Ошибочное понимание природы этнических конфликтов
А. Причины ошибок
В больших и малых империях XX века, особенно перед их крушением, признается, что чувство этнической принадлежностисуществует и обладает определенной силой. Однако долгое время сохраняется ошибочное понимание причин этнических конфликтов, что, конечно, не способствует их разрешению. Эти искажения появляются или вследствие незнания, или же намеренно. Утверждается, будто в возникновении этнических конфликтов виноваты не этнические различия и их осознание
Альберт Налчаджян
представителями этнических групп, а другие факторы: упорное сохранения традиций (традиционализм), стрессы, вызванные процессом модернизации общества, или же классовые конфликты, маскирующиеся под этнической идентичностью'.
Это заблуждение мы видели особенно четко в первые годы нового этапа карабахского конфликта (конец 80-х годов): тогда еще существовал СССР и руководители КПСС, эмиссары Центра объявили данный конфликт обусловленным экономическими причинами. Они не понимали, что экономические трудности карабахских армян - лишь побочный фактор. Главными причинами конфликта армянской нации с азербайджанцами были этнические, национальные различия и различия целей: несовместимость этих двух этносов, различие их религий и т.п. Кремлевские идеологи так были уверены в формировании нового, советского человека2, что даже не знали, что между армянами и азербайджанцами существуют глубокие и давно сформировавшиеся этнические и религиозные различия. Они не знали историю этих народов, прошлые их конфликты, историю включения Карабаха в состав Азербайджана по воле Сталина.
В чем причины таких грубых ошибок? Одной из них, согласно Я. Горовицу, является эпизодический характерэтнических конфликтов. Они внезапно возникают, после чего наступает период затишья и о них забывают. Поэтому исследования этнических конфликтов непоследовательны: только пролитая кровь заставляет исследователей взяться за перо.
Немалое значение имеет то, что этнические конфликты неприятны: исследователи неохотно берутся за их исследование. В частности, на Западе этничность не вызывает симпатий, и это имеет глубокие идеологические корни. До начала 80—х годов XX века исследование этнических конфликтов считалось второстепенным делом для социальных наук. Однако сегодня социальная практика, особенно в многоэтнических государствах, настоятельно требует исследования этого типа конфликтов и путей их разрешения. Если принять точку зрения, согласно
' Horowitz D. L. Op. cit., p. 13.
' Появились даже идеологи "нового", "советского человека". См.: Смирнов А. А. Советский человек. М., 1980.
Социальные и этнические конфликты__________________________ 39
которой причины этнических конфликтов социально—экономические, классовые, то возникнет вопрос: а почему эти социально—экономические причины приводят именно к этническим конфликтам?Почему разделение групп происходит по этническим, а не по другим (например, классовым) линиям1? И вообще, ради чего борются этносы?