Атрибуция и ее разновидности
Значительное место в межэтнических отношениях и в процессах этнической самозащиты занимает механизм атрибуции! различные ее проявления. Поэтому в данном параграфе м представим основные данные об этом психологическом явле нии, после чего ознакомимся с той ролью, которую она играе? в этнозащите.
А. Общая характеристика атрибуции
Когда мы наблюдаем поведение другого человека, у нас возникает желание знать, ктоэтот человек, чтоон из себя представляет как личность и почемудействует именно так, а не иначе. Но в повседневной жизни, особенно если мы по характеру своей работы встречаемся со многими людьми, у нас нет ни времени, ни возможности и даже желания как следует разобраться во всех этих вопросах. Но поскольку какое—то объяснение хотелось бы иметь, у нас в психике начинает спонтанно работать особый механизм, получивший название атрибуции, т.е. приписыванияобъекту каких—либо свойств и мотивов1.
Так, для понимания поведения человека, которого мы наблюдаем или о ком мы получаем информацию, мы приписываем ему определенные причины или мотивы и начинаем "объяснять", почему он так поступает. Иногда подобные объяснения могут оказаться близкими к истине, но чаще всего они ошибочны в силу отсутствия у нас достоверной информации и по той причине, что сам процесс атрибуции имеет ряд характерных особенностей, делающих такие ошибки почти неизбежными.
Насколько нам известно, до сих пор нет четкого понимания того, чем отличается атрибуция от механизма проекции,кото-
См.: VVeiner В.An attributional theory of motivation and emotion. New York: Springer Verlag, 1986; Jones,E. E., Kanouse, D. E., Kelley, H. H., Nisbett, R. E., Valins, S.and Weiner, В(Eds.). Attribution: Perceiving the causes of behavior. Morristown (N. J.): General Learning Press, 1972.
Этнозащитные механизмы и процессы 97
рая, как хорошо известно, является одним из самых распространенных защитных механизмов. Как мы увидим в дальнейшем, проекция имеет место, когда фрустрированный человек видит свои отрицательные черты (способствовавшие его фрустрации) и в других людях. Он проецирует эти свои черты на других и этим защищает свою психику, свое "я" от новых фрустраций. Если, например, человек убежден, что какой-либо недостаток (например, лживость, гиперсексуальность) присущи не только ему, но и другим, этим он утешается и уже' не рассматривает себя в качестве особого, исключительного человека — носителя этих пороков.
Парадокс, однако, состоит в том, что во многих случаях, приписывая другому человеку свою отрицательную черту, человек перестает видеть ее в себе, таким образом создавая свой искаженный я-образ, а также искаженный образ другого. Затем он начинает действовать так, как будто этот человек имеет приписываемую черту, а сам он свободен от нее. Ясно, что такое поведение чревато конфликтами, несправедливостью и другими отрицательными последствиями.
Мы считаем, что проекция является частным случаем атрибуции.Если атрибуция включает все случаи приписывания другим людям различных черт и мотивов, то при осуществлении проекции приписываются лишь свои, и то преимущественно отрицательные черты и мотивы.
В социальной психологии создана теория атрибуции,в рамках которой раскрывается природа той повседневной, любительской психологии, которой люди руководствуются в своей обыденной жизни, когда стараются понять поведение людей, да и свое собственное поведение. Эта любительская психология иногда полезна, иногда же отличается непоследовательностью. Бывает, что, приписывая другому определенный мотив поведения, люди не довольствуются единичным наблюдением и стремятся выяснить, не повторяются ли какие—либо формы его поведения. Наши ответные действия на воздействия других в значительной мере обусловлены тем, какие причины мы им приписываем.
98 Альберт Налчаджян
Б. Разновидности атрибуции
В зависимости от того, что приписывается другому, различают три основных разновидности атрибуции: а) атрибуция черт и качеств; б) атрибуция причин или мотивов поведения (каузальная атрибуция); в) диспозинональная атрибуция. Вкратце рассмотрим эти явления.
а) Атрибуция черт и качеств.Когда мы наблюдаем поведение
человека и воспринимаем его внешний вид, некоторые его ка
чества, особенно внешность, бросаются в глаза. Однако не все
качества, тем более психологические, доступны непосредствен
ному восприятию. У человека имеются сотни черт характера и
темперамента, которые не видны и о которых мы можем судить
лишь на основе интерпретацииего внешнего вида, поведения,
деятельности и ее результатов и т.п. Вот в этих случаях, когда
человек, воспринимая другого, должен решать психологичес
кие задачи, касающиеся его черт, он и непроизвольно включа
ет в дело механизм атрибуции: на основе информации о внеш
них чертах и особенностях поведения приписывает человеку
целый ряд черт характера и темперамента. Он по существу со
вершает логические (или алогические, психо—логические) вы
воды о том, что за человек перед ним. Это очень распростра
ненное явление в межличностных отношениях.
б) Каузальная атрибуция.Наблюдая поведение человека, мы
бы хотели знать, что побуждает его действовать таким образом,
а не иначе, каковы его мотивы, чего он хочет добиваться этим
путем. Только по внешнему поведению человека очень трудно
правильно судить о его мотивах: мотивы, причины, побуди
тельные силы поведения, как психологические реальности, то
же недоступны непосредственному чувственному восприятию.
Поэтому мы должны делать выводы о причинах поведения че
ловека. Вот в этом процессе мы невольно и прибегаем к помо
щи механизма каузальной атрибуции. Чтобы как—то понять
причины поведения другого, мы приписываем ему определен
ные причины. "Понимание", достигнутое таким путем, иногда
бывает близким к истине, но чаще всего создает искаженное
представление о мотивах поведения человека. Так или иначе,
этот процесс используется людьми очень часто и лежит в осно
ве наших ответных действий на поведение других людей.
Этнозащитные механизмы и процессы_________________________ 99
в) Диспозициональная атрибуция.Это, практически, частный, но очень важный случай каузальной атрибуции. Диспозиция или установка — важное социально—психологическое образование личности, причина поведения, внутренний мотив. Установки содержат отношение человека к себе, к другим людям, к политическим органам и организациям, к лидерам, различным событиям, происходящим в обществе. Мы бы хотели знать, каковы социальные установки людей, с которыми нам придется иметь дело, сотрудничать или соперничать. Но не всегда возможно спрашивать их об этом, да и не все готовы откровенничать о своих отношениях. Есть еще одна причина, затрудняющая получение точной информации об установках людей: они сами не всегда четко осознают собственные установки. Вот в подобных случаях, не имея возможности узнать, что думают люди о том или ином явлении и как к нему относятся, мы начинаем приписывать им разные установки и таким путем достигаем некоторого "понимания". Такое понимание, как нетрудно догадаться, нередко бывает иллюзорным.
Есть и другие разновидности атрибуции, о которых мы здесь скажем лишь вскользь. Самоатрибуция— это психический процесс, с помощью которого человек сам себе приписывает определенные, чаще всего желательные, положительные черты и таким путем добивается "самопонимания". Встречаются все описанные разновидности самоатрибуции — атрибуция себе черт, причин поведения и установок. О ситуативной атрибуцииговорят тогда, когда человек приписывает определенные особенности не людям, а тем ситуациям, в которых они действуют. Хотя объективные ситуации представляются понятными, однако на самом деле одну и ту же ситуацию разные люди воспринимают по—разному. Например, если человеку предстоит выступить с речью перед большой и недружелюбной аудиторией, то его восприятие аудитории может резко отличаться от восприятия постороннего наблюдателя или от восприятия людей, составляющих эту аудиторию.
Исследуя проблему разновидностей атрибуции, мы пришли к выводу, что следует выделить по крайней мере еще две разновидности этого психического механизма, а именно: а) атрибуция для себя и б) атрибуция для других. Мы имеем в виду то обстоятельство, что когда человек совершает атрибуцию, он ис-
100 Альберт Налчаджян
ходит из каких-то своих мотивов, пусть эти мотивы большей частью являются подсознательными. Иногда эти мотивы являются эгоцентричными: человек приписывает другому определенные черты и мотивы для того, чтобы удовлетворить какую—либо свою потребность, например, агрессивное желание. В других же случаях мотив процесса приписывания может быть альтруистическим: человек, сопереживая с другим, приписывает ему определенные черты и потребности, после чего действует в соответствии с этими атрибуциями. В таких случаях под атрибуцией следует искать присутствие механизма психологической идентификации(отождествления) с другим человеком. Совершая атрибуции ради другого человека, мы обычно стараемся оказать ему психологическую помощь.