Достоевский Федор Михайлович
11.11.1821 Москва-09.02.1881 Санкт-Петербург Выдающийся русский писатель, автор романов «Идиот», «Преступление и наказание». «Братья Карамазовы», «Бесы» и др., получивших мировую известность и переведенные на многие языки. Исследовал человеческую природу средствами художественной антропологии. Его произведения отличаются психологической глубиной, а Достоевского считают одним из лучших писателей-романистов и одним самых больших психологов в истории мировой литературы. Он специализировался в анализе патологических состояний психики, которые ведут к невменяемости, убийству, и самоубийству и в исследовании эмоций оскорбления, самоубийства, тирании и убийственного гнева. Психология и философия взаимосвязаны в персонажах романов Достоевского. Литературный модернизм, экзистенциализм и различные школы психологии, теологии и литературной критики глубоко проникнуты его идеями. Его произведения часто называют пророческими, потому что он точно предсказал, как русские революционеры будут вести себя, если они придут к власти. Достоевский оказал существенное влияние на
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
многих выдающихся писателей, ученых, философов и психологов XX века, в частности на 3. Фрейда, А. Эйнштейна, Э. Хемингуэя, Т. Манна, С. Цвейга, Ж. П. Сартра и др. Дубровина Ирина Александровна ( род. в 1935) Доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО. Занимается возрастной и педагогической психологией. Автор 120 научных работ, из которых 16 изданы на иностранных языках. Основные работы: «Рабочая книга школьного психолога» (1995); «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (1995).
Дюркгейм (Durkheim)Эмиль
15.04.1858 Эпиналь- 15.11.1917 Париж
Выдающийся французский ученый, один из основателей современной социологии и социальной психологии. Родился в бедной еврейской семье. Блестящие успехи в школе позволили Дюркгейму поступить в престижный Ecole Normale Superieure в Париже в 1879 году. После его окончания с 1882 по 1887 годы преподавал философию в государственных средних школах. В 1885-1886 году был на стажировке в Германии, где на него огромное впечатление произвел Вильгельм Вундт. В 1887 он был назначен лектором в Университет Бордо, где впоследствии стал профессором и преподавал социальную философию до 1902. С 1902 года - профессор Сорбонны. Принимал активное участие в борьбе с антисемитизмом, в частности в известном деле Дрейфуса. Его сын погиб на Балканском фронте в 1916 году. Дюрк-гейм придерживался психологической концепции общественной обусловленности человеческого сознания и считал, что человек имеет двойственную биосоциальную природу. Он исходил из факта тесной связи человека и общества, которая по отношению к индивиду является принудительной. Разделение труда ввергает человека в неподвластное ему сплетение причин и следствий. Отдельная личность поглощается личностью коллективной. Коллективными представлялись ему и законы и 100
формы мышления. Именно с этой позиции он разрабатывал социологические проблемы морали, религии, воспитания и образования.
Основные работы: «De la division du travail social» (1893); «In Le Suicide» (1897); «Les Regies la methode sociologique» (!895); «L'Evolution pedagogique en France» (1938); «Les Formes elementaires de la vie religieuse» (1915).
Дьюи (Dewey)Джон
20.10.1859 Барлинггон. Вермонт. США
-01.06,1952 Нью-Йорк
Всемирно известный американский философ, психолог и педагог, один из основателей философской школы прагматизма, создатель функциональной психологии и лидер прогрессивного движения в образовании в США. После окончания университета Штата Вермонт в 1879, Дьюи преподавал в средней школе. В 1882 он поступил на философский факультет университета Джона Хопкинса, в Балтиморе. Там он попал под влияние Джорджа Сильвестра Морриса, видного представителя неогегельянства. После получения докторской степени по философии в 1884 году, Дьюи в течение 10 лет преподавал философию и психологию в Мичиганском и Миннесотском университетах. В это время он интенсивно изучал Гегеля и британских неогегельянцев, а также экспериментальную психологию, развиваемую в США Стэнли Халлом и Уильямом Джеймсом. Интерес Дьюи к образованию возник еще в Мичигане. Его наблюдения показали, что большинство школ было отягощено консервативными традициями и не могло приспособиться к потребностям изменяющегося демократического социального порядка и использовать последние достижения детской психологии. Создание новой философии и психологии образования стало главной задачей Дьюи. В 1894 году он стал профессором философии и руководителем факультета философии, психологии, и педагогики в Чикагском Университете. Под влиянием эволюционной
1L
Классики Мировой Психологии
биологии и психологии он отказаться от неогегелянских теорий. Он считал, что окружающий мир познается исключительно опытом, а человек - произведение природы, находящий свое значение и цели в жизни здесь и сейчас. Когда в 1903 году появился сборник эссе, написанных Дьюи и семью его соавторами, Джеймс приветствовал книгу и с энтузиазмом объявил, что с этой публикации началась новая Чикагская школа философии. Философская ориентация Дьюи рассматривалась как форма прагматизма, хотя сам он использовал термин «инструментализм», или «экспериментализм». Основное значение Дьюи придавал научному исследованию; он полагал, что экспериментальные методы современной науки наиболее перспективны для решения социальным и этическим также как и научным проблем. Он отвергал идею незыблемого морального закона. Развивая эти представления он дал философское обоснование демократии и либерализма. Он понимал демократию не как простую форму правительства, а скорее как способ ассоциации, которая предоставляет членам общества равные возможности для свободного выбора и личностного роста. Идеальное общество должно обеспечить условия, в которых бы постоянно увеличивался опыт всех его членов. Вклад Дьюи в психологию был значительным. Многие из его работ, которые он написал в то время, являются классическими. Наиболее известно - эссе «Концепция Дуги Рефлекса в Психологии», которое положило начало функциональной психологии, изучающей адаптацию организма к меняющимся условиям окружающей среды. Работа Дьюи в философии и психологии была в значительной степени сосредоточена на его главном направлении, образовательной реформе. В своих работах об образовании, особенно в таких как: «Школа и Общество» (1899) и «Ребенок и Учебный план» (1902), он выдвигал положение о том, что образовательный процесс должен формировать интересы ребенка, а преподаватель должен стать для детей наставником и другом. Цель школы -как ментальное, так и физическое развитие ребенка. Он учре-
дил независимый отдел педагогики и экспериментальные школы в Чикагском Университете, в которых проверялись новые образовательные теории. Такие школы, которые начали функционировать с 1896 года, привлекли широкое внимание и создали Чикагскому Университету репутацию передового центра прогрессивной образовательной мысли. Дьюи возглавлял экспериментальные школы до 1904 года. Его идеи оказали большое влияние на образовательную теорию и практику в Соединенных Штатах. Затем в течение 47 лет он был профессором Колумбийского университета. Он опубликовал огромное количество работ по логике, теории познания психологии, педагогике, социальной философии, искусств, и религии. Их библиография составляет приблизительно 125 страниц. Его «Опыт и Характер», изданный в 1925 году, систематизирует наиболее важные аспекты его философии и вообще расценен как его magnum opus. В 1915 он стал одним из основателей и первым президентом Американской Ассоциации Университетских Профессоров. В 1933 году он создал «Университет в изгнании» для ученых, преследуемых в странах с тоталитарными режимами. В 1920-х он посетил Японию, Мексику, и Советский Союз, чтобы изучить образовательные методы в этих странах. В 193 7 году возглавил следственную комиссию, которая поехала в Мехико, чтобы выслушать опровержение Львом Троцким тех обвинений, которые были выдвинуты против него в Москве на процессах 1936 и 1937. Дьюи ушел из Колумбийского университета в 1930 году, но продолжал писать и заниматься общественными делами.
Основные работы: «Psychology» (I8S7); «Ethics» (cowritten with James Tufts; 1908); «Reconstruction in Philosophy» (1920); «Human Nature and Conduct» (1922); «The Quest for Certainty» (1929); «Art as Experience» (1934); «Logic, the Theory of Inquiry» (1938); «Freedom and Culture» (1939); «His chief later writings on education are Democracy and Education» (1916); «Experience and Education» (193 8).
Е
Ж
Ермаков Иван Дмитриевич
1875—1942
Русский, советский психиатр и психоаналитик, ученик В. П. Сербского, Работал в психиатрической клинике Московского университета. С 1913 года занялся психоанализом. Его больше интересовали психоаналитические интерпретации художественного творчества, чем клиническая практика. После революции был профессором Государственного психоневрологического института, где организовал кафедру психологии. В 1921 году создал психоаналитический детский дом-лабораторию, впоследствии преобразованный в Психоаналитический институт. Благодаря его усилиям была выпущена серия книг под общим названием «Психоаналитическая библиотека», куда кроме большинства главных работ Фрейда и его учеников в переводах М. Вульфа, вошли две оригинальные книги Ермакова, посвященные психоанализу творчества Гоголя и Пушкина. После разгрома психоанализа в СССР занимался психиатрической практикой. В 1940 году был репрессирован и через два года
умер в концлагере.
•
|
Жане(Janet) Пьер
30 05.1859 Париж-24.02.1947 Париж Выдающийся французский психолог, психиатр и невропатолог. Закончил Парижский университет, там же получил докторскую степень. Был руководителем психологической лаборатории в известной француской психитрической больнице Саль-петриер (1889), преподавал в Сорбонне (1898) и был профессором во Французском колледже (1902-1936). Он подчеркнул значение психологических факторов в гипнозе и внес значительный вклад в формирование современных понятий о ментальных и эмоциональных нарушениях при патологической тревоге, фобиях и др. Ученик Ж. Шарко, Жане разработал оригинальную психологическую концепцию неврозов. В 20 - 30-е гг. сформулировал общепсихологическую теорию поведения, в отличие от бихевиоризма включив в систему психологии и сознание. Жане пытался применить исторический подход к психике человека, особо выделяя и анализируя собственно человеческие, социальные и культурные формы поведения. Эмоции (под которыми П. Жане имеет в виду, как правило, аффекты) рассматриваются как низшие неадаптивные формы поведения, возникающие тогда, когда высшие адаптивные формы оказываются невозможными. Эмоции призваны вместе с тем замаскировать эту замергу, создавая видимость разрушения трудной для субъекта ситуации, и поэтому являются своеобразными компромиссными формами сознания. Жане впервые обратил внимание на роль бессознательного в этиологии истерии. Работы Жане во многом предвосхищают идеи Фрейда. Взгляды П. Жане оказали значительное влияние на развитие французской психологии (Пиаже и др.), а также на формирование культурно-исторической теории Л. С. Выготского.
Классики Мировой Психологии
Основные работы: «Неврозы и фиксированные идеи», СПб., 1903; «Неврозы», М, 1911; «Психический автоматизм», М., 1913; «L'evolution de la memoire et de la notion du temps». P., 1928; «De L'angaisse a 1'extase», vol. 1 - 2 P., 1928; «Les debuts de I'intelligance», P., 1935.