Социально-психологический контекст игровой деятельности дошкольников.
В общем, развитие игры идёт от её индивидуальных форм к совместным формам: с возрастом растёт состав участников игры и длительность существования игровых объединений. Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у трёхлетних детей фиксируются объединения группами в 2-а–3-ри ребёнка. Продолжительность такого объединения, как правило, коротка – всего 3-ри–5-ть минут, после чего дети одной микрогру́ппы могут присоединиться к другим микрогру́ппам. За 30-40 минут наблюдения за игрой малышей 3-х–4-х лет можно зафиксировать до 25-ти таких перегруппировок.
К 4-м–5-ти годам, к «среднему» дошкольному возрасту, игровые микрогру́ппы, как правило, охватывают от 2-х до 5-ти детей. Продолжительность совместной игры иногда доходит до 40-ка–50-ти минут, но чаще составляет около 15-ти–20-ти минут. В дальнейшем, количество детей – участников игровых микрогру́пп может существенно возрастать. Временна́я продолжительность игры с увеличением возраста детей так же существенно возрастает.
В 4-ре–5-ть лет и в 5-ть–6 лет, обычно, игра начинается одним ребёнком, а затем к нему присоединяются другие дети. Предложение поиграть, исходящее от одного ребёнка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте и в старшем дошкольном возрасте дети уже могут успешно согласовывать свои игровые действия, заранее распределять игровые роли и обязанности.
У детей 6-ти–7-ми лет имеет место детальное предварительное планирование игры, имеется распределение игровых ролей до начала игры и коллективный подбор игрушек и игровых предметов. Детские игровые группы становятся достаточно многочисленными и довольно долговременными. Иногда, дети, группой в 5-ть–10-ть человек способны играть в одну игру в течение нескольких дней, при этом сохраняя и помня задействованные игрушки, игровые предметы и игровое пространство.
V. Возрастные психические новообразования.
Память дошкольника начинает приобретать черты опосре́дования – ребёнку становится доступно использование знаков для произвольного запоминания.
Центральным новообразованием дошкольного возраста является экстенсивное развитие наглядно-образного мышления.Основу развития наглядно-образного мышления составляет интенсивное формирование видов деятельности наглядно-моделирующего типа и ориентировочно-исследовательской деятельности детей.
Речевое развитие в дошкольном возрасте характеризуется развитием функции планирования и регуляции речевой деятельности в форме «речи для себя», а так же началом формирования контекстной речи, т.е. речи, содержание которой может быть понято из самого речевого контекста, без наглядной опоры на ситуацию. Мера конте́кстности речи определяется задачами и средствами общения, а переход к ней зависит от овладения словарным запасом, от овладения грамматикой и от уровня произвольности.
Основные возрастные психические новообразования дошкольного возраста:новая внутренняя психосоциальная личностная позиция; иерархиза́ция (соподчинение) и социально-психологическое усложнение системы мотивов; формирование социально ориентированной самооценки; формирование развитого самосознания.[91]
У детей дошкольного возраста формируется новая личностная позиция. В области морального и нравственного развития, в дошкольном возрасте происходит формирование Су́пер-Э́го, становящегося внутренней этической инстанцией, включающей систему моральных образцов поведения, развивающихся на базе требований к ребёнку со стороны взрослых. Ребёнок поступательно становится субъектом моральной саморегуля́ции. Значимым условием этого является усвоение общественных моральных образцов.
В сфере личностного развития важнейшими новообразованиями являются: первичное соподчинение и иерархиза́ция мотивов; формирование новых мотивов, в том числе мотива социального признания взрослыми и сверстниками. «Феномен горькой конфеты», описанный Алексеем Николаевичем Лео́нтьевым, свидетельствует о начале общественно обусловленного соподчинения мотивов, о социальном преобразовании сознания и о рождении психосоциального личностного смысла.
Развитие самооценки дошкольников связано с активным становлением Образа Я,[92] с выделением различных параметров когнитивной оценки Я и началом дифференциации Я-реального и Я-идеа́льного. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребёнку оценивать самого себя. Самооценка психосоциа́льно появляется во второй половине дошкольного периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка, поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность, так сказать, мотивировать самооценку.
VI. Когнитивная сфера.[93]
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.[94]
1. Восприятие.
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребёнок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.
В дошкольном возрасте, для восприятия как познавательного процесса в основном характерно следующее:
♦ восприятие превращается в особую, целенаправленную познавательную деятельность;
♦ зрительное восприятие становится одним из ведущих видов восприятия, воспринимая предметы и действия с ними, ребёнок более точно оценивает цвет, форму, величину, – происходит активное освоение сенсорных эталонов;
♦ совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, временну́ю последовательность событий.
2. Внимание.
В дошкольном возрасте существует и интенсивно развивается и используется универсальное средство осуществления внимания – речь. Ребёнок организует своё внимание на предстоящей деятельности, формулируя свои действия словесно, ориентируясь на то, что говорит в этих случаях взрослый.
В дошкольном возрасте для развития внимания свойственно следующее:
♦ значительно возрастают концентрация, объём и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания;
♦ складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов;
♦ внимание становится опосредованным;
♦ внимание связано с интересами ребенка к деятельности (в деятельности);
♦ появляются элементы по́слепроизвольного (по́стпроизвольного) внимания.
3. Память.
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Лев Семёнович Выго́тский, память в дошкольном возрасте становится доминирующей психической познавательной функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребёнок-дошкольник запоминает с легкостью самый разнообразный информационный материал. Память дошкольника, несмотря на её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.
У младших дошкольников память, в основном, непроизвольная. Ребёнок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели специально что-то запомнить или вспомнить и не владеет способами запоминания. Доминирует эмоциональная память. Наряду с этим, ребёнок младшего дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.
В среднем дошкольном возрасте (между 4-мя и 5-тью годами) начинает формироваться произвольная память. При условии организационного влияния взрослого, ребёнок постепенно учится повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях запоминания, использовать информационные связи при вспоминании.
В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.
4. Воображение.
Воображение детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется в игровой и конструктивной деятельности, активно развивается в общении детей со сверстниками и взрослыми. Воображение, будучи особой познавательной деятельностью, в среднем дошкольном возрасте пошагово переходит в фантазирование. Ребёнок старшего дошкольного возраста осваивает приёмы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.
К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится сознательно управляемым. Формируются следующие познавательные действия воображения:
– замысел в форме наглядной модели;
– образ воображаемого объекта;
– образ действия с объектом.
5. Мышление.
Развитие мышления в дошкольном возрасте определяется поступательным переходом от наглядно-действенного мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный переход к верба́льно-логи́ческому (словесно-планировочному) мышлению. Основным видом мышления, в течение дошкольного периода, тем не менее, является наглядно-образное мышление, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже́.
Дошкольник уже образно мыслит, но ещё не приобрел взрослой логики рассуждения. При этом, дошкольник может решать мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. В дошкольном детстве складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить окружающие явления и процессы. Детские вопросы – это показатели развития любознательности. На умственное развитие ребёнка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая деятельность и социальное взаимодействие. Опыт игровых и социальных взаимоотношений ребёнка-дошкольника проявляется в сюжетно-ролевой игре. В старшем дошкольном возрасте данный личностный опыт ложится в основу формирования проекции как особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.
6. Речь.
В дошкольном возрасте развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. В младшем и среднем дошкольном возрасте интенсивно растёт словарный запас ребёнка. В среднем дошкольном возрасте в основном развивается грамматический строй речи. Детьми среднего и старшего дошкольного возраста усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического строя (построение фразы). В среднем и старшем дошкольном возрасте ребёнок может подробно пересказать прочитанный рассказ или сказку, детально описать картину или иллюстрацию, словесно передать свои впечатления об увиденном на улице, услышанном в детском саду и т.д.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
– речь «отрывается» от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
– появляются связные формы речи, возрастает её выразительность;
– ребёнок постигает законы родного языка в процессе речевой деятельности;
– ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
– речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
– речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к речи как выражению мысли.
В течение дошкольного детства речь качественно видоизменяется. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития речи. Ребёнок-дошкольник усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. К шести-семи годам речь, язык становится средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.
Развитие самосознания.[95]
Важным показателем когнитивного развития дошкольника является сформиро́ванность его самосознания. Самосознание, во всех основных параметрах, формируется к концу дошкольного возраста, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию ребёнка в дошкольном детстве. Самосознание считается архиважным когнитивным и личностным новообразованием дошкольного детства. Появляется осознание себя во времени, личное сознание, рефлекси́я. Дошкольник осознаёт свои физические возможности, свои умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы. Формирование самосознания ребёнка-дошкольника зависит от интериориза́ции им общественных норм. Усвоение социальных норм предполагает: а) ребёнок постепенно начинает понимать и осмысливать значение норм и правил поведения в обществе; б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения; в) ребёнок проникается определенным эмоциональным отношением к социальным нормам.
Майя Ивановна Ли́сина проследила специфику развития самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с адекватными(точными)представлениями о себевоспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития более высоким, чем у большинства их сверстников. Родители прогнозируют хорошую успеваемость своих детей в школе. Этих детей родители часто поощряют, чаще осуществлением желаемой ребёнком совместной деятельности и желваемого им времяпрепровождения, а не подарками. Таких детей родители если и наказывают, то, в основном, временным отказом от выполнения их пожеланий на взаимодействие, а не физическим образом или какими-либо запраетами. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себев семьях считают гораздо более развитыми по сравнению с их сверстниками; этих детей родители очень часто поощряют, чаще всего – именно подарками, очень хвалят при других детях и взрослых и очень редко как-либо наказывают, даже в форме выговора. Родители уверены в том, что в школе эти дети будут только отличниками, что и внушают им.
VII. Эмоционально-волевая сфера.[96]
Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, сравнительно с ранним возрастом. Для дошкольного детства характерна устойчивость эмоционально-чувственной сферы. Дошкольному возрасту присуща, в общем и в целом, спокойная эмоциональность, заметно отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств. Эмоциональное развитие дошкольников характеризуется формированием т.н. социальных эмоций и качественной перестройкой эмоционально-чувственной сферы. Изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, эмоции постепенно приобретают прогнозирующий, предвосхищающий характер. Эмоции начинают выполнять регулятивную функцию. Развитие эмпа́тии, сопереживания и понимания дошкольником чувств и состояний другого человека, – становится важным регулятором его поведения.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать свои поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам. Первоначально, ребёнок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных персонажей, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознаёт причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.
В дошкольном возрасте развивается и волевая сфера. Наглядно прослеживается развитие волевой сферы психики детей от младшего к старшему дошкольному возрасту. Общая тенденция в этом процессе сводится к психической организации и содержательному структурированию базовой формы волевой саморегуля́ции – волевому навыку самоограничения в поведенческих действиях. В младшем дошкольном возрасте психологическая волевая саморегуля́ция сформирована только на первичном уровне сдерживания ребёнком своего желания нарушить незначительное число бытовых запретов-табу (по типу «не суй пальцы в розетку»). В среднем дошкольном возрасте волевая саморегуля́ция выходит на более высокий уровень, превращаясь в умение ребёнка ограничивать себя в достаточно широком перечне запретов и требований (как дома, в быту, так и в детском саду и в других дошкольных учреждениях). В старшем дошкольном возрасте, на основе возросшего понимания детьми необходимости следования общепринятым нормам поведения, развитие волевой саморегуля́ции переходит на более осознанный уровень, у детей появляется сознательное желание действовать по принятым в ми́кросоциуме[97] и ме́зосоциуме[98] правилам поведения.
Исключительную важность в области формирования волевой саморегуля́ции детей дошкольного возраста имеет воспитательно-педагогическое воздействие родителей, близких родственников, воспитателей, педагогических работников детских садов и других дошкольных учреждений.
VIII. Потребностно-мотивационная сфера.[99]
Очень важным личностным проявлением, формирующимся в дошкольном возрасте, считается иерархия (соподчинение) мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в потре́бностно-мотивацио́нной сфере личности ребёнка учёные связывают начало «взрослого» становления его личности (Лидия Ильинична Божо́вич и др.).
Уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Это становится возможным благодаря формирующимся осознанным мотивам (пусть пока на уровне игровой мотивации), которые выполняют роль «ограничителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды, более слабый мотив – наказание (в общении со сверстниками это, в первую очередь, исключение из игры). Самым слабым мотива́тором оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Регулировать своё поведение дошкольнику помогает имеющийся в его представлениях[100] образ поведения другого человека (взрослого, другого ребёнка). Сначала ребёнку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а, оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития внутреннего плана представлений, ребёнок начинает руководствоваться осознанными мотивами.
В дошкольном возрасте ребёнок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием. Формируются мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества. Развиваются мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно значимы, с позиций развития личности дошкольника, мотивы интереса к содержанию деятельности и мотивация достижения.
В дошкольный возрастной период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребёнка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. В среднем и старшем дошкольном возрасте, под влиянием социальной среды у детей формируются т.н. общественные мотивы.
Находясь в завершающем периоде старшего дошкольного возраста, ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода. С точки зрения оценки физиологического развития – это время физического роста, когда дети быстро «тянутся» вверх, наблюдается некоторая дисгармония в нервно-психическом и физическом развитии, которое опережает нервно-психическое развитие ребенка, что приводит к вре́менному ослаблению нервной системы. У детей проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Задания для самостоятельной работы, задания к семинарам и контрольные задания по теме № 6 (раздел № II).