Ошибки и тенденциозности в процессе атрибуции и их источники

Фундаментальная ошибка атрибуции— тенденция наблюдателей недооценивать влияние ситуации на поведение человека, в то же время переоценивая влияние диспозиции.

Социальные психологи провели множество исследований, пытаясь объяснить фундаментальную ошибку атрибуции

Одним из возможных объяснений является следующее: когда мы наблюдаем поведение другого человека, мы обычно фокусируем свое внимание на его действиях, а контекст поведения часто уходит на второй план. В результате нам кажется, что именно настроения человека объясняют его поведение, а не ситуация.

Другое объяснение исходит из того, что мы замечаем ситуационные причины, но не придаем им достаточного внимания при атрибуции.

Еще одно объяснение: люди часто ошибаются относительно возможных ситуативных причин поведения из-за ограниченной возможности обработки информации. Это объяснение подразумевает, что понимание ситуативных причин требует больших когнитивных ресурсов, а люди привыкли делать выводы о личностных особенностях или социальных установках других людей, минимизируя или даже вовсе не прикладывая усилий.

Эффект «деятель—наблюдатель»: склонность приписывать причины собственного поведения ситуативным факторам, а причины поведения других людей — диспозиционным (внутренним).То есть когда мы видим, как человек спотыкается и падает, мы обычно приписываем это происшествие его неуклюжести. Если же падаем мы сами, мы с большей вероятностью приписываем это ситуативным причинам: лед на тротуаре или скользкая обувь.

Почему возникаетэффект «деятель—наблюдатель»? Частично потому, что мы достаточно хорошо осведомлены о многих ситуативных факторах, влияющих на наше собственное поведение, но меньше осознаем такие факторы, когда дело касается действий других людей. Таким образом, мы обычно воспринимаем наше собственное поведение как вызванное в основном ситуативными причинами, а поведение других людей — как вытекающее главным образом из их личностных особенностей, или диспозиций.

Ошибка самооправдания - тенденция приписывать наши собственные позитивные результаты внутренним причинам, а негативные— внешним факторам, называется ошибкой самооправдания; она является общей по своим проявлениям и действенной по своим результатам .

Было выдвинуто несколько объяснений, большинство из них можно разделить на две категории: когнитивные и мотивационные. Когнитивная модель предполагает, что ошибка самооправдания базируется главным образом на различных способах обработки социальной информации: согласно этой модели, мы приписываем позитивные результаты внутренним причинам, а негативные — внешним, поскольку ожидаем, что достигнем успеха, и потому склонны приписывать ожидаемые результаты скорее внутренним, а не внешним причинам.

Напротив, мотивационное объяснение предполагает, что ошибка самооправдания возникает из потребности защищать и усиливать чувство собственного достоинства или в силу связанного с этим желания выглядеть хорошо в глазах других. Хотя когнитивные и мотивационные факторы одинаково хорошо объясняют этот тип атрибутивной ошибки, данные исследований, как оказалось, больше поддерживают мотивационную интерпретацию.

Какими бы ни были причины возникновения ошибки самооправдания, она может привести к межличностным разногласиям. Часто она заставляет людей, работающих в команде, считать, что именно они, а не их партнеры, внесли наибольший вклад в работу. Точно так же эта тенденция заставляет людей считать, что, в то время как их собственный успех вызван внутренними причинами и является вполне заслуженным, успех других вызван внешними причинами и менее заслужен. Кроме того, в результате ошибки самооправдания многие люди воспринимают собственные негативные действия как обоснованные и простительные, а подобные действия со стороны других — как нерациональные и не заслуживающие прощения.

Стиль атрибуции -привычный способ объяснения жизненных событий.

Люди различаются между собой в отношении предпочтения тех или иных атрибуций. Эти различия проявляются, когда их просят объяснить свои успехи и неудачи. Эти различия в стилях атрибуции имеют важные последствия для мотивации и поведения.

Первенство в постановке этой проблемы принадлежит Джулиану Роттеру.

По его мнению, некоторым людям присущи постоянные чувства, что все, что происходит с ними, регулируется внешними факторами: судьба, случай, везение, удача, влиятельные люди. Такую установку Роттер назвал экстернальным локусом контроля.

Другие люди с интернальным локусом контроля (внутренний) верят в то, что и удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями, что они сами контролируют свою судьбу.

Интерналы и экстерналы различаются по ряду параметров:

Интерналы активнее ищут информацию о проблемах и принимают меры предосторожности.

Экстерналы чаще имеют психологические проблемы: выше показатели тревожности, депрессивности, а самоуважение ниже, чем у интерналов.

Выявлена связь между локусом контроля и социально-экономическим статусом. Люди с экономически высоким статусом чаще интерналы, а с низким – экстерналы.

Интерналы в своих детях воспитывают ответственность и самоконтроль, а с экстернальным типом – хорошие манеры, хорошо ладить с людьми.

Наученная беспомощность – это беспомощность, приобретаемая в случае, когда человек не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями.

Этот феномен описали Селигман и Кристофер Петерсон.

Смысл феномена:сталкиваясь с многочисленными неудачами, люди впадают в состояние подавленности, депрессии, становятся пассивными, т. к. считают, что все их усилия будут неэффективными. Т. образом формируют готовность к будущим неудачам, что снижет самоэффективность и обрекает на новые неудачи. Изучение этого феномена проводилось в рамках исследования причин депрессии, почему одни люди более ей подвержены, чем другие.

Селигман отмечал важность фактора контролируемости событий для возникновения депрессии.

Выделяют 2 стиля атрибуции:

1. депрессивный

2. оптимистический

Эти стили определяются тем, как люди реагируют на неудачи.

Депрессивный – неудачи приписываются себе. Неудачи объясняются интернальными, стабильными и глобальными причинами.

Оптимистический – неудачи приписываются обстоятельствам (экстернальный, нестабильный, не глобальный).

· Депрессивный реализм.

Люди не преувеличивают свои данные, описывают и положительные и отрицательные свои качества, ответственность берут и за успех и за неудачу, реалистичны в восприятии будущего.

· Нереалистический оптимизм.

Люди преувеличивают то, на сколько они компетентны, вспоминают прошлое в розовом свете. Принимают похвалу за успех, не берут ответственности за неудачи, преувеличивают свой контроль за происходящим вокруг и верят в то, что будущее принесет много хорошего.

Наши рекомендации