Психологический процесс восприятия, его виды, теории. Развитие в онтогенезе. Основные отличие ощущения от восприятия.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуация, явлений, возникающих при воздействии физического раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств.
Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить простой процесс восприятия.
Ощущение – процесс физиологический, а восприятие – когнитивный (паттерн).
Паттерн – сочетание сложных стимулов.
В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие всегда целостно. Результатом восприятия является образ предмета. Поэтому оно всегда предметно. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Не все анализаторы принимают одинаковое участие в этом процессе. Как правило, один из них бывает ведущим и определяет вид восприятия.
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.
В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.
Восприятие пространстваявляется важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.
Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов в пространстве относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.
К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между полушариями головного мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенной степени ведущей, доминирующей. Отношения между сторонами анализатора в смысле доминирования динамичны и неоднозначны.
Движениепредмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что, перемещаясь на каком-то фоне, он вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за перемещением светового луча при скорости меньше 1/3° в с. Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на часах, передвигающейся со скоростью 1/10° в с.
Даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить за движением световой точки. Очевидно, мозг истолковывает движения глаз как показатель движения предмета. Однако чаще всего фон имеется и он, как правило, бывает неоднородным. Поэтому при восприятии движения мы можем дополнительно использовать показатели, связанные с самим фоном, – элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.
Время – это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Так же как и у других форм восприятия, у него существуют ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени.
Оценку протекающего времени могут изменять различные факторы. Некоторые физиологические изменения, например повышение температуры тела, способствуют переоценке времени, в то время другие изменения, такие как понижение температуры, наоборот, содействуют его недооценке. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства и галлюциногены обусловливают недооценку временных отрезков, а возбуждающие влекут за собой переоценку времени.
По продолжительности перцептивного процесса восприятие может быть симультанное – одномоментное и сукцессивное – развернутое во времени.
Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.
Предметностьвосприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.
Целостностьвосприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.
Благодаря структурностивосприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.
Константность – обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной.
Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров.
Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.
Избирательностьвосприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т. д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.
Осмысленностьвосприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие – активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.
Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т. е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.
Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний) свидетельствует о том, что восприятие – это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т. е. воспринимающего человека.
Теории восприятия:
Теория Германа Гельмгольца.Г. Гельмгольц (1821-1894) – ученый в области экспериментального изучения зрения. Он один из первых создал целостную теорию восприятия. Он утверждал, что восприятие может состоять из множества сведений, полученных опытным путем, которые не представлены непосредственно в стимуле. Те аспекты восприятия, которые не представляют стимул непосредственно, являются, в некотором смысле, дополнениями, которые получают восприятие в соответствии со своим развитием в прошлом опыте.
Теория Гельмгольца называется теорией бессознательных умозаключений. Восприятие есть умозаключение, но на бессознательном уровне. Есть образ в представлении (наш прошлый опыт), первичный образ (стимул) и образ в восприятии, который формируется на основе первых двух. Прежний опыт и текущее чувственное ощущение взаимодействуют друг с другом, образуя перцептивный образ.
Структурализм (Вундт, Титченер).Задачей структуралистов было выделить чистое ощущение как единицу сознания. Вундт говорил, что выделить чистое ощущение крайне трудно. Титченер разработал технику выделения чистых ощущений – аналитическая интроспекция. Чтобы быть аналитичными, люди должны быть внимательными и точно сообщать лишь ощущения в чистом виде. Мы должны избегать стремления примешивать к сообщению, относящемуся к опытам, лишние сведения. Субъект в этих опытах был активен, но его активность не подчеркивалась. Титченер вводил закон суммации ощущений, согласно которому образ как представление – это сумма ощущений. Следующее положение – положение о прошлом опыте субъекта. Прошлый опыт – это совокупность образов-представлений. Каждый такой образ-представление есть сумма ощущений. Воспринимаемый первичный материал, первичные образы, накладываются на прошлый опыт субъекта и путем такого наложения происходит опознание объекта по его ключевым признакам.
Восприятие как процесс категоризации. Теория Джерома Брунера. Для Брунера, восприятие – часть интеллекта.
2 основных положения:
1. Восприятие – это процесс категоризации, т.е. отнесения объекта к категории. На организм воздействует некий раздражитель, и он отвечает на него, относя его к соответствующему классу вещей или явлений.
2. Восприятие – это процесс принятия решений. На основе набора признаков нервная система должна «решить», чем является раздражитель.
Этапы принятия решения:
1. Первичная категоризация – явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками. На этой стадии» значение» события может ограничиваться только тем, что это «объект», «звук» или «движение». Этот процесс происходит бессознательно.
2. Поиск признаков. Здесь мы ищем дополнительные признаки, которые позволили бы точно отнести объект к какой-либо категории. Если объект хорошо соответствует какой-либо категории, то процесс более точного отнесения стимулов к категории на основе дополнительных признаков может быть также бессознательным. Если соответствие неточно, тогда мы начинаем искать дополнительные признаки, которые помогли бы более точному отнесению объекта.
3. Подтверждающая проверка. Поиск ограничивается кругом признаков, которые могут подтвердить предварительную гипотезу (категорию).
4. Завершение проверки. Внимание к дополнительным признакам уже почти исчезает, и несоответствующие признаки либо отбрасываются, либо блокируются.
Основным для Брунера является понятие прошлого опыта. Прошлый опыт субъекта – это определенный набор устоявшихся категорий. У каждой категории есть своя степень готовности обнаружения, перцептивная готовность. Объект выступает для субъекта как проблеме.
Сравнение с эталоном.В процессе приобретения жизненного опыта у нас образуется огромное количество эталонов, каждый из которых связан с некоторым значением. Этот эталон находится в долговременной памяти и при восприятии объекта, мы ищем, какой эталон к нему лучше всего подходит. Распознание происходит путем сравнения внешнего сигнала с набором внутренних эталонов.
Подетальный анализ.Восприятие – многоуровневая обработка информации, в которой сложному этапу предшествует этап идентификации входных стимулов по их более простым деталям. Хьюбл и Визель получили данные в пользу гипотезы о подетальном анализе. Они вживляли мелкие электроды в зрительную кору кошки и обезьяны, а потом изучали нервную активность, при предъявлении различных стимулов. Они обнаружили, что некоторые клетки реагируют только на горизонтальные фигуры, а некоторые только на вертикальные.
Механизм разложения паттерна на простые детали скорее всего этап, предшествующий анализу информации на высшем уровне.
Непосредственное отношение к подетальному анализу имеют наблюдения за движениями глаз и зрительными фиксациями. Чем дольше мы смотрим на деталь паттерна, тем больше информации мы из нее извлекаем. Ярбус предположил, что чем больше информации содержит деталь, тем дольше на ней задерживается взгляд. Таким образом, мы фиксируемся не на всех деталях, а на наиболее важных – на тех, которые несут наиболее значимые характеристики объектов. Распределение точек фиксации зависит также от целей наблюдателя. Таким образом, восприятие деталей сложного паттерна зависит не только от физических свойств стимула, но и от работы высокоуровневых когнитивных процессов, таких как внимание и мотивация.
Прототипное сравнение.Альтернативная теория сравнения с эталоном.Вполне вероятно, что в долговременной памяти хранятся не конкретные эталоны, а своеобразная абстракция паттернов, которая служит в качестве прототипа. Предполагается, что прототип – абстракция набора стимулов, воплощающая множество сходных форм одного и того же паттерна. Прототип позволяет нам распознавать образ, даже если он не идентичен прототипу, а только похож на него.
В эксперименте с формированием прототипа, Солсо и Маккарти, обнаружили, что испытуемые неверно опознают прототип, как ранее виденную фигуру и делают это с большей уверенностью, чем при опознании ранее виденных фигур. Это явление называется псевдопамятью. Они предположили, что прототип формируется на основе часто встречающихся признаков: как правило, чаще воспринимаемые признаки имеют больше шансов сохраниться в памяти, чем редко воспринимаемые. Таким образом, можно представить, что процесс приобретения знания в паттерне состоит из 2 этапов: получения информации о признаках паттерна и об отношениях между признаками.
Выделяют следующие общие характеристики прототипов:
1. Мы формируем прототипы на основе усредненных характеристик отдельных экземпляров.
2. Мы приобретаем определенные знания о прототипе даже когда имеем дело только с его видоизменениями.
3. Мы приобретаем некоторую обобщенную информацию об общих признаках прототипов, причем, хорошо известные прототипы содержат меньше включений, чем знакомые.
4. О модифицированных экземплярах мы судим по степени их близости к прототипу.
5. Формируем прототип путем абстрагирования отдельных образцов и затем оцениваем взаимосвязь между прототипическими формами, исходя из степени их отличия от этого прототипа, а также от других отдельных образцов.