Перечень психодиагностических методик для изучения личности ребенка, межличностных отношений в классе

Возраст Диагностика познавательных процессов Диагностика личности, межличностных отношений
Младшие школьники Внимания: «Определение продуктивности и устойчивости внимания» «Оценка точности и продуктивности» «Оценка распределения внимания» «Оценка переключения внимания» «Определение объема внимания» «Корректурная проба»   Памяти: «Определение объёма кратковременной зрительной памяти» «Оценка оперативной зрительной памяти» «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» «Оценка оперативной слуховой памяти» «Диагностика опосредованной памяти» «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания»   Мышления: «Оценка вербально-логического мышления»; «Формирование понятий» «Матрицы Равенна»   Воображения: «Вербальная фантазия (речевое воображение)» «Рисунок» «Скульптура»   Речи: «Определение понятий» «Выяснение пассивного словарного запаса» «Определение активного словарного запаса» «Изучение мотивации достижения успехов» «Детский вариант личностного теста Р.Кеттела» Фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант)» «Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач» «Социометрия»  
Подростковый возраст Внимания: «Оценка распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц» «Оценка переключения и концентрации при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы» «Корректурная проба»   Мышления: «Логико-количественные отношения» «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» «Тест Беннета. Оценка уровня развития технического мышления» Тест Векслера Школьный тест умственного развития (ШТУР) «Опросник Г.Айзенка» (на тип темперамента) «Акцентуации характера» Тест Филлипса (на тревожность) Определение уровня агрессивности (Басса-Дарки) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия Изучение коммуникативных и организационных склонностей
Юношеский возраст «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» Тест интеллекта Амтхауэра Стиль мыслительной деятельности (Рогов В.И.) «Тест на исследование тревожности (опросник Спилбергера)» Фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый вариант) Акцентуации характера Опросник Кеттелла (юношеский вариант) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия

Примерная анкета для родителей

Анкетирование проводится в начале учебного года.

Цель: обратить внимание на пробелы в воспитании их детей и наметить пути ликвидации недостатков.

1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком (подчеркните):

- все свободное время;

- от случая к случаю;

- не общаюсь вообще.

В каких формах: беседа, просмотр и обсуждение кинофильмов, совместная работа по хозяйству, чтение книг, поездки за город и т.п. (подчеркните).

2. Как проводит свободное время ваш (а) сын (дочь) (подчеркните):

- предпочитает находиться в компании друзей;

- избегает общения со сверстниками;

- затрудняюсь ответить.

3. Нравится ли вашему ребенку общаться с вами, находиться дома?

4. Чем увлекается ваш (а) сын (дочь) (подчеркните):

- спорт, чтение художественной литературы, коллекционирование, уход за домашними животными, музыка, рисование и др.

5. Считаете ли вы физическое наказание приемлемой мерой воспитания своего ребенка (подчеркните):

- да

- нет

6. Наблюдали ли вы случаи проявления жестокости вашим ребенком по отношению к сверстникам, младшим ребятам, животным?

7. Что преобладает в характере вашего ребенка (подчеркните):

- стремление к лидерству, властность;

- скептицизм, упрямство, негативизм;

- уступчивость, кротость, пассивность;

- доверчивость, конформность, зависимость;

- несамостоятельность;

- отзывчивость, бескорыстие, жертвенность.

8. Отношение вашего ребенка к школе (подчеркните):

- положительное;

- отрицательное;

- безразличное.

9.Что вам не нравится в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной школе?

6. Каким бы вы хотели видеть обучение в нашей школе?

Тест для родителей

Цель: выявить стиль воспитания ребенка в семье.

1. ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается:

а) вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс – 3 очка;

б) оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный день его шалости могут ему дорого обойтись, - 0;

в) вообще не обращаете на него внимания, пусть все делает сам – 5.

2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны:

а) вы разговариваете с их родителями – 2 очка;

б) зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них – 5;

в) объясняете своему ребенку, в чем состоят его недостатки его друзей, что они для него плохой пример, - 0.

3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать:

а) вы ничего не предпринимаете, пусть ребенок научится проигрывать – 0 очков;

б) отказываетесь играть с ним. Пока он будет так болезненно воспринимать поражение, - 3;

в) умышленно создаете такую ситуацию, при которой ребенок научился бы проигрывать, - 5.

4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он не хочет идти спать:

а) вы объясняете, как важен сон – 3 очка;

б) позволяете, чтобы ребенок ложился, когда захочет, но утром заставляете вовремя – 5 очков;

в) укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного – 0 очков.

5. Детских телепередач ребенку уже недостаточно, он хочет смотреть телевизор целый день:

а) после детской программы ребенок ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он уснул, - 1 очко;

б) говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял, - 2 очка;

в) выбираете для него некоторые передачи – 3 очка;

г) определяете, сколько часов ребенок может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что смотреть, - 5 очков.

6. ваш ребенок достаточно дерзок, за словом в карман не полезет:

а) объясняете, что такое поведение неприлично, что люди его за это строго осудят – 5 очков;

б) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание – 0 очков;

в) каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его, - 3 очка.

7. Вашему ребенку еще немного лет, а он уже интересуется девочками (мальчиками):

а) оставляете все, как есть, - 3 очка;

б) пытаетесь пересечь детскую влюбленность, если она появляется, - 0 очков;

в) по-деловому объясняете. Что такое любовь, и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, - 5 очков.

8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним:

а) учите его давать сдачи – 5 очков;

б) разговариваете с родителями этих детей – 3 очка;

в) делаете так, чтобы ваш ребенок избегал контактов с такими детьми, - 0 очков.

9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего брата (сестренку):

а) вы в присутствии младшего ребенка призываете его к благоразумию – 5 очков;

б) уделяете сыну (дочери) больше внимания, независимо от того, что он (она) старше – 3 очка;

в) вообще не вмешиваетесь – 1 очко.

10. ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей:

а) вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему, чтобы он на своем опыте мог оценить собственное поведение – 0 очков.

б) стремитесь оказать ему больше внимания, чем до сих пор, - 5 очков.

в) запрещаете ему смотреть фильмы, где показывают насилие и убийства, - 2 очка.

Результативность

От 0 до 18 очков. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению.

От 19 до 35 очков. Подготовка вашего ребенка к самостоятельной жизни недостаточна. Вы слишком слабо развиваете в нем самостоятельность мышления, уверенность в себе. Хотя вы не хотите, чтобы ваш ребенок слепо вас слушался, не исключено, что он не сможет в достаточной мере выработать собственные взгляды.

От 35 до 50 очков. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в котором царят доброта и справедливость, ценится инициатива, а эгоизм осуждается. В мире, где уважают ум, независимое мышление, откровенность, собственное мнение.

Наши рекомендации