По написанию контрольной работы

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры ПРЭКС

кандидат психологических наук,

доцент полковник внутренней службы,

________________Д.Н. Церфус

«21» августа 2013 г.

Методические рекомендации

По написанию контрольной работы

по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ РИСКА И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

по направлению подготовки (специальности)

030301.65 «Психология служебной деятельности»

квалификация (степень) – специалист

Санкт-Петербург

  Должность Фамилия/ Подпись Дата
Разработал Старший преподаватель кафедры ПРЭКС Дорофеева Н.Н.. 21.08.2013г.
Проверил Начальник кафедры, полковник внутренней службы Церфус Д.Н. Стр. 1 из 4  
         

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор

(Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова)В.А. Корзунин

доктор педагогических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)Н. Г. Винокурова

Психология и педагогика: Методические рекомендации по написанию контрольной работы по специальности 030301.65 «Психология служебной деятельности» квалификация (степень) – специалист

«Государственный пожарный надзор» / Под общей редакцией В.С. Артамонова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011. - 15 с.

Методические рекомендации по написанию контрольной работы по направлению подготовки (специальности) 030301.65 «Психология служебной деятельности» по учебной дисциплине «Психология риска и ЧС» составлены в соответствии с рабочей программой и действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В рекомендациях изложена методика написания контрольных работ по учебной дисциплине «Психология риска и ЧС» Предназначены для курсантов, студентов и слушателей очной и заочной форм обучения по специальности 030301.65 «Психология служебной деятельности» Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Написание контрольных работ является неотъемлемой частью овладения слушателями-заочниками знаниями такого предмета, как «Психология риска и чрезвычайных ситуаций». Этот вид учебной работы предназначен для закрепления и обобщения знаний, получаемых в процессе изучения данной дисциплины. Выполняя контрольные работы, обучаемые получают навыки осмысления и применения необходимой информации для раскрытия содержания теоретических вопросов и решения задач, связанных с обучением и воспитанием подчиненных.

Непременными условиями написания контрольной работы являются полное понимание материала курса и наличие навыков работы с литературой. Успешное выполнение этого вида заданий представляет собой обязательное условие допуска слушателей к зачету и экзамену по данному курсу.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Целью написания контрольной работы является подготовка будущих специалистов к теоретическому анализу и практической реализации полученных знаний, овладение психологической составляющей профессиональной деятельности в экстремальной ситуации, формирование и развитие профессионально важных качеств.

Задачами написания контрольной работы являются:

· расширить и систематизировать у обучающихся знания по инженерной психологии и эргономике;

· расширить теоретические и практические знания в области экстремальной психологии, их систематизация, закрепление и применение при решении конкретных задач профессиональной деятельности;

· выработать навыки самостоятельной работы по подбору и обработке литературы, нормативных правовых актов и обобщению опубликованных данных, формулированию выводов по конкретной теме;

· выявить степень усвоения слушателями основного содержания курса «Инженерная психология и эргономика».

При написании контрольной работы обучающийся должен показать:

· общетеоретическую подготовку в области инженерной психологии и эргономике;

· знание основных психологических феноменов дисциплины, умение использовать их на практике;

· умение работать с источниками, подбирать научно-методический материал по теме;

· умение систематизировать, анализировать, обобщать и научно излагать изученный материал, делать самостоятельные выводы и обобщения.

Структура работы

Контрольная работа выполняется в виде реферата. Все темы рефератов посвящены актуальным проблемам психологии и педагогики, которые отражены в программе курса. Полное раскрытие темы составляет содержание и главную задачу выполнения данного вида учебного задания.

Текст контрольной работы состоит из нескольких частей:

1) титульный лист;

2) план (содержание) работы, который как можно более подробно детализируется слушателем;

3) вводная часть, где автор отмечает актуальность и важность темы, отмечает необходимость решения поднимаемой проблемы, указывает в общих чертах информационную базу, использованную им при написании работы;

4) основная часть, в которой раскрывается суть проблемы, проводится исследование;

5) заключение, в котором автор подводит итоги работы, формулирует выводы, характеризует практическую значимость освоенной им темы для изучения предмета в целом, указывает на нерешенные проблемы, затронутые в тексте;

6) список литературы, использованной при написании контрольной работы.

Общие указания

Контрольная работа включена в учебный план, устанавливаются сроки ее выполнения и представления. Поэтому слушателям необходимо после начала изучения курса уточнить все необходимые вопросы, связанные с их работой над этим видом задания.

Приступая к написанию работы, необходимо внимательно изучить настоящие рекомендации. Учет их положений позволит наиболее рационально распределить время и силы слушателей.

Работа над контрольной работой осуществляется в несколько этапов:

1) выбор темы реферата;

2) уяснение содержания темы, теоретических вопросов, затрагивающихся в данной теме;

3) подбор необходимой литературы, изучение источников;

4) составление плана контрольной работы;

5) написание текста работы;

6) оформление контрольной работы;

7) представление работы в учебное заведение.

С первых дней работы над темой надлежит четко планировать время, отводимое на каждый из указанных этапов. Это позволит без спешки и нервозности собирать и анализировать материал, глубоко и всесторонне представить проблему во всех ее взаимосвязях и взаимообусловленностях. Опыт показывает, что задержка с выбором темы ведет к потере времени и снижению качества работы.

Рекомендуется составить график выполнения контрольной работы. Он должен предусматривать сравнительно равномерное распределение времени между этапами. Причем заключительные периоды (написание и оформление текста) следует спланировать заранее, чтобы намеченные в учебном плане сроки не могли быть сорваны непредвиденными обстоятельными.

Следует четко уяснить сроки и порядок представления выполненной работы в образовательное учреждение. Подробную информацию об этом можно получить у преподавателей, курирующих изучение соответствующих предметов на определенных курсах обучения.

Требуется глубокое осмысление темы, предусмотренной вариантом. Прежде, чем приступить к работе над текстом, необходимо тщательно продумать проблему, изучить соответствующую часть программы курса, ознакомиться и проанализировать нужные разделы учебников, записи в конспектах лекций, рассмотреть учебно-методические материалы. После этого требуется составить план текста, который раскрывал бы структуру данной проблемы, и приступить к его написанию.

После этого необходимо изучить соответствующие главы учебников, монографий, статей и т.п.

Рекомендации по работе с литературой

При написании контрольной работы необходимо привлечение большого количества источников. Следует выяснить, в составе какой темы изучается данная проблема, с какими другими темами она связана. Необходимо подробно ознакомиться с этими разделами программы, установить их соподчиненность и взаимоотношения применительно к теме данной конкретной работы.

Основные литературные источники приведены ниже, однако не следует на этом ограничиваться. Поиски необходимой литературы нужно продолжить в библиографических отделах библиотек. Здесь можно найти указания на учебную литературу, научные и научно-популярные издания по тематике реферата. Материал, посвященный психолого - педагогическим проблемам печатается в специализированных периодических изданиях.

Найдя научный источник, требуется записать его библиографические атрибуты, внимательно изучить содержание. Отыскав требуемый раздел, внимательно изучить его содержание, сделав краткие пометки для памяти.

Ознакомившись с необходимой литературой, можно приступать к составлению плана текста. Продумав его, целесообразно «разнести» источники по его частям. Затем следует начать работу над конкретными разделами. Прочитав нужные издания, свои записи, сделанные при изучении тех изданий, которыми невозможно пользоваться непосредственно во время работы над текстом (например, потому, что их нельзя взять на руки в библиотеке), целесообразно приступать к написанию текста работы.

При написании работы не должно осуществляться дословное механическое переписывание рекомендованной литературы. Целесообразно излагать формулировки и определения близко к первоисточникам, интерпретируя их в своем понимании сути вопроса. В ответах на теоретические вопросы работы приветствуется использование практического материала.

5. Требования к объему контрольной работы, ее оформлению и стилю изложения

Контрольная работа оформляется в соответствии с требованиями, которые предъявляются к научным текстам на правах рукописей.

Объем работы составляет 17-19 страниц в расчете на машинописный текст через 1 интервал, напечатанный на листах формата А4.

Работа выполняется рукописным или машинописным способом.

ПОЛЯ: верхнее/нижнее – 2,0; левое – 3,0; правое – 1,5;

ШРИФТ: Times New Roman – 14, интервал по тексту – 1.0; нумерация страниц вверху по центру.

1. Первым является титульный лист, который оформляется в соответствии с требованиями университета (см. приложение 1).

2. На второй странице излагается план работы (содержание) с указанием страниц.

3. На третьей странице излагается текст работы, который начинается с введения, где автор отмечает актуальность и важность темы (см. раздел 2 данных рекомендаций).

4. В концеработы приводятся список использованной при написании реферата литературы и, если необходимо, приложения.

5. В приложении и в тексте могут указываться использованные методики, а также графики, таблицы, рисунки и др. Таблицы, рисунки (графики, диаграммы и пр.), содержащиеся в тексте контрольной работы должны иметь номера и заголовки, определяющие их содержание, а также оформляться по правилам.

6. На последнем листе необходимо поставить дату написания работы и подпись автора. Все страницы должны быть пронумерованы.

Текст контрольной работы должен быть написан в научном стиле, который позволяет наиболее глубоко выразить содержание поднимаемой проблемы. Следует располагать его части в логической последовательности. Язык должен быть научным, содержать специальную терминологию. Полностью исключаются просторечия, бытовые обороты, повторы, неточное использование слов.

Выполнение указанных требований влияет на оценку контрольной работы и оценку на зачете.

Оформление рисунков и таблиц:

а) рисунки необходимо выполнять в любом из общепринятых графических редакторов (форматы: jpg и tiff), под рисунком ставится:

Рисунок 1–далее следует название рисунка и пояснения;

б) если в тексте не одна таблица, то их следует пронумеровать (сначала пишется Таблица 1, на той же строке название таблицы и далее следует сама таблица (см. Приложения Б, В);

в) если в тексте одна таблица или один рисунок, то их нумеровать не следует;

г) таблицы должны иметь «вертикальное» построение. В приложении приведены примеры правильного построения, названий таблиц и рисунков.

д) в тексте ссылки на таблицы и рисунки делаются следующим образом: рис. 2, табл. 4, если всего один рисунок или одна таблица, то слово пишется целиком: таблица, рисунок.

При необходимости привлечения текстов использованных источников необходимо придерживаться следующих правил:

- тексты цитат переписываются абсолютно точно, с сохранением имеющейся пунктуации; цитируемые слова заключаются в кавычки;

- если цитата не дается в дословном повторении, а приводится в пересказе или обучающийся только ссылается на мнение автора, то она не берется в кавычки; в данном случае в подстрочной сноске перед названием источника указывается так[i].

При оформлении работы следует обращать внимание на точность цитат, ссылок, место и год издания.

Список использованных источников составляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению справочно-библиографического аппарата. Примеры такого оформления можно найти в перечнях литературы, помещенных в печатных изданиях, вышедших после 1995 г. Например:

Литература

1. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. Пособие: Допущено УМО. 5-е изд., перераб. И доп. – 320 с. издательский центр «Академия», 2013 г.

Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; Под ред. А.Н. Блеера. – 256 с. Изд тельский центр «Академия», 2013 г.

МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Защита начинается со вступительного слова обучающегося, в котором излагается основное содержание работы и выводы. Затем следуют ответы на вопросы научного руководителя по исследованной проблеме. После этого научный руководитель называет оценку и мотивирует ее выставление.

Оценка по контрольной работе выставляется по двухбалльной системе «зачтено» и «незачтено».

Критериями оценки контрольной работы являются:

· степень разработанности темы исследования;

· полнота обзора научной литературы;

· творческий подход к написанию контрольной работы;

· наличие, правильность и научная обоснованность выводов;

· аккуратное и правильное оформление контрольной работы.

«Зачтено» получают те работы, в которых отмечено высокое качество по указанным выше критериям, содержатся элементы творчества, делаются грамотные самостоятельные выводы и обобщения, приводится аргументированный критический анализ теоретической литературы на основе глубоких знаний в области инженерной психологии и эргономики. Также ставится зачтено, когда в работе полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества, есть незначительные замечания по оформлению работы.

«Незачтено»обучающийся получает в случае, когда работа полностью и частично не отвечает требованиям ее выполнения, а обучающийся не может ответить на замечания и вопросы преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае научный руководитель устанавливает дату дополнительных консультаций и срок повторной защиты контрольной работы с доработкой представленных материалов.

В контрольных работах не допускаются ссылки на документы для служебного пользования и ИНТЕРНЕТ. Если обучающийся пользовался одним учебником или взял готовый реферат из Интернета, его работа будет оценена на «незачтено». В дальнейшем ее необходимо будет переделать.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

1. Трудные жизненные ситуации. Определение и виды опасных ситуаций.

2. Опасные ситуации как разновидность трудных жизненных. Чрезвычайная ситуация (ЧС), экстремальная ситуация. Критические жизненные ситуации.

3. Соотношение понятий «среда» (обстановка) и «ситуация». Объективные и субъективные элементы ситуации. Варианты взаимосвязи личности и ситуации.

4. Классификация чрезвычайных ситуаций.

5. Понятие риска, риск как психологический феномен. Классификация видов риска в зависимости от различных критериев.

6. Риск, связанный с функционированием человеческого организма – болезни, смерть, неопределенное состояние здоровья.

7. Понятие психологии риска и чрезвычайных ситуаций (ЧС). Обеспечение выживания человека, его психического и физического здоровья как основная цель психологии риска и ЧС.

8. Задачи психологии риска и ЧС.

9. Структура и основные понятия психологии риска и ЧС.

10. Психологические аспекты риска и ЧС.

11. Психология выживания в ЧС.

12. Система психологической помощи пострадавшим в ЧС.

13. Система подготовки и сопровождения специалистов экстремального профиля.

14. Психическое состояние человека в чрезвычайной ситуации (ЧС). Эмоциональные состояния людей в ЧС.

15. Непатологические и патологические психоэмоциональные реакции на экс­тремальную ситуацию. Аффект, тревога, гнев, страх.

16. Риск и действия субъекта. Восприятие риска личностью. Средства и методы, позволяющие воздействовать на восприятие риска.

17. Влияние психических свойств (качеств личности) на особенности поведения человека в ЧС. Опасность чрезвычайных ситуаций для общества, для отдельной личности.

18. «Готовность к риску» и «склонность к риску» как личностные факторы, влияющие на поведение человека в ЧС. Связь между склонностью к риску и личностными особенностями.

19. Роль эмоционально-волевых компонентов в деятельности пожарных, повышение эффективности профессиональной деятельности пожарных.

20. Связь уровня притязаний с неоправданным риском.

21. Основные научные направления, изучающие психологические аспекты риска и ЧС. Исследование проблемы риска, психологии риска в рамках надежности профессиональной деятельности, теории мотивации достижений, теории принятия решений, изучения резервов психики, концепции надситуативной активности (модель В.А. Петровского).

22. Игровая модель ситуации риска В. Лефевра. Теории игр.

23. Риск в процессе принятия решения в проблемных ситуациях. Психические механизмы, влияющие на процесс принятия решений.

24. Надежность профессиональной деятельности сотрудников опасных профессий

25. Проблема надежности психики. Систематизация механизмов надежности.

26. Психологические механизмы надежности: самоконтроль, самооценка, компенсация, избыточность.

27. Надежность личности: черты характера, психологический портрет личности, психологическая защита.

28. Определение профессиональной деятельности. Психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности.

29. Профессиональное са­моопределение, психологический профес­сиональный отбор; профессиональная подготовка; адаптация к профес­сиональной деятельности; этап регулярной профессиональной деятельности.

30. Резервы психики в условиях риска.

31. Резервы в развитии. Структурное и функциональное резервирование.

32. Резервы в деятельности. Резервирование как основополагающий принцип надежного функцио­нирования техники и деятельности человека.

33. Приемы активизации резервов.

34. Активизация компенсаторных механизмов.

35. Аутогенная тренировка.

36. Стресс в условиях чрезвычайных ситуаций

37. Концепция стресса Г.Селье. Стресс, эустресс, дистресс.

38. Стадии развития стресса. Пределы «прочности» поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

39. Фрустрация, конфликт, кризис.

40. Понятие травматического стресса. Психологические и психотравмирующие особенности экстремальных ситуаций.

41. Методы преодоления стресса.

42. Характеристика экстремальных (критических) стрессоров и их классификация. Адаптация и дезадаптация в чрезвычайных ситуациях.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1.Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. Пособие: Допущено УМО. 5-е изд., перераб. И доп. – 320 с. издательский центр «Академия», 2013 г.

2.Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; Под ред. А.Н. Блеера. – 256 с. издательский центр «Академия», 2013 г.

3.Психология экстремальных ситуаций: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Ю.С. Шойгу, М.В. Павлова, Т.Ю. Кузнецова и др.; Под ред. Ю.С. Шойгу. – 320 с. издательский центр «Академия», 2013 г.

4.Ильин Е. П., Психология риска, Питер 2012

5.Журавлева А.Л. Сергиенко Е.А. Стресс выгорание совладание в современном контексте, Институт психологии РАН 2011.

Дополнительная

1.Куликов Л.В., Иванова С.П., Кузьменкова Л.В. Основы психологической самопомощи, СПБ.: изд-во СПб.УГПС МЧС России, 2011.

2.Практическая психодиагностика. Тексты и методики / сост. Надеждина В. – Минск.: Харвест, 2011. – 640 с.

3.Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций, Феникс, 2010 г.

4.Применение активных методов психологии в профессиональной деятельности спасателей: Учебное по­собие по учебной дисциплине «Общепсихологический практикум» для обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология» для курсантов, студентов и слушателей высших образовательных учреждений МЧС России – СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013.–126 с.

Нормативные документы

1.Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений ФПС на 2014-2016 гг. №2-4-87-27-14 от 10.09.2013 г.

2.Приказ № 575 от 31.08.2013 Об организации мониторинга и подготовки отчетов о реализации в системе МЧС России государственной программы РФ «Защита населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» в 2013 году.

3.Руководство по психодиагностическому обеспечению в МЧС России, 2006 г.

4.Методическое руководство по психодиагностическому обеспечению в министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2011г.

5.Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России 2009 г.

6.Методические рекомендации по проведению первичного профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, 2011 г.

7.Приказ МЧС России от 20.09.2011г. № 525 «Об утверждении порядка оказания психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах».

ПРИЛОЖЕНИЕ А

образец оформления титульного листа

МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Лист регистрации изменений

Номер изменения Номера листов Основание для внесения изменений Подпись Расшифровка подписи Дата Дата введения изменения
заменен­ных новых аннулиро­ванных
                 
                 
                 

[1] См. Иванов А.И. Общая психология. 1992.

[i] Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: – М., 2013

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры ПРЭКС

кандидат психологических наук,

доцент полковник внутренней службы,

________________Д.Н. Церфус

«21» августа 2013 г.

Методические рекомендации

по написанию контрольной работы

по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ РИСКА И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

по направлению подготовки (специальности)

030301.65 «Психология служебной деятельности»

квалификация (степень) – специалист

Санкт-Петербург

  Должность Фамилия/ Подпись Дата
Разработал Старший преподаватель кафедры ПРЭКС Дорофеева Н.Н.. 21.08.2013г.
Проверил Начальник кафедры, полковник внутренней службы Церфус Д.Н. Стр. 1 из 4  
         

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор

(Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова)В.А. Корзунин

доктор педагогических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)Н. Г. Винокурова

Психология и педагогика: Методические рекомендации по написанию контрольной работы по специальности 030301.65 «Психология служебной деятельности» квалификация (степень) – специалист

«Государственный пожарный надзор» / Под общей редакцией В.С. Артамонова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011. - 15 с.

Методические рекомендации по написанию контрольной работы по направлению подготовки (специальности) 030301.65 «Психология служебной деятельности» по учебной дисциплине «Психология риска и ЧС» составлены в соответствии с рабочей программой и действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В рекомендациях изложена методика написания контрольных работ по учебной дисциплине «Психология риска и ЧС» Предназначены для курсантов, студентов и слушателей очной и заочной форм обучения по специальности 030301.65 «Психология служебной деятельности» Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Написание контрольных работ является неотъемлемой частью овладения слушателями-заочниками знаниями такого предмета, как «Психология риска и чрезвычайных ситуаций». Этот вид учебной работы предназначен для закрепления и обобщения знаний, получаемых в процессе изучения данной дисциплины. Выполняя контрольные работы, обучаемые получают навыки осмысления и применения необходимой информации для раскрытия содержания теоретических вопросов и решения задач, связанных с обучением и воспитанием подчиненных.

Непременными условиями написания контрольной работы являются полное понимание материала курса и наличие навыков работы с литературой. Успешное выполнение этого вида заданий представляет собой обязательное условие допуска слушателей к зачету и экзамену по данному курсу.


Наши рекомендации