Проявления агрессивного поведения

В январе поведение Нила становится хуже. Он начинает грубо разговаривать не только с детьми, но и со взрослыми. Однажды он приходит в детский сад и видит новую воспита­тельницу-практикантку.

Нил: Что вы здесь делаете? Уходите. Я ненавижу вас.

На следующий день он в одном из шкафов находит пал­ку и, используя ее как шпагу, преследует другую воспита­тельницу-практикантку.

Нил: Я хочу срубить вам голову. Падайте на колени и мо­литесь богу.

Практикантка:1ы чувствуешь себя сильнее, когда гово­ришь грубости, Нил? (Нил колеблется, затем продолжает.)

Нил: Я уже отрубил вашу голову. Лучше молитесь.

На следующий день Нил говорит нескольким взрослым, которых видит в холле:

Нил: Уходите из моего детского сада. Я ненавижу вас.

Практикантка: Нил, когда ты так говоришь с людьми, то им трудно полюбить тебя.

Нил: Никто не любит меня. Мне нет до этого дела. Я не­навижу всех. Я хочу выбросить вас в окно.

Практикантка: Это не так уж хорошо, Нил, ты разо­бьешь окно. Это доставит тебе удовольствие?

Нил: Потом я выброшу сам себя.

Практикантка: Тебе очень плохо?

Нил: Я бога тоже убью.

Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. - младший. Ребе­нок как личность. М.: Смысл, 1994. С. 204—205.

Данные исследований Исследование причинагрессивного поведения

Олуэйз (Olweus, 1980), используя статистический метод, исследовал причинную связь переменных, чтобы выявить как влияние ребенка на поведение родителей, так и влияние ро­дителей на поведение ребенка. Агрессивность ребенка опреде­лялась по оценкам его сверстников. При опросе родителей из­мерялись четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью: 1) негативизм матери — враждебность, отчужденность, холодность и безразличие к ребенку; 2) терпимое отношение матери к проявлению ребен­ком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи; 3) применение родителями силовых дисциплинарных мето­дов — физических наказаний, угроз, скандалов; 4) темпера­мент ребенка — уровень активности и вспыльчивости.

Негативное отношение матери к ребенку коррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые, в свою очередь, вызывали агрессивное поведение ребенка. Сход­ным образом темперамент ребенка был связан со снисходитель­ным отношением матери к проявлениям агрессии. «Импуль­сивный и энергичный мальчик своими поступками может просто утомлять свою мать, поэтому она не в состоянии уде­лить должного внимания проявлениям агрессии, что в целом повышает вероятность дальнейшего развития агрессивного по­ведения». Олуэйз отметил, что из изученных четырех факто­ров, являющихся предтечей агрессивности, «...негативизм матери и ее терпимость к агрессии имеют наибольший каузаль­ный эффект» (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997, с. 99-100).

Последствияагрессивного поведения

Исследования Эрона, Хьюсмэна, Лефковца и Уальдера, в которых 870 человек были проинтервьюированы в 1960 году, а затем — в 1981 году, показали, что ранняя агрессивность является предпосылкой для агрессивного поведения во взрослом

возрасте, особенно у мужчин. «Уровень агрессии в течение всей жизни остается приблизительно константным» (Ениколопов С. Н., 2004, с 39).

5.2.3. Инициатива против чувства вины

Потребность дошкольника в освоении окружающего мира, в его познании и поиск ответа на многочисленные «почему?» способствует проявлению инициативы ребенка и в играх, и в исследовательской деятельности. При этом еще несформиро-ванные навыки и умения в области предметной деятельности могут приводить к неудачам и огорчениям, что и выражается в переживании чувства вины. Проблема возникает в том слу­чае, если обостряются противоречия между потребностью ре­бенка в овладении окружающей средой, исследовании ее и экспериментировании с ней, достижении успеха и невозмож­ностью ее удовлетворить.

Последствия необходимости разрешить противоречия:

- чувство вины — ребенок идет против воли родителей;

- исчезновение инициативы, пассивность, потеря жела­ния и способности учиться как результат контроля и по­давления;

- ослабление веры в свои силы (дошкольное детство — сен-зитивный период для формирования мотивации дости­жения и успеха);

- ориентация на внешний контроль;

- боязнь ответственности;

- зависимость;

- неуверенность в себе;

+ положительное мнение о себе, вера в себя;

+ переживание удовольствия от успеха, познания;

+ чувство, что родители доверяют;

+ развитие внутреннего контроля;

+ принятие ответственности;

+ самостоятельность.

Отдаленные последствия — при удовлетворении потребно­стей в самостоятельности, компетентности из ребенка вырас­тает независимый, ответственный, самостоятельный человек. Если родители сопротивлялись удовлетворению потребности в проявлении инициативы, то у их ребенка формируется за­висимость от окружения, потребность в помощи со стороны. В подростковый период он часто действует в соответствии с требованиями референтной группы, подчиняется не родите­лям, а лидеру группы.

Зарисовки из жизни

Инициатива и наказание

Однажды утром мистер Блейк приехал с плачущим Нэ-дом.

Мистер Блейк: Нэд хочет о чем-то поговорить с вами. Он долго плакал и хочет рассказать вам об этом.

Мисс С: Хорошо, Нэд, о чем ты хотел рассказать мне?

Нэд: Папа побил меня (он сильно ударяет себя по лицу и по попке). Я сломал радио.

Мисс С: Папа ударил тебя, и ты чувствуешь себя плохо.

Нэд: Было больно и я плакал.

Мисс С: Тебе кажется неправильным, что папа ударил тебя?

Нэд: Да.

Мисс С: Нэд, ты знаешь, радио стоит дорого. Твой папа хотел объяснить тебе, как мог, что нельзя ломать радио, что­бы ты не сделал этого снова.

Нэд: Но у нас их два. А это было маленькое.

Мисс С: Ты думал, что маленькое не так важно. Но твой папа не хочет, чтобы какое-нибудь из них было сломано.

Нэд: Да. (Он говорит это твердым голосом.)

Какую проблему развития учится преодолевать (разре­шать) ребенок?

Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. - младший. Ребе­нок как личность. М.: Смысл, 1994. С. 107-108.

Наши рекомендации