Материнская депривация как фактор, влияющий на зарождение проблем развития
Ксюша швырнула об пол миску и зарыдала. Тут же из-за стены послышался детский плач.
— Заткнись, докука! — проорала ласковая мать, и плач тут же прекратился.
— Что с вами? — прикинулась я озабоченной. — Может, это так жара действует? Давление давно мерили?
— Это моему муженьку следует давление в одном месте уменьшить! — выкрикнула Ксюша.
Я налила воды и протянула стакан ревнивой девчонке.
— Выпейте и успокойтесь. Станете нервничать, вырастите из ребенка истеричку.
— Кем ей быть с такими родственниками, как мой муженек и его мамаша? Падлы!
— Не надо так выражаться, не унижайте отца собственного ребенка, все еще наладится, вы молоды...
— Да хоть бы все сдохли! — завопила Ксюша, и снова за стенкой разнесся жалобный писк. На этот раз девушка кинулась на звук, до моих ушей донеслись шлепки, и злобный голос закричал: «Заткнись!»
Я толкнула дверь детской. Ксюша яростно трясла маленькую, весьма уродливую девочку в синенькой пижаме. Несчастный ребенок всхлипывал и никак не хотел успокаиваться. Вместо того, чтобы взять дочку на руки и утешить, добрая мамочка отвесила ей полновесную оплеуху. Та не удержалась на кривеньких ножках и с размаху приложилась узеньким лобиком о бортик кроватки. Раздался треск. И мне с перепугу показалось, что у несчастного ребенка лопнул череп. Но через секунду крошка села и стала тереть личико грязной ручкой. Кричать она волшебным образом перестала.
— Спи, дебилка, — пожалела мамуся и захлопнула дверь.
— Зачем вы так?
— Конечно, дебилка, — повторила Ксюша, — ни слова не говорит, только мычит. На улице всех боится. Другие дети вместе играют, а эта только ноет. Колочу ее, колочу, а все без толку. Послал господь на мою голову!»
Донцова Д. Эта горькая, сладкая месть. М., 2002. С. 145—146.
5.2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА (3-6 лет)
Факторы, определяющие проблемы развития в дошкольный период:
• родительская позиция в отношении изменений, происходящих с ребенком;
• родительская депривация (насилие, непонимание, угрозы, завышенные требования, конфликтная семья, авторитаризм, отсутствие заботы о ребенке, его нуждах, недостаточное внимание к ребенку, его проблемам и вопросам и т. п.);
• индивидуально-личностные особенности ребенка, провоцирующие проблемы в развитии (акцентуации характера по истероидному, сензитивному, неустойчивому и другим типам, строптивость, ярко выраженные черты меланхолического или холерического темперамента и т. п.);
• состояние здоровья и его последствия, влияющие на психическое развитие;
• развитие взаимоотношений с социумом (в дошкольном учреждении, с членами расширенной семьи, братьями, сестрами и т. д.).
Проблемы:
• когнитивная незрелость;
• агрессия и агрессивное поведение;
противоречие между инициативой (потребностью в овладении окружающей средой, быть во взаимоотношениях) и чувством вины (отчуждением); страхи дошкольника;
трудности понимания эмоций других и регуляции своих эмоциональных переживаний;
полимотивированность поведения: конфликт и соподчинение мотивов.
5.2.1. Проблемы в развитии познавательной деятельности
Когнитивная незрелость находит отражение в следующих феноменах:
• синдром дефицита внимания и гиперактивность (трудности сосредоточения внимания, сверхактивность, невнимательность, импульсивность);
• выраженный эгоцентризм и трудности ребенка в видении мира с различных точек зрения;
• трудности в овладении речью: экспрессивный стиль, двуязычная среда, отсутствие взаимопонимания;
• отклонения в развитии органов чувств.
Причины проблем в развитии познавательной деятельности:
• родовые травмы (гипоксия, гематомы мозга и др.) и не-проведенная или малоуспешная их коррекция;
• отсутствие ранней диагностики и коррекции психофизиологических характеристик;
• воспитание, не учитывающее психофизиологические особенности ребенка;
• несформированность базового доверия к миру.
Не менее значимой представляется проблема развития познавательной мотивации. Она возникает в развитии дошкольника в том случае, если его жизнь из игры превращается в целенаправленное обучение. К сожалению, такое положение характерно для нашей культуры последних десятилетий. Ранняя подготовка к
школе, как в детских образовательных учреждениях, так и в домашних условиях, превращается в стандартные уроки, которые не формируют мотивацию познания. Без возвращения игры в жизнь дошкольника трудно говорить о развитии собственно познавательной мотивации.
5.2.2. Агрессия и агрессивное поведение
Агрессия представляет собой любую форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
По Л. Хьюсмэну, агрессивный ребенок — это ребенок, привыкший вести себя агрессивно, регулярно восстанавливающий и реализующий сценарии агрессивного поведения. Автор выделяет два процесса, с помощью которых происходит закрепление сценария: это собственно поведение человека (разыгрываемое, включенное обучение) и наблюдение поведения других (Ениколопов С. Н., 2004, с. 40).
Говорят о врожденной предрасположенности к агрессии в силу особенностей типа высшей нервной деятельности, о влиянии семейных и социальных стереотипов поведения и пр.23
Источники, из которых дети усваивают модели агрессивного поведения:
• семья, в которой существует агрессия во взаимоотношениях между ее членами и где агрессия находит положительное подкрепление;
• обучение агрессии во взаимодействии со сверстниками, если ребенок усваивает преимущества агрессивного поведения;
• присвоение моделей агрессивного поведения, демонстрируемых с экранов телевидения и в компьютерных играх (СМИ).
23 Подробно о видах и причинах агрессии см.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. С. 24-32.
Причины агрессии:
• фрустрация, блокирование актуальных целенаправленных реакций или длительное блокирование удовлетворения потребностей;
• блокирование намеченной цели;
• выученное поведение, подражание;
• положительное подкрепление агрессивного поведения;
• физическое наказание (чем строже наказание, тем агрессивнее дети; агрессивность реализуется в другом месте и по отношению к другим людям).
Последствия формирования агрессивного поведения:
• приобретение опыта агрессивных переживаний и агрессивного поведения и включение его в жизнедеятельность;
• перенос этого опыта на более старшие возрастные периоды в отсутствие попыток найти более конструктивные формы адаптации к социуму;
• деструкции в развитии общения (либо группа не принимает, избегает, либо принимает, потому что боится);
• трудности в формировании самоконтроля и саморегуляции.
Зарисовки из жизни