Тема: «Воспитание дошкольников с нарушениями речи в игровой деятельности».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Логопедагогика (дошкольная логопедагогика)»

№ п/п Наименование темы Количество часов
Лек. Сем. Лаб. УСРС
1
1. Дошкольная логопедагогика как наука. - - -
2. Организация целостного воспитательно-образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении.  
3. Воспитание дошкольников с нарушениями речи в игровой деятельности. - -
4. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи. - -
5. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями речи. - - -
6. Интеллектуально-познавательное воспитание дошкольников с нарушениями речи. - -
7. Социально-нравственное воспитание дошкольников с нарушениями речи. - -
8. Эстетическое и художественное воспитание дошкольников с нарушениями речи. - -
9. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи. - -
10. Преемственность коррекционно-воспитательной работы дошкольного учреждения и начальной школы для детей с нарушениями речи - - -
  ВСЕГО

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: Программа для специальных дошкольных учреждений / авт.-сост. Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз. – Минск: НИО, 2007. – 280 с.

2. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. / под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 1998. – 160 с.

3. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 312 с.

4. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2007.

5. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учеб.-метод. пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 127 с.

Дополнительная

1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2001. – 240 с.

3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/ под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., 2000. – 144 с.

4. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е.М. Мастюкова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

5. Науменко, О.А. Формирование игрового замещения у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.А. Науменко. – Минск: БГПУ, 2004. – 25 с.

6. Науменко, О.А. Знаково-символическая деятельность как средство обучения дошкольников с общим недоразвитием речи / О.А. Науменко. – Минск: БГПУ, 2004. – 27 с.

7. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ред.-сост. С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.

8. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д, 2002. – 352 с.

9. Пятница, Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи / Т.В. Пятница. – Минск: Аверсев, 2005. – 73 с.

10. Семейное воспитание детей с нарушениями речи: учеб.-метод. пособие / Авт.– сост. Н.В.Дроздова. – Минск: БГПУ, 2006 . – 40 с.

11. СкворцоваВ.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 160 с.

12. Смолянко, М.В. Коррекционная работа в дошкольных учреждениях: учеб. - метод. пособие/ М.В. Смолянко [и др.]. – Минск, Мастацкая літаратура, 2000. – 205 с.

13. Степанова,О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ СФЕРА, 2003. – 112 с.

14. Степанова,О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко. – М.: Академия, 2003. – 272 с.

15. Шипицина,Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина [и др.]. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ (10 часов)

Занятие 1 (2ч.)

Тема: «Воспитание дошкольников с нарушениями речи в игровой деятельности».

Цели: закреплять знания студентов о методах и приемах педагогического руководства игрой, особенностях организации предметно-игровой среды дошкольников с нарушениями речи в специальном дошкольном учреждении; формировать умения использования различных видов игр и игрушек в коррекционно-педагогическом процессе.

Вопросы для обсуждения:

1. Коррекционная направленность педагогического руководства различными видами игр детей с речевой патологией:

а) сюжетно-ролевыми;

б) дидактическими;

в) подвижными.

2. Создание развивающей предметно-игровой среды в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Практические задания:

1. Подобрать дидактические игры для дошкольников с тяжелыми нарушениям речи разных возрастных групп, направленных на:

а) формирование различных познавательных процессов;

б) формирование и коррекцию разных сторон речи.

2. Составить схему: «Требования к игрушкам».

3. Продумать проблемные ситуации использования игрушек, побуждающих ребенка с нарушениями речи к игре.

4. Подготовить микросообщения: «Использование игровой деятельности в процессе обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», «Роль дидактической игры в подготовке детей с ТНР к школе».

Форма отчета:конспекты игр, схемы, микросообщения.

Литература:

Основная: 1, 3, 5.

Дополнительная: 1, 3, 4, 14.

Занятие 2. (2ч.)

Тема: «Физическое воспитание дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Цели: закреплять знания студентов о системе физического воспитания дошкольников с нарушениями речи в специальном дошкольном учреждении, его специфике; формировать умения подбирать практический материал для развития моторной сферы дошкольников с различными речевыми нарушениями.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение физического воспитания в коррекционной работе с детьми с различной речевой патологией.

2. Значение режима дня для полноценного развития дошкольников с нарушениями речи. Коррекционная направленность режимных моментов.

3. Коррекционная направленность физических упражнений (использование элементов логоритмики и массажа, формирование рационального дыхания).

4. Пути повышения двигательной активности детей с нарушениями речи в течение дня, в организационных формах двигательной деятельности: на занятии и утренней гимнастике, развлечениях и спортивных праздниках.

Практические задания:

1. Составить схему «Связь физического воспитания с другими сторонами воспитания дошкольников с нарушениями речи».

2. Ознакомиться с системой физического воспитания в разных возрастных группах по программе «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» для специальных дошкольных учреждений. Проследить изменения в объеме двигательной активности дошкольников с нарушениями речи, в формах и методах коррекционно-педагогической работы.

3. Подобрать комплексы упражнений для развития двигательной сферы детей с речевой патологией.

4. Подобрать и адаптировать подвижные игры для детей с нарушениями речи разных возрастных групп.

5. Предложить свои варианты организации активного отдыха дошкольников с нарушениями речи после занятий с высокой умственной нагрузкой и обосновать их эффективность.

Форма отчета:схемы, конспекты подвижных игр и упражнений.

Литература:

Основная: 1,3.

Дополнительная: 3, 4, 8, 12, 15.

Занятие 3 (2ч.)

Тема: «Интеллектуально-познавательное воспитание дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Цели: закреплять знания студентов о теоретических основах интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников с нарушениями речи, его коррекционной направленности; вырабатывать практические умения в проведении коррекционно-педагогической работы по интеллектуально-познавательному воспитанию дошкольников с нарушениями речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Место интеллектуально-познавательного воспитания в системе коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.

2. Средства, методы и приемы интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников с нарушениями речи.

3. Знаково-символическая деятельность как средство интеллектуально-познавательного воспитания и развития дошкольников с нарушениями речи.

Практические задания:

· Составить конспект (фрагмент) занятия (возраст на выбор), направленный на осуществление интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников с нарушениями речи.

· Подобрать наглядный дидактический материал для развития различных форм мышления дошкольников с нарушениями речи.

· Подготовить микросообщение на тему «Формирование знаково-символической деятельности дошкольниками с нарушениями речи».

· Подготовить памятку «Как отвечать на вопросы детей».

Форма отчета:конспекты, микросообщения, практический материал для развития мышления, памятки.

Литература:

Основная: 1, 2, 3,5.

Дополнительная: 1, 3, 6, 12, 14.

Занятие 4 (2ч.)

Наши рекомендации