Федорова Галина Григорьевна.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.

Методическое пособие

по подготовке к ЕГЭ.

Экономическая сфера

Жизни общества.

Федорова Галина Григорьевна.

Учитель истории и обществознания.

Предисловие

Тесты представляют собой совокупность заданий, позволяющих определить уровень знаний и умений учащихся по предметному курсу.

Тестирование обладает определенными преимущест­вами по сравнению с традиционной системой оценки уровня исторической подготовки учащихся:

· объективностью оценки подготовленности учени­ков (выполнение тестовых заданий не зависит от симпатий и антипатий преподавателя, а учащиеся не имеют возможности пользоваться шпаргалками);

· быстротой контроля знаний учеников (одновре­менно могут проходить тестирование все учащиеся);

· широким охватом учебного материала (тестирова­ние позволяет включать не только вопросы по всем пройденным темам курса, но и многие факты, которые при обычной проверке ускользают от внимания обучаю­щихся);

· возможностью использования тестовых заданий на всех этапах обучения и на уровне различных форм ор­ганизации познавательной деятельности учащихся: ин­дивидуальной, групповой, фронтальной;

· эффективностью использования учебного времени (выполнение тестовых заданий не предполагает подроб­ные записи);

· возможностью существенно снизить напряжен­ность между преподавателем и учащимися, которая мо­жет возникать при традиционной форме опроса.

Предлагаемый материал подготовлен к курсу «Основы экономической теории» и отражает базовую часть содержания экономической сферы жизни общества. Системное проведение тестирования будет способствовать подготовке учащихся 10 – 11 классов к итоговой аттестации по обществознанию в формате ЕГЭ, поскольку все представленные задания по своей форме адекватны контрольно-измерительным материалам ЕГЭ. Задания сгруппированы в строгом соответствии с его порядковыми номерами в КИМах. Такая структура ориентирована на возможность самостоятельного выбора учащимися заданий по степени сложности и способствует дифференцированной подготовке к аттестации.

Между тем следует отметить, что тестирование по ис­тории нельзя абсолютизировать, ибо наряду с указанны­ми выше позитивными сторонами, оно обладает также отрицательными чертами, которые связаны с определен­ным формализмом, когда бывает трудно сформулиро­вать задания, требующие от учеников размышления. Отсутствие непосредственного контакта между учите­лем и учащимися усиливает технократизм в обуче­нии, невостребованность коммуникативных умений школьников, их способность связно излагать свои мысли, логически рассуждать. Поэтому, определяя роль и место тестирования по предметам гуманитарного цикла в образовательном про­цессе, учитель должен рассматривать его как один из механизмов, направленных на повышение качества образования учащихся.

Для решения этой задачи приводится раздел С 9, который можно использовать для устных заданий. Это позволяет учащимся развивать речевые, дебатные навыки, находить и приводить необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя эти задания, учащиеся используют знания, полученные в курсе экономики и обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Сборник может пригодиться и для выполнения учащимися домашних заданий.

Основные понятия.

I. Экономика(от греч. oikos – дом, хозяйство и nomos – правило, закон) – это

- хозяйство конкретной страны, включающее определённые отрасли и

виды производства

- правила ведения хозяйства

- наука о законах развития хозяйства и способах его рационального (от лат. Ratio – разум; rationis – мера, расчёт) ведения.

Основная проблема экономики

– поиск путей оптимального (лучшего из возможных) использования

ограниченных ресурсов.

Ресурсы(от фр. Ressourse – вспомогательное средство)– это

совокупность природных, социальных и интеллектуальных сил, для

создания материальных благ.

Бывают: 1) природные (земля, её недра, леса и др.)

2) материальные (все созданные человеком)

3) трудовые (население в трудоспособном возрасте)

4) финансовые (денежные средства)

Типы экономических систем

- традиционная: 1) с натуральной формой хозяйствования;

2) продукты с/х, рыболовства, охоты;

3) малое количество продуктов и услуг;

4) производство определяется обычаями и традициями;

5) низкий уровень жизни населения.

- централизованная: (командная, плановая):

1) жёсткая регламентация экономической деятельности;

2) производство определяется государственными планами;

3) плановое распределение товаров и услуг.

- рыночная: 1) производство, распределение и потребление решаются на

основе выбора;

2) конкуренция;

3) достаточно высокий уровень потребления товаров и услуг.

- смешанная экономика: (в реальной экономической действительности ни

чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует)

1) распределение ограниченных ресурсов осуществляется как

рынками, так и при значительном участии государства.

2) взаимодействуют конкурентно-рыночные стимулы и

государственное регулирование).

III. Потребность –

нужда личности или общества в чём-либо необходимом.

Потребности человека безграничны, их рост развивает производство.

Бывают: 1) материальные (удовлетворение товарами и услугами);

2) социальные (участие в различных формах общественной

деятельности);

3) духовные (занятие наукой, искусством, образованием и т.д.).

IV. Собственность(от слов «собь» - пожитки, имущество и «собность» -

обладание вещью или кем – либо как личным достоянием) – это

отношение лица к принадлежащей ему вещи как своей.

1) право владения (иметь);

2) право пользования (получать от вещи доход);

3) право распоряжения (определять «юридическую судьбу» вещи: продать, подарить и т.д.).

Формы собственности

-общая (первобытнообщинная, семейная государственная,

коллективная)

- частная (трудовая, нетрудовая)

- смешанная (акционерные или кооперативные предприятия,

совместные предприятия).

Формы собственности в РФ

- частная (граждан и юридических лиц)

- государственная (федеральная)

- муниципальная (городских и сельских поселений)

- иные формы (кооперативная, акционерная и т.д.).

Способы прекращения и приобретения права собственности

1) национализация (от лат – народ,) - из частной в государственную

2) приватизация (от лат. частный, ) - из государственной в частную.

V. Производство –

процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения

личных и общественных потребностей.

Производство включает в себя:

1) производительные силы (рабочая сила и средства производства:

предмет и средства труда)

2) производственные отношения (организационные и социальные:

отношение собственности)

Бывает:

1) экстенсивное ( за счет количества);

2) интенсивное (за счет освоения новой техники).

Факторы производства(от лат. Factor – делающий, производящий)

- основные ресурсы, используемые в процессе производства. (земля, труд,

капитал, информация, предпринимательские способности).

VI. Потребитель –

тот, кто приобретает товары, заказывает работы и услуги.

Производитель –

тот, кто создаёт товары и услуги

Производители:

1) индивидуальное производство

2) фирмы – торговые или промышленные предприятия (товарищество, акционерное общество, кооператив)

3) государство.

4)

VII. Рынок –это

экономические отношения, связанные с куплей – продажей товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложения и цены.

Предложение –это

желание и возможность производителя продать конкретный товар или услугу.

Величина предложения – это

количество товара, который продавцы готовы продать по той или иной цене в данное время, в данном месте.

Зависимостьвеличины предложения от цены прямая

(растёт цена, растёт величина или падает цена – падает величина.

Спрос –это

желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар или услугу.

Величина спроса –это

количество товаров, которое люди хотят и могут купить по данной цене в данное время, в данном месте.

Зависимостьвеличины спроса от цены в обратном порядке

(повышается цена – понижается величина спроса;

снижается цена - возрастает величина спроса).

Типы рынков:

1) легальный (законный); нелегальный (теневой)

2) потребительский (товары и услуги)

3) рабочей силы; средств производства

4) инвестиций (вложения, финансы и т.д.).

Функции рынка:

1) соединяет производителей и потребителей.

2) информирует о качестве и ассортименте товаров и услуг.

3) устанавливает равновесную цену на товары и услуги.

4) стимулирует производство

5) «освобождает» экономику от неэффективной хозяйственной деятельности (банкротство, разорение и т.д.).

VIII. Безработица –это

социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу.

Причиныбезработицы:

1) внедрение новых технологий;

2) экономический спад;

3) сезонные изменения;

4) рост численности населения в трудоспособном возрасте;

5) политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда

(увеличивается МРОТ – увеличиваются издержки производства –

снижает спрос на рабочую силу).

Виды безработицы

- Фрикционная: незанятость, возникающая из-за того, что работнику,

уволенному со своего предприятия или покинувшему его по

своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти

новое рабочее место.

- Структурная: невозможность трудоустройства из-за различий в структуре

спроса (одни отрасли экономики исчезают и появляются новые) и

предложения рабочей силы разной квалификации.

- Циклическая: характерна для экономического кризиса, возникает в результате

спада производства.

-Застойная: длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами

временной, случайной работы; обусловлена избытком рабочей

силы, охватывает наиболее профессионально неподготовленных

работников.

- Сезонная: возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в

зависимости от времени года (сельское и лесное хозяйство,

рыболовство и охотничье хозяйство, строительство и др.)

- Скрытая: работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную

рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства.

IX. Налоги. Налог – это

определённая сумма денег, которую необходимо уплатить государству.

Со всех основных доходов в Российской Федерации установлена единая

ставка – 13%.

Виды:

1. - прямые налоги – налоги, взимаемые непосредственно с какого либо дохода

или имущества в установленном размере

а) налог на прибыль

б) подоходный налог

в) поимущественный налог

- косвенные налоги(по отношению к доходу) –

налоги на продажи товаров и услуг в виде надбавок к их цене

а) налог с продаж

б) таможенная пошлина.

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги.

X. Денежная политика. Деньги –это

– товар, используемый в качестве мерила стоимости всех других товаров и услуг.

Функции денег:

1) мера стоимости

2) средство обращения (обмена)

3) средство накопления (сбережения)

4) средство платежа

5) мировые деньги.

ЧАСТЬ А.

А21. Работники этого предприятия участвуют через своих представителей в управлении делами и распределении доходов предприятия. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это предприятие акционерной формы собственности?

1) предприятие выплачивает налог на прибыль

2) объемы производства зависят от величины спроса

3) предприятие вправе выпускать ценные бумаги

4) предприятие использует труд наемных работников

А27. Выделение денежных средств из государственного бюджета на поддержку фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу характеризует экономическую деятельность государства в сфере

1)обмена 2)потребления

3)распределения 4)производства

А53. Конкуренция

1) приводит к повышению цен

2) способствует увеличению разнообразия товаров и услуг

3) способствует понижению качества товаров и услуг

4) заставляет производителей увеличивать затраты на произ­водство товаров и услуг

А54. Какую функцию выполняют деньги, если вы купили музы­кальный центр?

1) средство обращения

2) мера стоимости

3) средство платежа

4) средство накопления

Федорова Галина Григорьевна. - student2.ru Федорова Галина Григорьевна. - student2.ru Федорова Галина Григорьевна. - student2.ru Федорова Галина Григорьевна. - student2.ru Федорова Галина Григорьевна. - student2.ru Федорова Галина Григорьевна. - student2.ru А55. К роли государства в рыночной экономике относится

1) производство электроэнергии

2) защита лесов от пожаров

3) железнодорожные перевозки

4) обеспечение мобильной связи

А56.Человек, который болен гриппом и временно не работает, от­носится к категории

1) не включаемых в общую численность рабочей силы

2) занятых

3) структурных безработных

4) циклических безработных

А68. Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о доле населения с минимальными доходами в последнее десятилетие XX века в России. Какие изменения в социально-экономическом развитии страны отражают эти данные?

1990 г. — 6% 2000 г. — 30%

Общая численность населения Беднейшая часть населения

1) отставание роста заработной платы от роста цен

2) расширение государственной социальной поддержки населения

3) рост неравенства в распределении доходов

4) снижение покупательной способности

Верны ли следующие суждения

ЧАСТЬ В

В 1 (а). Какое слово пропущено в таблице?

Функции рынка Характеристика
Информационная Рынок предоставляет информацию о ценах, дефицитах и избытке товара  
Регулирующая С помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу того или иного товара
  Рынок связывает воедино производителей и потребителей  

В 1 (б). Запишите пропущенное слово

Типы обществ – это : аграрное (традиционное), ________________., информационное

В1(в). Запишите пропущенное слово

Подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество - это………налоги.

В 1(г). Запишите пропущенное слово

Главные вопросы экономики:

Что производить. ………………….. Для кого производить.

В 2 (а). Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «производитель».

Фирма, предпринимательство, предложение, инвестиции, специализация, инфляция, конкуренция.

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

В 2 (б). Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «рыночная экономика»

Закон спроса, конкуренция, общинная земля, фирма, прибыль, банк, биржа.

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

В 2 (в). Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, от­носятся к понятию «потребитель».

Спрос, расход, цена, прибыль, ассортимент, реклама, страховой по­лис.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относя­щийся к другому понятию.

В 2(г). Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «собственность».

Национализация, аренда, квалификация, имущество, дивиденд, ценные бумаги, владение.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

В 3(а). Определите, к какому типу безработицы относятся приведен­ные ниже субъекты: к каждой позиции первого столбца подбе­рите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СУБЪЕКТЫ ТИП БЕЗРАБОТИЦЫ

A) лаборант, уволившийся из-за
аллергии на химические реагенты 1) фрикционная

Б) инженер, уволившийся по 2) структурная

собственному желанию 3)циклическая

B) медсестра, уволившаяся
из-за переезда в другой город

Г) машинистка, уволенная в связи с отсутствием

заказов при широком внедрении персональных

компьютеров

Д) экономист, уволившийся из-за ссоры

с начальником

А Б В Г Д
         

В 3(б). Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

СИСТЕМ

А) конкуренция производителей 1) рыночная

Б) централизованное распределение 2) командная

В) директивное ценообразование

Г) свобода предпринимательства

Д) координация спроса и предложения

Запишите в таблицу выбранные цифры

А Б В Г Д
         

В 3(в). Установите соответствие между примерами и правами потребителя: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

А) гражданка не нашла на упаковке масла 1) право на информацию о товаре

сведений о производителе товара

Б) гражданин приобрёл брюки, надел их 2) право на качественный товар

один раз, а затем обнаружил,

что несколько швов на брюках разошлись

В) гражданка начала использовать 3) право на безопасность товара

приобретённый фен, но аппарат

сгорел у неё в руках, причинив ожоги

Г) гражданин обнаружил, что приобретённый

им продукт представляет собой не растворимый

кофе, как написано на этикетке,

а кофейный напиток

Д) тушь для ресниц, приобретённая гражданкой,

вызвала у неё сильную аллергию; экспертиза

становила, что болезнь связана с использованием

производителем некоторых запрещённых веществ

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д
         

В 3(г). Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ИСТЕМ

А) основа экономики страны Z – сельское хозяйство , земля принадлежит

родовым общинам и ими обрабатывается 1) командная

Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы 2) традиционная

производства и устанавливает цены товаров и услуг

В) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные 3) рыночная

условия производства и продажи товаров

Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей

есть широчайший выбор товаров и услуг

Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G

является государство, частное предпринимательство находится под запретом.

Запишите в таблицу выбранные цифры

А Б В Г Д
         

В 3(д). Установите соответствие между видами рынков и объектами спроса и предложения на этих рынках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЪЕКТЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВИДЫ РЫНКОВ

A) бытовая техника 1) рынок труда

Б) иностранная валюта 2) рынок капиталов

B) услуги адвоката 3) рынок товаров
Г) муниципальные облигации

Д) страхование жизни

Запишите в таблицу выбранные цифры

А Б В Г Д
         

В 3(е). Установите соответствие между факторами производства и их при мерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите со ответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

A) токарный станок Б) каменный уголь

B) наладчик оборудования

Г) офис фирмы

Д) менеджер

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

1) земля 2) труд 3) капитал

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся по­следовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
         

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

В 6

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения про­пусков

В данных ниже таблицах указаны номера пропусков. Запиши­те под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

В 6(а). «Заботы профессиональных союзов непосредственно связа­ны с____________ (1) той работы, которой занимаются их члены. И все же у всех профессиональных объединений есть общие за­дачи.

Важнейшими из них являются улучшение ____________ (2) и обеспечение его безопасности. Все профсоюзы стараются до­биться улучшения санитарно-гигиенических условий труда. За­ботит их и предоставление______________________________ (3) подросткам и женщи­нам (особенно беременным или имеющим малолетних детей).
Постоянная забота профсоюзов — снижение_____ _______________(4) ра­ботников на производстве или получение ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты ________ (5) и нормы, регулирую­щие условия труда и обеспечивающие снижение производствен­ного травматизма.

Но в мире экономики все имеет свою цену. Такая деятель­ность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда для________________ (6).»

А) условия труда, Б) профессиональность, В) риск гибели, Г) заработная плата, Д) особенности, Е) фирмы-покупатели, Ж) страхование,

З) специальные законы, И) льготы,

           

В 6(б).«Безработица представляет собой _________(1) явление, кото­рое наступает в случае превышения (2) трудовых услуг над спросом и проявляется в том, что часть трудоспособных граж­дан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современной безработицы существенное влияние оказывают уровень________(3), освоение новых территорий, появление новых ви­дов деятельности, усиление внешнеэкономической конкуренции.___________(4) не означает абсолютного отсутствия безрабо­тицы. Ей соответствует (5) безработицы, который связан с поиском наиболее подходящих рабочих мест, обучени­ем новым специальностям, _________(6)изменениями спроса и др. Естественная безработица не является постоянной величи­ной. Она зависит от уровня развития экономики страны. Государство должно следить, чтобы фактический уровень безработи­цы не превышал естественный».

A) сезонный Б) социально-экономический B) общество

Г) научно-технический прогресс Д) спрос Е) предложение

Ж) естественный уровень 3) полная занятость И) производственный

 
           

В 6(в).«В русском языке термин (1) имеет два значения. Во-первых,

так называется способ организации деятельности людей,
направленной на создание благ, необходимых им для потребления.
Синонимом этого значения рассматриваемого термина является по­нятие (2). Во вторых, этим термином обознача­ют______ (3), которая исследует, как люди используют имею­щиеся ограниченные (4) для удовлетворения своих неограниченных (5). В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и______ (6). Они взаимо­действуют между собой через рынки факторов производства и потре­бительских товаров. Но все же главное из действующих лиц этой сферы жизни общества (7). Именно ради удовлетво­рения его нужд должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране».

А) государство Б) возможность В) экономика Г) человек Д) ресурсы Е) сфера Ж) потребность 3) хозяйство И) производители К) наука

       

ЧАСТЬ С

Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют со­бой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обме­на на срок, включающие получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способ­ности для будущего употребления. Деньги являются также еди­ницей измерения, позволяющей проводить расчеты будущих до­ходов и издержек.

Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики — то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слу­шателя — общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предска­зуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение об­мена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополни­тельным риском. При нестабильной ценности денег обмен ста­новится затруднительным, а выигрыш от специализации, круп­номасштабного производства и общественной кооперации — снижается.

Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Цен­ность денег, так же как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растет быстро и непредсказуемо относительно предложения то­варов и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одал­живает их у центрального банка.

Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные неф­тяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки — не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины — быстрого роста денежной мас­сы. <...>

Инфляция разрушает экономику страны. <...> Но, наверное, самое разрушительное последствие инфляции — это подрыв ве­ры граждан в свое правительство.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

С1. Почему, по мнению авторов, нестабильность денег вред­на для экономики? Какая причина нестабильности денег назва­на в тексте?

С2. Какие три функции денег отмечены авторами? Приведи­те соответствующие фрагменты текста.

СЗ. Авторы полагают, что инфляция разрушает экономику страны. Используя содержание текста, обществоведческие зна­ния и факты общественной жизни, приведите три пояснения

этого тезиса.

С4. В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции — это подрыв веры граждан в свое пра­вительство». Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.

С 5.

С5 (а). Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о рынке труда.

С5 (б). Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

С 6.

С6 (а).С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

С6 (б). С помощью трёх примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

С6 (в). Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.

С6 (г).Назовите любые три фактора, влияющих на формирование спроса, и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.

С6 (д).Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

С6 (е).Назовите любые три особенности хозяйственного товарищества на вере (коммандитного товарищества) как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.

С6 (ж).Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

С7.

С7 (а). Определите, предприятие какой организационно-правовой фор­мы иллюстрирует следующий пример, и приведите два аргу­мента, подтверждающие ваш ответ.

Руководитель предприятия, находящегося в тяжелом финансово положении, самостоятельно принимает решение о сокращении числа работников, снижении заработной платы и направлении больше части прибыли предприятия на рекламу продукции.

С7 (б). В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая до­полнительная информация позволит установить тип экономи­ческой системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для по­лучения необходимой дополнительной информации.

С7 (в). В структуре распределения земель в России по типам собственников в 2001 г. доля индивидуальных участков граждан составляла 6%, земли фермеров :— 8%, а земли бывших колхозов и совхозов — 86%. Семьям россиян на своих крохотных участках удается произ­водить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране. Можно ли на основе этих данных сделать выводы: 1) о неэффективном распределении земель в стране, 2) о неэффективном использовании земель. Аргументируйте свои выводы.

Федорова Галина Григорьевна. - student2.ru

С8.

С8 (а). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль государства в рыночной экономике».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать тему.

С8 (б).Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Фирма в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

С8 (в). Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для её решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства – освоение всё новых земель. Это ведёт к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

С 9. Экономика.

· «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают» (Ф. Хайек).

· «Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека» (Д. Отри).

· «Сбережения составляют самый богатый доход» (И. Стобей).

· «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс).

· «Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс).

· «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить своё богатство» (А. Маршалл).

· «Экономика, в которой не бывает банкротств, наверняка обанкротится» (М. Звонарёв).

· Инфляция – единственная форма наказания без законного основания2 (М. Фридман).

Экономика. Тест.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании:

1. Государственного стандарта общего образования;

2. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утв. 09.03.2004 г.

3. Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2008г..

4. Примерной программы основного общего образования по экономике МО РФ 2008г..

Методы и формы обучения.

Курс проводиться в форме:

· практических занятий;

· экскурсии на фирму «Самсон».

Занятия проводятся с использованием следующих методов: лекций, практических работ, интерактивных игр, беседы.

Результаты изучения курса направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Здоровье сберегающие технологии - это активные формы организации учебной деятельности на уроках по индивидуальному курсу «Экономическая сфера жизни общества»: работа в малых группах, использование игровых методов.

Предполагаемые результаты:

· иметь представление о предмете экономическая наука;

· о функциях и видах рынка;

· о субъектах рыночной экономики;

· организационно – правовых форм фирм;

· выполнять задания по экономической сфере жизни общества формата ЕГЭ по

обществознанию.

Наши рекомендации