Перечень психодиагностических методик для изучения личности ребенка, межличностных отношений в классе
Возраст | Диагностика познавательных процессов | Диагностика личности, межличностных отношений |
Младшие школьники | Внимания: «Определение продуктивности и устойчивости внимания» «Оценка точности и продуктивности» «Оценка распределения внимания» «Оценка переключения внимания» «Определение объема внимания» «Корректурная проба» Памяти: «Определение объёма кратковременной зрительной памяти» «Оценка оперативной зрительной памяти» «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» «Оценка оперативной слуховой памяти» «Диагностика опосредованной памяти» «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания» Мышления: «Оценка вербально-логического мышления»; «Формирование понятий» «Матрицы Равенна» Воображения: «Вербальная фантазия (речевое воображение)» «Рисунок» «Скульптура» Речи: «Определение понятий» «Выяснение пассивного словарного запаса» «Определение активного словарного запаса» | «Изучение мотивации достижения успехов» «Детский вариант личностного теста Р.Кеттела» Фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант)» «Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач» «Социометрия» |
Подростковый возраст | Внимания: «Оценка распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц» «Оценка переключения и концентрации при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы» «Корректурная проба» Мышления: «Логико-количественные отношения» «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» «Тест Беннета. Оценка уровня развития технического мышления» Тест Векслера Школьный тест умственного развития (ШТУР) | «Опросник Г.Айзенка» (на тип темперамента) «Акцентуации характера» Тест Филлипса (на тревожность) Определение уровня агрессивности (Басса-Дарки) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия Изучение коммуникативных и организационных склонностей |
Юношеский возраст | «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» Тест интеллекта Амтхауэра Стиль мыслительной деятельности (Рогов В.И.) | «Тест на исследование тревожности (опросник Спилбергера)» Фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый вариант) Акцентуации характера Опросник Кеттелла (юношеский вариант) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия |
Примерная анкета для родителей
Анкетирование проводится в начале учебного года.
Цель: обратить внимание на пробелы в воспитании их детей и наметить пути ликвидации недостатков.
1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком (подчеркните):
- все свободное время;
- от случая к случаю;
- не общаюсь вообще.
В каких формах: беседа, просмотр и обсуждение кинофильмов, совместная работа по хозяйству, чтение книг, поездки за город и т.п. (подчеркните).
2. Как проводит свободное время ваш (а) сын (дочь) (подчеркните):
- предпочитает находиться в компании друзей;
- избегает общения со сверстниками;
- затрудняюсь ответить.
3. Нравится ли вашему ребенку общаться с вами, находиться дома?
4. Чем увлекается ваш (а) сын (дочь) (подчеркните):
- спорт, чтение художественной литературы, коллекционирование, уход за домашними животными, музыка, рисование и др.
5. Считаете ли вы физическое наказание приемлемой мерой воспитания своего ребенка (подчеркните):
- да
- нет
6. Наблюдали ли вы случаи проявления жестокости вашим ребенком по отношению к сверстникам, младшим ребятам, животным?
7. Что преобладает в характере вашего ребенка (подчеркните):
- стремление к лидерству, властность;
- скептицизм, упрямство, негативизм;
- уступчивость, кротость, пассивность;
- доверчивость, конформность, зависимость;
- несамостоятельность;
- отзывчивость, бескорыстие, жертвенность.
8. Отношение вашего ребенка к школе (подчеркните):
- положительное;
- отрицательное;
- безразличное.
9.Что вам не нравится в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной школе?
6. Каким бы вы хотели видеть обучение в нашей школе?
Тест для родителей
Цель: выявить стиль воспитания ребенка в семье.
1. ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается:
а) вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс – 3 очка;
б) оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный день его шалости могут ему дорого обойтись, - 0;
в) вообще не обращаете на него внимания, пусть все делает сам – 5.
2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны:
а) вы разговариваете с их родителями – 2 очка;
б) зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них – 5;
в) объясняете своему ребенку, в чем состоят его недостатки его друзей, что они для него плохой пример, - 0.
3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать:
а) вы ничего не предпринимаете, пусть ребенок научится проигрывать – 0 очков;
б) отказываетесь играть с ним. Пока он будет так болезненно воспринимать поражение, - 3;
в) умышленно создаете такую ситуацию, при которой ребенок научился бы проигрывать, - 5.
4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он не хочет идти спать:
а) вы объясняете, как важен сон – 3 очка;
б) позволяете, чтобы ребенок ложился, когда захочет, но утром заставляете вовремя – 5 очков;
в) укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного – 0 очков.
5. Детских телепередач ребенку уже недостаточно, он хочет смотреть телевизор целый день:
а) после детской программы ребенок ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он уснул, - 1 очко;
б) говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял, - 2 очка;
в) выбираете для него некоторые передачи – 3 очка;
г) определяете, сколько часов ребенок может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что смотреть, - 5 очков.
6. ваш ребенок достаточно дерзок, за словом в карман не полезет:
а) объясняете, что такое поведение неприлично, что люди его за это строго осудят – 5 очков;
б) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание – 0 очков;
в) каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его, - 3 очка.
7. Вашему ребенку еще немного лет, а он уже интересуется девочками (мальчиками):
а) оставляете все, как есть, - 3 очка;
б) пытаетесь пересечь детскую влюбленность, если она появляется, - 0 очков;
в) по-деловому объясняете. Что такое любовь, и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, - 5 очков.
8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним:
а) учите его давать сдачи – 5 очков;
б) разговариваете с родителями этих детей – 3 очка;
в) делаете так, чтобы ваш ребенок избегал контактов с такими детьми, - 0 очков.
9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего брата (сестренку):
а) вы в присутствии младшего ребенка призываете его к благоразумию – 5 очков;
б) уделяете сыну (дочери) больше внимания, независимо от того, что он (она) старше – 3 очка;
в) вообще не вмешиваетесь – 1 очко.
10. ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей:
а) вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему, чтобы он на своем опыте мог оценить собственное поведение – 0 очков.
б) стремитесь оказать ему больше внимания, чем до сих пор, - 5 очков.
в) запрещаете ему смотреть фильмы, где показывают насилие и убийства, - 2 очка.
Результативность
От 0 до 18 очков. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению.
От 19 до 35 очков. Подготовка вашего ребенка к самостоятельной жизни недостаточна. Вы слишком слабо развиваете в нем самостоятельность мышления, уверенность в себе. Хотя вы не хотите, чтобы ваш ребенок слепо вас слушался, не исключено, что он не сможет в достаточной мере выработать собственные взгляды.
От 35 до 50 очков. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в котором царят доброта и справедливость, ценится инициатива, а эгоизм осуждается. В мире, где уважают ум, независимое мышление, откровенность, собственное мнение.