Достоевский Федор Михайлович

11.11.1821 Москва-09.02.1881 Санкт-Петербург Выдающийся русский писатель, автор романов «Идиот», «Преступление и наказание». «Братья Карамазовы», «Бесы» и др., получивших мировую известность и переведенные на мно­гие языки. Исследовал человеческую природу средствами ху­дожественной антропологии. Его произведения отличаются пси­хологической глубиной, а Достоевского считают одним из луч­ших писателей-романистов и одним самых больших психоло­гов в истории мировой литературы. Он специализировался в анализе патологических состояний психики, которые ведут к невменяемости, убийству, и самоубийству и в исследовании эмоций оскорбления, самоубийства, тирании и убийственного гнева. Психология и философия взаимосвязаны в персонажах романов Достоевского. Литературный модернизм, экзистенци­ализм и различные школы психологии, теологии и литератур­ной критики глубоко проникнуты его идеями. Его произведе­ния часто называют пророческими, потому что он точно пред­сказал, как русские революционеры будут вести себя, если они придут к власти. Достоевский оказал существенное влияние на

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии




многих выдающихся писателей, ученых, философов и психоло­гов XX века, в частности на 3. Фрейда, А. Эйнштейна, Э. Хемин­гуэя, Т. Манна, С. Цвейга, Ж. П. Сартра и др. Дубровина Ирина Александровна ( род. в 1935) Доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО. Занимается возрастной и педагогической психологией. Автор 120 научных работ, из которых 16 изданы на иностранных язы­ках. Основные работы: «Рабочая книга школьного психолога» (1995); «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (1995).

 

Дюркгейм (Durkheim)Эмиль

15.04.1858 Эпиналь- 15.11.1917 Париж

Выдающийся французский ученый, один из основателей со­временной социологии и социальной психологии. Родился в бедной еврейской семье. Блестящие успехи в школе позволили Дюркгейму поступить в престижный Ecole Normale Superieure в Париже в 1879 году. После его окончания с 1882 по 1887 годы преподавал философию в государственных средних школах. В 1885-1886 году был на стажировке в Германии, где на него ог­ромное впечатление произвел Вильгельм Вундт. В 1887 он был назначен лектором в Университет Бордо, где впоследствии стал профессором и преподавал социальную философию до 1902. С 1902 года - профессор Сорбонны. Принимал активное участие в борьбе с антисемитизмом, в частности в известном деле Дрей­фуса. Его сын погиб на Балканском фронте в 1916 году. Дюрк-гейм придерживался психологической концепции обществен­ной обусловленности человеческого сознания и считал, что человек имеет двойственную биосоциальную природу. Он ис­ходил из факта тесной связи человека и общества, которая по отношению к индивиду является принудительной. Разделение труда ввергает человека в неподвластное ему сплетение при­чин и следствий. Отдельная личность поглощается личностью коллективной. Коллективными представлялись ему и законы и 100




формы мышления. Именно с этой позиции он разрабатывал со­циологические проблемы морали, религии, воспитания и обра­зования.

Основные работы: «De la division du travail social» (1893); «In Le Suicide» (1897); «Les Regies la methode sociologique» (!895); «L'Evolution pedagogique en France» (1938); «Les Formes elementaires de la vie religieuse» (1915).

Дьюи (Dewey)Джон

20.10.1859 Барлинггон. Вермонт. США

-01.06,1952 Нью-Йорк

Всемирно известный американский философ, психолог и педагог, один из основателей философской школы прагматиз­ма, создатель функциональной психологии и лидер прогрессив­ного движения в образовании в США. После окончания уни­верситета Штата Вермонт в 1879, Дьюи преподавал в средней школе. В 1882 он поступил на философский факультет универ­ситета Джона Хопкинса, в Балтиморе. Там он попал под влия­ние Джорджа Сильвестра Морриса, видного представителя нео­гегельянства. После получения докторской степени по филосо­фии в 1884 году, Дьюи в течение 10 лет преподавал философию и психологию в Мичиганском и Миннесотском университетах. В это время он интенсивно изучал Гегеля и британских неоге­гельянцев, а также экспериментальную психологию, развивае­мую в США Стэнли Халлом и Уильямом Джеймсом. Интерес Дьюи к образованию возник еще в Мичигане. Его наблюдения показали, что большинство школ было отягощено консерватив­ными традициями и не могло приспособиться к потребностям изменяющегося демократического социального порядка и ис­пользовать последние достижения детской психологии. Созда­ние новой философии и психологии образования стало главной задачей Дьюи. В 1894 году он стал профессором философии и руководителем факультета философии, психологии, и педаго­гики в Чикагском Университете. Под влиянием эволюционной




1L

Классики Мировой Психологии



биологии и психологии он отказаться от неогегелянских тео­рий. Он считал, что окружающий мир познается исключитель­но опытом, а человек - произведение природы, находящий свое значение и цели в жизни здесь и сейчас. Когда в 1903 году по­явился сборник эссе, написанных Дьюи и семью его соавтора­ми, Джеймс приветствовал книгу и с энтузиазмом объявил, что с этой публикации началась новая Чикагская школа филосо­фии. Философская ориентация Дьюи рассматривалась как фор­ма прагматизма, хотя сам он использовал термин «инструмен­тализм», или «экспериментализм». Основное значение Дьюи придавал научному исследованию; он полагал, что эксперимен­тальные методы современной науки наиболее перспективны для решения социальным и этическим также как и научным про­блем. Он отвергал идею незыблемого морального закона. Раз­вивая эти представления он дал философское обоснование де­мократии и либерализма. Он понимал демократию не как про­стую форму правительства, а скорее как способ ассоциации, которая предоставляет членам общества равные возможности для свободного выбора и личностного роста. Идеальное обще­ство должно обеспечить условия, в которых бы постоянно уве­личивался опыт всех его членов. Вклад Дьюи в психологию был значительным. Многие из его работ, которые он написал в то время, являются классическими. Наиболее известно - эссе «Кон­цепция Дуги Рефлекса в Психологии», которое положило нача­ло функциональной психологии, изучающей адаптацию орга­низма к меняющимся условиям окружающей среды. Работа Дьюи в философии и психологии была в значительной степени сосредоточена на его главном направлении, образовательной реформе. В своих работах об образовании, особенно в таких как: «Школа и Общество» (1899) и «Ребенок и Учебный план» (1902), он выдвигал положение о том, что образовательный про­цесс должен формировать интересы ребенка, а преподаватель должен стать для детей наставником и другом. Цель школы -как ментальное, так и физическое развитие ребенка. Он учре-

дил независимый отдел педагогики и экспериментальные шко­лы в Чикагском Университете, в которых проверялись новые образовательные теории. Такие школы, которые начали функ­ционировать с 1896 года, привлекли широкое внимание и со­здали Чикагскому Университету репутацию передового центра прогрессивной образовательной мысли. Дьюи возглавлял экс­периментальные школы до 1904 года. Его идеи оказали боль­шое влияние на образовательную теорию и практику в Соеди­ненных Штатах. Затем в течение 47 лет он был профессором Колумбийского университета. Он опубликовал огромное коли­чество работ по логике, теории познания психологии, педаго­гике, социальной философии, искусств, и религии. Их библио­графия составляет приблизительно 125 страниц. Его «Опыт и Характер», изданный в 1925 году, систематизирует наиболее важные аспекты его философии и вообще расценен как его magnum opus. В 1915 он стал одним из основателей и первым президентом Американской Ассоциации Университетских Про­фессоров. В 1933 году он создал «Университет в изгнании» для ученых, преследуемых в странах с тоталитарными режимами. В 1920-х он посетил Японию, Мексику, и Советский Союз, что­бы изучить образовательные методы в этих странах. В 193 7 году возглавил следственную комиссию, которая поехала в Мехико, чтобы выслушать опровержение Львом Троцким тех обвине­ний, которые были выдвинуты против него в Москве на про­цессах 1936 и 1937. Дьюи ушел из Колумбийского университе­та в 1930 году, но продолжал писать и заниматься обществен­ными делами.

Основные работы: «Psychology» (I8S7); «Ethics» (cowritten with James Tufts; 1908); «Reconstruction in Philosophy» (1920); «Human Nature and Conduct» (1922); «The Quest for Certainty» (1929); «Art as Experience» (1934); «Logic, the Theory of Inquiry» (1938); «Freedom and Culture» (1939); «His chief later writings on education are Democracy and Education» (1916); «Experience and Education» (193 8).

Е

Ж



Ермаков Иван Дмитриевич

1875—1942

Русский, советский психиатр и психоаналитик, ученик В. П. Сербского, Работал в психиатрической клинике Московс­кого университета. С 1913 года занялся психоанализом. Его больше интересовали психоаналитические интерпретации ху­дожественного творчества, чем клиническая практика. После революции был профессором Государственного психоневроло­гического института, где организовал кафедру психологии. В 1921 году создал психоаналитический детский дом-лаборато­рию, впоследствии преобразованный в Психоаналитический ин­ститут. Благодаря его усилиям была выпущена серия книг под общим названием «Психоаналитическая библиотека», куда кро­ме большинства главных работ Фрейда и его учеников в пере­водах М. Вульфа, вошли две оригинальные книги Ермакова, по­священные психоанализу творчества Гоголя и Пушкина. После разгрома психоанализа в СССР занимался психиатрической практикой. В 1940 году был репрессирован и через два года

умер в концлагере.

|

Жане(Janet) Пьер

30 05.1859 Париж-24.02.1947 Париж Выдающийся французский психолог, психиатр и невропато­лог. Закончил Парижский университет, там же получил доктор­скую степень. Был руководителем психологической лаборато­рии в известной француской психитрической больнице Саль-петриер (1889), преподавал в Сорбонне (1898) и был профессо­ром во Французском колледже (1902-1936). Он подчеркнул зна­чение психологических факторов в гипнозе и внес значитель­ный вклад в формирование современных понятий о менталь­ных и эмоциональных нарушениях при патологической трево­ге, фобиях и др. Ученик Ж. Шарко, Жане разработал оригиналь­ную психологическую концепцию неврозов. В 20 - 30-е гг. сфор­мулировал общепсихологическую теорию поведения, в отличие от бихевиоризма включив в систему психологии и сознание. Жане пытался применить исторический подход к психике че­ловека, особо выделяя и анализируя собственно человеческие, социальные и культурные формы поведения. Эмоции (под ко­торыми П. Жане имеет в виду, как правило, аффекты) рассмат­риваются как низшие неадаптивные формы поведения, возни­кающие тогда, когда высшие адаптивные формы оказываются невозможными. Эмоции призваны вместе с тем замаскировать эту замергу, создавая видимость разрушения трудной для субъек­та ситуации, и поэтому являются своеобразными компромисс­ными формами сознания. Жане впервые обратил внимание на роль бессознательного в этиологии истерии. Работы Жане во многом предвосхищают идеи Фрейда. Взгляды П. Жане оказа­ли значительное влияние на развитие французской психологии (Пиаже и др.), а также на формирование культурно-историчес­кой теории Л. С. Выготского.

Классики Мировой Психологии

Основные работы: «Неврозы и фиксированные идеи», СПб., 1903; «Неврозы», М, 1911; «Психический автоматизм», М., 1913; «L'evolution de la memoire et de la notion du temps». P., 1928; «De L'angaisse a 1'extase», vol. 1 - 2 P., 1928; «Les debuts de I'intelligance», P., 1935.


Наши рекомендации