Граник Генриетта Григорьевна
Род. в 1928
Доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Более 30 лет руководит исследованием проблем, посвященных совершенствованию школьных учебников, изучению психологических механизмов речи, исследованию механизмов понимания художественного текста, созданию нового типа школьных учебников. Автор более 200 печатных работ.
Основные работы: «Психологические проблемы построения школьных учебников». М., !970: совместное С. М. Бондаренко
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
и Л. А. Концевой «Когда книга учит»-три издания (1988, 1991, 1995); «Дорога к книге».( 1996): «Синтаксис и пунктуация русского языка»(совместно с Л. А. Концевой, С. М. Бондаренко, О. 3. Кантровской. С.А. Бакановой, Е.Л. Соломоновой, С.С. Левитиной, Е. Д. Кин, 1970); «Русский язык» для 3-4 класса (совместно с О. 3. Канторовской, И.П. Токмаковой. 1999, 2000).
FperopH(Gregory) Ричард
Род. в 1923 Лондон. Англия
Выдающийся английский психолог, профессор нейропсихологии и заведующий лабораторией мозга и ощущений Бристольского университета, занимавшийся проблемами искусственного интеллекта, психологии восприятия, сравнительной и экспериментальной психологии, философии психологии, психофизиологии.
После службы в ВВС Великобритании во время Второй мировой войны, изучал философию и экспериментальную психологию в Кембридже. Занимался психологическими проблемами аварий на подводных лодках, читал лекции в Кембридже и работал там в Специальной сенсорной лаборатории. Он участвовал во множестве проектов, связанных с восстановлением зрения у людей, слепых с рождения (совместно с Джин Уоллер), когнитивным исследованием иллюзий и др. Он занимался также психологическими проблемами посадки на Луну и стыковки в космосе по заказу ВВС США и NASA. Помимо этого, он сконструировал ряд приборов: камеру-телескоп, сканирующий микроскоп и трехмерное чертежное устройство. В 1967 году Грегори основал кафедру искусственного интеллекга и восприятия в Эдинбургском университете. Там он создал одного из первых интеллектуальных роботов Фредди, способного распознавать объекты и манипулировать ими. Он является основателем и научным руководителем Бристольского исследовательского центра науки и технологии. По его мнению восприятие складывается из ощущений, подвержено значительному нисходящему
когнитивному влиянию и является творческим процессом. Его идеи являются развитием гипотезы Гсльмгольца (1866) о влиянии бессознательного на перцепцию. Грегори является автором множества книг и научных статей.
Основные работы: «The Intelligent Eye»(1970); «Illusion in Nature and Art», (ed. with Sir E. Gombrich, J973); «Concepts and Mechanisms of Perception»( 1974. ed.); «Mind in. Science» (1981 )•
Гроф (Grof) Станислав
Род. 01.07.1931 Прага
Выдающийся чешско-американский психолог, один из основателей и виднейших представителей трансперсональной психологии. С 1956 по 1967 г. С. Гроф - практикующий психиатр-клиницист. Занимался Психоанализом. Лауреат премии Кюффне-ра - национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии (1959). С 1961 года он возглавлял в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств.
В 1967 году, как стипендиат Фонда поддержки психиатрических исследований (США), два года работал в Университете Джона Хопкинса. Затем продолжил свои эксперименты в Мэ-рилендском центре психиатрических исследований. С ! 973 по 1987 год С. Гроф жил и работал в институте Эсален (Биг-Сур, Калифорния). В этот период вместе с женой Кристиной он разработал технику холотропного дыхания. Гроф - один из основателей Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA), долгое время был ее президентом. В 1993 г. он награжден почетной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в ее развитие. В настоящее время С. Гроф -профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
по всему миру. Автор и соавтор более ста статей и четырнадцати книг, переведенных на двенадцать языков.
Основные работы: «За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии» (1994); «Области бессознательного: данные исследований ЛСД» (1994); «Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования» (1995); «Человек перед лицом смерти» (вместе с Джоан Хэлифакс, 1996); «Холотроп-ное сознание» (1996); «Космическая игра: исследование рубежей сознания» (1997); «LSD Psychotherapy» (1980); S. Grof,. «Beyond Death: Gates of Consciousness» (with C. Grof. 1980); «Ancient Wisdom and Modem Science»(1984); «Human Survival and Consciousness Evolution»(1988); S. Grof, (ed.) «Spiritual Emergency: When Personal Transformation Becomes a Crisis»( C. Grofed. 1989); «Books of the Dead: Manuals for Living and Dying» (1994); «Transpersonal Vision. Sound True publ» (1998).
ГурджиевГеоргий Иванович
01/13.01.1877 — 29.10.1949
Мистик, духовный учитель, теософ. Странствовал по территории Ирака, Ирана, Египта, Сирии, Афганистана, Турции, где учился в духовных школах и монастырях.
В Тифлисе открыл Институт гармонического развития человека; его деятельность была возобновлена с 1922 г. в окрестностях Парижа. Разрабатывал систему самосовершенствования человека, называвшуюся им «хайда-йога», «эзотерическое христианство», «4-Й путь».
Основные работы: «All and everything» N.Y., 1950; «Views from the real world», 1973; «Вестник грядущего добра», СПб., 1993; «Беседы Вельзевула со своим внуком», Минск, 1999.
Гуссерль (Husserl) Эдмунд
08.04.1859 Просниц. Моравия — 27.04.1938 Фрейбург
Выдающийся немецкий философ, основоположник феноменологии. Изучал математику в Берлине и затем психологию у Брентано в Вене и у Карла Штумпфа в Галле. В 1887 г. становится приват-доцентом в Берлине. В 1900 г. назначается профессором философии в Геттинген, а затем в 1916 г. профессором во Фрейбург, где преподавал до 1929 г. и жил до конца своей жизни, страдая от ограничений, связанных с его еврейским происхождением. Одним из его студентов был Мартин Хайдеггер.
Гуссерль занимался обоснованием человеческого знания, называя это «архимедовой точкой». Он развил «чистую феноменологию» - процедуру, основывающуюся на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Рассматривая сознание как совокупность сущностей, Гуссерль понимает его как поток, как нерушимую целостность. Сознание выступает в виде потока переживаний, элементы которого - феномены. Поэтому учение о структуре потока переживаний называется феноменологией. Феномены как элементы потока сознания, потока переживаний представляют собой в свою очередь определенную целостность, которая обладает самостоятельной и сложной структурой. Понять феномен как целостность можно только посредством интуиции. Это можно достигнуть, если его не описывать извне, а «пережить», т. е. непосредственно войти в поток сознания. При этом происходит интуитивное, непосредственное, чисто умозрительное усмотрение сущности. Феноменологический метод состоит в том, чтобы слиться с потоком сознания непосредственным образом. Важным для феноменологии Гуссерля является понятие интенциональности, которое характеризует психические феномены. Это понятие было сформулировано Брентано, заимствовавшего его у средневековых схоластов. По мысли Гуссерля, сознание характеризуется направленностью на предмет. Главное в интенциональности - момент соотнесенности сознания к объекту. Интенциональность всегда
Классики Мировой Психологии
присутствует в акте сознания, переживания, независимо от того, «существует ли объект, выдуман ли он или абсурден».
Гуссерль рассматривает понятие интенциональности в различных аспектах. Он выделяет предметный аспект сознания, который называет ноэма (Noema). Этот предметный аспект сознания не равен самому предмету сознания. «Дерево моего сознания» не равнозначно самому дереву как реальному предмету. Восприятие отдельного предмета состоит из серии восприятий, которые соединяются в единство активной синтезирующей деятельностью самого сознания, которое и обеспечивает целостное восприятие предмета». В интенциональном анализе, кроме предметных аспектов, присутствует еще и сам акт сознания в той или иной форме, который называется ноэсис (Noesis) - как способ данности интенционального предмета сознания. Единство ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей деятельностью сознания, при которой целостность предмета обеспечивается целостностью сознания.
Последняя книга Гуссерля - «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», опубликована полностью только в 1956 г., хотя основа ее была заложена еще в 1935 г. Он считал, что современная наука находится в кризисе, так как оставляет в стороне вопросы о смысле и бессмысленности человеческого существования. Позитивизм, по мнению Гуссерля, привел к ошибочному ограничению идеи науки и самой философии, Большие надежды для преодоления кризиса он возлагал на «новую» философию, от которой будет зависеть состояние европейской духовности. Гуссерль ставит вопрос о связи философии и наук с фундаментальными сферами человеческого практического опыта. Он ввел понятие «жизненного мира», под которым понимал сферу известного всем, непосредственного, очевидного. Гуссерль считал его основой всякого объективного познания, своего рода горизонтом, предпосылкой всякой действительной и возможной практики. Философия Гуссерля явилась основой для развития гуманистической и экзистенциальной психологии.
д
Декарт (Descartes) Рене '
(латинизированное —Картезий;,
-w Cartesius)
щнн -j 31.03.1596 Лаэ.Турень. Франция
— 11.02.1650 Стокгольм
* Выдающийся французский философ, математик, физик, физиолог и психолог. С 1629 в Нидерландах Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения. Сформулировал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Декарта). В основе философии Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, -— Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, — непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. В учении о познании Декарт — родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях.
Основные сочинения. «Геометрия» (1637); «Рассуждение о методе...» (1637); «Начала философии» (1644). п. /мы,;;!, i ws
ifqi"1 ,йнь-
?tv «j с i is ; i i> ^ '•' •' lyfUttM
Классики Мировой Психологии
Классики Мирово^Психологии
Деннетт (Dennett) Даниель
Род. 28.03.1942 Бостон. США
Известный американский философ, занимающийся проблемой природы сознания. Получил философское образование в университетах Гарварда и Оксфорда (Англия). Возглавляет Центр Когнитивных исследований в Университете Тафта, в Медфорде, штаг Массачусетс. Хотя Деннетт получил классическое философское образование, он очень хорошо разбирается в проблемах искусственного интеллекта, нейробиологии, и когнитивной психологии. Его неортодоксальный подход, отражающий скептическое отношение к традиционным методам в философии, создали ему среди коллег славу радикала. В 1996 году Деннетт с другими учеными был привлечен к проекту Мае сачу сете ко го Технологического Института по созданию интеллектуального, и возможно даже обладающего сознанием, робота, названного Винтиком. Он автор множества книг по теории сознания.
Основные работы: «Content and Consciousness» (1969); Consciousness Explained (1991); «Darwin's Dangerous Idea»( 1995); «Kinds of Minds» (1996).
Де Ренци (De Renzi)Эннио
Род. в 1924. Кремона. Италия.
Выдающийся итальянский психолог, один из ведущих ней-ропсихологов мира. Окончил медицинский факультет университета Павии.(доктор медицины, 1950). Профессор Триестско-го, Миланского, Моденского университетов. Почетный профессор Эдинбургского университета. Президент Европейского общества мозга и поведения (1969-1971). Академик Европейской академии. Редактор журнала «Cortex». Занимался исследованиями ассиметрии мозга, пространственных и вербальных нарушений, апраксии, сенсорной депривации, топографической амнезии и окуломоторных нарушений. Его книга «Disoders of Space 94
Exploration and Cognition» (1982), посвященная перцептивным и визуально-моторным нарушениям, остается лучшей из всех написанных на эту тему в современной научной литературе
ДеркачАнатолий Алексеевич
Род. в 1944
Доктор психологических наук, профессор, действительный член АПСН, член- корреспондент РАС. Специалист в области создания имиджа политического лидера и профессиональной подготовки управленческих кадров. Автор более 200 научных работ. Основные работы: «Социально-психологические аспекты деятельности кадров»(1988); «Этнопсихология» (1992).
Дессуар (Dessoir) Макс
08.02.1867 Берлин - 19.08.1947 Кенигштейн Немецкий психолог. В 1897 -1934 годах - профессор в Берлине, в 1947 - во Франкфурте. Занимался исследованием и критикой парапсихологических явлений, пытался дать определение сущности эстетических переживаний и создать новую систему искусствоведения. В 1906 году основал «Журнал Эстетики и Общего Искусствознания».
Основные работы: «Das Doppel-Ich» (1890); «Geschichte der neueren deutschen Psychologie» (1894); «Aesthetik und allemeine Kunsr\vissenschaft»(1906); «Von Jenseits der Seele» (1923); «Von Dieseit der Seele» (1923); «Okktiltismus in Urkunden» (1925); «Buch der Erinerungen» (1946); «Das Ich, der Traum, der Tod»( 1947); «Psychologische Briefe» (1948).
Классики Мировой Психологии
Джексон (Jackson)
Дональд де Авила
02.01.1920 Окленд. Калифорния - 1968 Пало Альто
Американский психиатр и психоаналитик. Психоаналитическое образование получил у Фриды Фромм-Рейхманн, большое влияние на него оказал Г.С. Салливен. В начале своей деятельности занимался проблемами психосоматической медицины. В 1959 г. организовал в Институте ментальных исследований г. Пало Альто, Калифорния, группу по изучению проблем семьи, в которую входили Дж. Викланд, Дж. Хейли, позже В. Сатир. Предложил теорию гомеостаза семьи (1956), в соответствии с которой семейные отношения понимаются как находящиеся в динамическом равновесии (в семье с психическими больными такое равновесие достигается благодаря психотическим симптомам). Совместно с Г. Бейтсоном выдвинул гипотезу «двойной связи» (double bind) о роли несовпадения вербальных требований и эмоционального контекста в этиологии шизофрении. Рассматривал взаимоотношения психотерапевта и пациента как борьбу за власть.
Джеймс (James) Уильям
11.01.1842 Нью-Йорк - 16.08.1910Чокоруа. Нью-Хэмпшир
Выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете и в Германии. Профессор философа (1885—1889) и психологии (1889—1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мгонстербергом) nef вую в США лабораторию прикладной психологии (Гарварде кий университет, 1892). Первоначально психологические взгля ды Джеймса развивались в русле «психологии сознания» В. 96
Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе («Принципы психологии», 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные «группы чувственных элементов», составляющих затем его «реальный мир». Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его «функциональной» ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека. Развитая в одной из глав «Психологии», теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «самосознания». Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности. Джеймс включает в личность, наряду с «чистым Я», также «эмпирическое Я», которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может считает своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе, потеря доброго имени переживается как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания поднимавшиеся Джеймсом проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выд-
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
винутая им в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джеймса посвящен научно-психологическому анализу религии.
Сочинения: «Научные основы психологии», СПб., 1902; «Прагматизм», Изд. 2-е. СПб., 19)0; «Многообразие религиозного опыта», М., 1910; «Существует ли сознание?»-В кн.: «Новые идеи в философии», вып. 4., СПб., 1913.
Джонс (Jones) Эрнст
1879 Гоуертон. Гламорганшир. Уэльс- 1958 Лондон
Известный британский психоаналитик. После получения медицинской степени (1903), Джонс работал в Королевском Медицинском Колледже в Лондоне (1904). Его интерес постепенно переместился от терапии к неврологии, психиатрии, и, в конечном счете, психоанализу. Вместе с Карлом Юнгом организовал первый Психоаналитический конгресс в Зальцбурге (1908), где он познакомился с Фрейдом. В этом же году он уехал в Канаду, где в течение четырех лет работал в Торонтском Центральном Госпитале и экспериментировал с психоаналитическими методами. Джонс применял психоаналитические принципы к антропологии, фольклору, искусству, и литературе. В своем известном эссе (1910) он интерпретировал характер Гамлета в терминах Эдипова комплекса. Позже эта работа была расширена, дополнена и издана в виде книги «Hamlet and Oedipus» (1949). Джонс сыграл большую роль в создании Американской Психоаналитической Ассоциации (1911). После своего возвращения в Лондон в 1913 году он основал институт и клинику также как и Международный Журнал Психоанализа, который он редактировал до 1939. В значительной степени благодаря его усилиям, Британская Медицинская Ассоциация признала психоанализ в 1929. Когда Гитлер пришел к власти, Джонс помог многим немецким аналитикам эммигрировать в Англию и другие страны, Джонс сыграл решающую роль в предоставлении возможности уехать в Лондон больному Фрейду и его семье. Он автор более 300 статей, монографий по символизму, форми-98
рованию характера и обсессивному неврозу. Мировую известность получила его книга: «The Life and Works of Sigmund Freud» 1-3 vol. (1953-57).
Донцов Александр Иванович
Род. в 1949
Доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Занимается проблемами социальных конфликтов. Имеет более 90 научных работ.
Основные работы: « Проблемы групповой сплоченности» (1984); «Концепции социальных представлений в современной французской психологии» (в созвт., 1987).