Основные направления отечественной психологии
Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX – начале XX века. Прежде всего, отметим естественнонаучное направление, имеющее давние, идущие от М.В. Ломоносова, традиции, воплотившиеся в работах В.М. Бехтерева, создателя направления, называемого «рефлексология».
В.М. Бехтерев создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885г.) и Психоневрологический институт (1908), в котором осуществлялись комплексные исследования человека (в дальнейшем традиции комплексного подхода были развиты замечательным отечественным психологом Б.Г. Ананьевым).
Бехтерев Владимир Михайлович (1857–1927)– российский невролог, психиатр, психолог,физиолог и морфолог. Исследовал лечебное применение гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Ему принадлежат работы по анатомии, физиологии и патологии нервной системы, социальной психологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института и Института по изучению мозга и психической деятельности. |
Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. В отечественной науке такой подход связан с именем И.М. Сеченова. В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания»; вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов; получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную». Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И.П. Павлова (1849 – 1936), оказавшей серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию.
Сеченов Иван Михайлович (1829 – 1905) – русский физиолог, психолог, основоположник русской физиологической школы. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Исследовал дыхательную функцию крови. Открыл явления центрального торможения. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. |
Бихевиористских принципов придерживался в тот период выдающийся психолог и педагог П.П. Блонский (1884 – 1941) также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности социального поведения).
Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30 гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896 – 1934). Несмотря на то, что ряд ее положений подвергался и подвергается критике, в том числе со стороны последователей Л. С. Выготского, основные его идеи продуктивно разрабатываются и сейчас, причем идеи эти воплощены ныне не только в психологии, но и в педагогике, дефектологии, языкознании, культурологии, искусствознании.
Л.С. Выготский стремился разрешить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику психического мира человека и определить механизмы его формирования.
Важным моментом в концепции Л. С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой» развитие? Л. С. Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Л. С. Выготский показал, что существует расхождение в уровнях трудности задач, которые может решить ребенок самостоятельно, и задач, которые он может решить под руководством взрослого. Общение ребенка со взрослым не формальный момент в концепции Л. С. Выготского; более того, путь через другого в развитии оказывается центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка; она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития
Выготский Лев Семенович (1896 – 1934) – советский психолог, разработал культурно-историческую теорию. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии. Основал Институт дефектологии. |
Из учеников и последователей Л.С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев, с именем которого связано развитие «теории деятельности». В целом А.Н. Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Л.С. Выготским – проблеме деятельности. Если Л.С. Выготскому психология представлялась наукой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то А.Н. Леонтьев ориентировал психологию на изучение психического отражения реальности в процессе деятельности.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903 –1979) – выдающийся отечественный психолог. Разрабатывал культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память). Работы посвящены проблемам развития психики, инженерной психологии, психологии восприятия, мышления и др. |
Общий принцип, которым руководствовался А.Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. В этой формулировке намечено направление поиска ответов на важнейшие теоретические вопросы психологии: как возникает психическое, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.
Сложившиеся в результате интериоризации внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, являются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т.п. Этот процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация». Принцип «интериоризации – экстериоризации» – один из важнейших в теории деятельности.
Научная школа, у истоков которой стоял Л. С. Выготский, одна из ведущих в психологии. Помимо А. Н. Леонтьева, к ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии: А. Р. Лурия (1902 – 1977), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основавший науку «нейропсихология»; Д. Б. Эльконин (1904 – 1984), крупнейший специалист в области детской психологии; А. В. Запорожец (1905 – 1981), исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Л. И. Божович (1908 – 1981), основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка; П. И. Зинченко (1903 – 1969), исследовавший память с позиций деятельностного подхода; П. Я. Гальперин, создатель теории поэтапного формирования умственных действий. С работами этой школы непосредственно связаны исследования ряда крупных современных ученых – В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, В. С. Мухиной, А. В. Петровского и др.
Деятельностный подход разрабатывался основателем другой психологической школы – Сергеем Леонидовичем Рубинштейном, и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг. при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности». Любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей С.Л. Рубинштейна. «...Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого» [30]. Если для школы Л.С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории С.Л. Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие.
Рубинштейн Сергей Леонидович(1889 – 1960) – психолог, философ. Основоположник деятельностного подхода в философии, психологии, педагогике. Автор оригинальной онтологии и философской антропологии, с позиций которых он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического. |
Через принцип деятельности С.Л. Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир, и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывно связаны.
Отличие вподходах к рассмотрению деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева: дляА.Н. Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, а С.Л. Рубинштейн не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности. В отношении структуры деятельности обоими выдающимися психологами были разработаны во многом сходные позиции: С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции.
Психология, понятая с позиции С.Л. Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс (в соотношении с его продуктами), участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.
Крупнейшие последователи С.Л. Рубинштейна – К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский.
Школы Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна – далеко не единственные крупные школы в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетны.
Важным направлением в советской психологии явилась «теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950). Д.Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Д.Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Д.Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее
готовность субъекта к восприятию будущих событий, к действиям в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.
Концепция Д.Н. Узнадзе в теоретическом плане была противопоставлена так называемому «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в бихевиоризме – внешние раздражители непосредственно определяют поведение.
Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является «теория отношений» Виктора Николаевича Мясищева, представляющая особый подход в рамках марксистской методологии к проблемам личности.
В. Н. Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
Владимир Николаевич Мясищев (1894 – 1973) – видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт. Увлекался изобразительным искусством, литературой, музыкой, что способствовало формированию у него интереса к человеку, его мыслям, чувствам, душевным переживаниям. Разрабатывал научные проблемы психологии, медицинской психологии, психиатрии и психотерапии. |
Основные стороны психической жизни, по В.Н. Мясищеву – психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге.
Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В.Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений.
Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева.
Ананьев Борис Герасимович (1907 –1972) –создатель теории антропологической психологии, организатор журнала «Вопросы психологии». По его инициативе и при активном участии в Ленинграде были открыты НИИ педагогики АПН РСФСР, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований, отделение и факультет Психологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ). |
Б.Г. Ананьев развивал некоторые важные положения В.A. Бехтерева, инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и других наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человека, как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; анализ проблем человечества.
Главная работа Б.Г. Ананьева носит название «Человек как предмет познания».