состоит в том, что люди систематически переоценивают личностные причины, мотивы и установки личности и недооценивают ситуационные воздействия, которые часто бывают очень мощными.
Почему люди допускают такую фундаментальную ошибку? Исследователи отмечают ряд причин: а) недостаток, нехватка информации: наблюдатель может просто не знать те нормы и другие факторы, которые в данной ситуации влияют на человека; б) обладание определенной "идеологией", а именно: люди склонны считать, что каждый несет личную ответственность за свои действия; в) особенности восприятия: для наблюдателя действующее лицо на данном фоне является центральной фигурой, он выделен на нем, тогда как другие факторы нечетко воспринимаются; г) основная ошибка атрибуции отчасти обусловлена также психолингвистическими причинами: если в том языке, на котором думает человек, есть больше слов для описания человеческой личности, чем ситуаций, то это тоже может создать смещение к допущению основной ошибки атрибуции'.
Очевидно, что если язык оказывает влияние на восприятие и атрибуцию, томы уже находимся в области проблематики эт-
См.: Ross, L.,The intuitive psychologist and his shortcomings. In: L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. 10, New York:Academic Press, 1977; Nisbett, R. E. and Ross, L.,Human inference: Strategies and Shortcomings of social judgment. Englewood Cliffs (N. J.), Prentice-Hall, 1980.
102________________________________________ Альберт Налчаджян
нопсихологии и можем поставить более широкий вопрос: каковы этнопсихологические особенности атрибутивных процессов и чем они обусловлены? В частности, какие особенности имеет основная ошибка атрибуции в различных этнокультурных средах? Какую роль в этих психических процессах играют национальные традиции, особенности речи и мышления, этническая символика и другие аспекты этнического склада нации?
Основная ошибка атрибуции наблюдается в самых различных ситуациях реальной жизни. Так, мы замечаем, что кто—то, толкая людей, стремится вперед, и сразу же делаем вывод, что это грубый человек, хам. А на самом деле он спешит на помощь кому-либо из близких, попавшему в беду. Но люди так склонны делать атрибуции, что трудно предотвратить этот психический процесс. Это закономерность нашей психической жизни.
Во время одного эксперимента, проведенного в США, испытуемым предложили послушать два выступления о расовых противоречиях. Один из ораторов выступил в роли сторонника расовой сегрегации, а второй — в качестве ее противника. Но испытуемым заранее было сказано, что ораторы неискренни и что у них нет другого выхода, они вынуждены сказать то, что говорят. Несмотря на это, слушатели не отказались от атрибуций и связывали излагаемые убеждения с личными чертами ораторов1. Таких экспериментов уже проведено немало.
Таким образом, совершая основную ошибку атрибуции, люди допускают следующие три действия: а) недооценивают сильное влияние среды; б) переоценивают роль внутренних мотивов и установок; в) не согласовывают между собой требования исполнения роли с окончательной атрибуцией. Бывают, конечно, и отклонения от этого правила.
2) Предубеждение типа "актер- наблюдатель".Процессы атрибуции имеют место и в том случае, когда человек объясняет причины своего собственного поведения. Выясняется следующее: когда мы наблюдаем поведение других людей, то его причины приписываем их личным качествам и внутренним мотивам, но когда наблюдаем сами себя в роли социальных актеров,
1 См.: Jones E. E. and Harris V.A., The attribution of attitudes. "Jour il of Experimental Social Psychology", 1967, 3, pp. 1-24.
Этнозащитные механизмы и процессы________________________ 103
тогда мотивы нашего поведения мы ищем восновном вне себя, во внешних обстоятельствах. Это явление называют предубеждением типа "актер-наблюдатель1".
Примеров этого типа предубеждения в реальной жизни — великое множество. Чаще всего этот механизм самоатрибуциииспользуется тогда, когда человек не понимает подлинные причины собственных действий.Например, беседуя с другим человеком, индивид может переживать гнев, но затем, оглядываясь назад, удивляться: а почему я, собственно, сердился? За что?
Нередко наблюдается и такое явление: человек покупает дорогие товары, делает большие расходы, но старается экономить копейки, становится скаредным при мелких покупках. Почему? Не всегда понятно. Пытаясь разобраться в таких явлениях, которые происходят со всеми, люди сочиняют мотивы, приписывают себе причины собственного поведения.
Для объяснения подобных явлений в социальной психологии развивается теория самовосприятия.Согласно одному из принципов этой теории, когда мы совершаем такие действия, мотивы которых нам неясны, то по отношению к собственной личности принимаем позицию внешнего наблюдателя, стараясь найти причины своего поведения. Мы исследуем как собственное поведение, так и те условия, в которых действовали, стараясь понять наши чувства, мысли и установки, которые привели к совершению таких поступков. Эту теорию выдвинула в первую очередь американская исследовательница Д. Бем2.
Но при попытках объяснения собственного поведения наблюдается новая тенденция: человек ищет в первую очередь внешние, ситуативные факторы, а не внутренние мотивы и черты собственной личности. Эта тенденция противоположна той, которую мы видели при объяснении поведения других людей. Как мы увидим в дальнейшем, данная тенденция выпукло наблюдается в межэтнических отношениях. Она наблюдается в первую очередь при совершении отрицательных, социально
' См.: Jones, E. E. and Nisbett R.E., The actor and the observer: Divergent perceptions of the causes of behavior. In: E. E. Jones at. al. (Eds.), Atribution: Perceiving the causes of behavior. Morristown (N. J.): General Learning Press, 1972.
! Bern, D. J.,Self-perception theory. In: Berkowitz L. (Ed), Advances in experimental social psychology. Vol. VI, New York: Academic Press, 1972.
104 Альберт Налчаджян
осуждаемых действий и при неудачах. Но она присутствует и при объяснении своих положительных действий, просоциаль-ного поведения. Так, совершая великодушное дело по отношению к другому, человек склонен объяснить свое поведение достоинствами этого человека, а не своей добротой или великодушием.
Но на выбор типа используемой атрибуции (внешней или внутренней) влияет и то, на что обращается внимание наблюдателя, какие аспекты поведения актера и ситуации выделяются.
Когда и актерам, и наблюдателям дается задание (инструкция) сосредоточить внимание на определенные аспекты ситуации, тогда и те, и другие предлагают в основном ситуативные объяснения поведения. Но когда психолог требует обратить внимание на личностные аспекты и детерминанты поведения актеров, тогда и актеры, и наблюдатели предлагают в основном внутренние, личностные атрибуции—объяснения. А это означает, что характер атрибуций зависит от того, чтовыделяется и бросается в глаза в поле восприятия - ситуация или же личность'.
Из этой закономерности, по мнению исследователей, вытекает важный принцип: любая бросающаяся в глаза черта личности, которая привлекает внимание наблюдателей, временно занимает преобладающее место в числе их атрибуций и считается ими причиной поведения. Это имеет место как при положительных, так и при отрицательных результатах поведения. Выделяться в ситуации могут как личность в целом, так и отдельные ее черты. Например, бросаются в глаза: единственная женщина среди нескольких мужчин, единственный чернокожий человек среди нескольких белых и т.п. Когда эти группы осуществляют совместную активность и добиваются каких—либо результатов — положительных или отрицательных — роль этого бросающегося в глаза человека преувеличивается.
Когда такой исключительный человек - один среди других схожих друг другу лиц и если его оценивают отрицательно (на-
1 См.: Taylor S.E. and FiskeS. Т.,Salience, attention, and attribution: Top of the head phenomena. Jn: L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. 11, New York: Academic Press, 1978.
Этнозащшпные механизмы и процессы________________________ /05
пример, словом "неприятный"), то в такой ситуации эта отрицательная оценка еще больше усиливается. Интенсивнее становится также положительная оценка: если он "приятный" человек, то в группе, где он — единственный такой, его оценивают в качестве болееприятного человека, чем в смешанной группе (где несколько таких индивидов).
Отсюда вытекает ряд выводов, которые соответствуют эмпирической реальности, хотя и высказываются здесь в качестве предположений: а) когда дела в многонациональном обществе идут хорошо, национальные меньшинства оцениваются положительно; когда же общество переживает экономический и социальный кризис, оценка национальных меньшинств заметно снижается: их обвиняют в неудачах общества. Преследования евреев в Германии 20—30—х годов XX века — убедительные тому доказательства; б) этнические меньшинства часто переоценивают свой вклад в культуру и науку полиэтнического общества. Мы считаем, что эти утверждения связаны с очень важными этнопсихологическими проблемами, решение которых необходимо, в частности, для предотвращения иррациональных конфликтов.
3) Другие атрибутивные предрассудки.Число такого рода предрассудков, по—видимому, значительно. Наука находится в начале пути систематического исследования таких тонких явлений. Здесь рассмотрим еще некоторые из них.
а) Положительный предрассудок или "Эффект Полианны".Есть люди, которые о других людях, даже совершенно незнакомых, высказывают только положительные суждения. Они полагают, что более вероятно, что ожидаемые события будут приятными. Даже при образовании свободных ассоциаций' они употребляют больше приятных слов, чем неприятных, негативных.
В определенных ситуациях люди выражают отрицательное предубеждение.Этот вопрос психологи исследовали в ходе интересных экспериментов. Во время одного из них испытуемых (студентов) просили оценить перед аудиторией интеллект и письменные работы остальных студентов. Оказалось, что если
' См.: Matlin, M. and Stang, D.,The Poiyanne principle. Cambridge (MA): Shenkman, 1978. (Свободные ассоциациичеловек образует тогда, когдав ответ на какое—либо слово без критики и открыто высказывает всете слова и мысли, которые появляются в его сознании.)
106______________________________________________ Альберт Налчаджян
в этой студенческой группе статус испытуемого был низким, то он давал другим относительно низкие оценки. Но когда статус личности высокий, при оценке других он не высказывает отрицательной предубежденности1.
в) Самообслуживающий предрассудок.Это тенденция людей исказить восприятия таким образом, чтобы можно было сохранить свой положительный я—образ. Мы уже сказали, что люди приписывают свои успехи своим личным качествам, тогда как в неудаче обвиняют внешние силы и обстоятельства.
Когда речь идет об истолковании человеком собственного поведения, следует иметь в виду, что он может иметь специальную мотивацию на искажение.Под ее воздействием возникают такие искажения, которые усиливают его "я" и самоуважение, защищают его я—концепцию.
Описанная выше тенденция выражается в виде эгоцентрического воспроизведения:мы лучше вспоминаем наш собственный вклад в общее дело (работу, беседу, обсуждение какого—либо вопроса и т.п.), чем вклады других участников социального процесса. Вот почему у нас нередко возникают искаженные представления о том, кто авторы и ответственные за те результаты, которые получены благодаря групповой деятельности. Так, когда молодых супругов спрашивают, у кого из них более весомый вклад в общие дела семьи, каждый из них наиболее значительный вклад приписывает самому себе. Социальная реальность семейной жизни для каждого из них различна.
Таким образом, атрибуции влияют как на оценку прошлых и будущих событий, так и на наши прогнозы о будущем. Они оказывают влияние на оценку межличностных отношений, на наши мнения о себе и о других, на мотивацию наших будущих действий. Когда одерживает победу наша любимая футбольная команда,— ясно, она состоит из талантливых футболистов, когда же терпит поражение — виноваты внешние обстоятельства, несправедливое судейство и другие ситуативные факторы. Роль внешних факторов сильно преувеличивается. Добавим, что как внутренние, так и внешние причины не только объективно
' См.: Araabile, Т. М. and Glazebook, A. H.,A negativity bias in interpersonal evolution. "Journal of Experimental Social Psychology", 1981, 18, pp. 1-22; Amabile Т. М.,The Social psychology of creativity. New York: Springer Verlag, 1983.
Этнозащшпные механизмы и процессы________________________ №7
указываются и только затем их роль преувеличивается: они нередко просто сочиняются. Они могут быть воображаемыми, но даже в таком случае могут обладать мощной мотивационной силой.