Стихийные группы и массовое движение.

Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий (дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека). Может возникнуть и агрессивное поведение участников. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

Масса описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она более организованна,. Поэтому и действия масс более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, но элемент стихийности выражен здесь слабее, чем в толпе. Это может быть кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения (на стадионе, в большом зрительном зале и т.д.). Это может быть и в более замкнутых помещениях (так в лекционных помещениях публику часто именуют аудиторией).

К способам воздействия, реализуемых в стихийных группах, относят такие традиционные как: заражение, внушение, подражание.

Заражение можно определит как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. [2, 2001.C.175]. .

Внушение – это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют часто как сообщение, убеждение и внушение. Внушение связано не с критическим восприятием. Человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. В психологии явление внушения («суггестия») изучено с некоторыми конкретными формами обучения. Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор, ачеловек, которому внушают – суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией.

Подражание представляет собой способ воздействия людей друг на друга, имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения. Специфика подражания состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

2.3.4. Массовые явления в больших диффузных группах.

Диффузные (рассеянный, рапределенный) группы имеют следующие социально–психологические признаки: - «размытые», т.е. нечетко очерченные границы;ее составляет неопределенная совокупность людей;

- слабая взаимосвязь и лишь эпизодическое взаимодействие; - для диффузной группы характерны локальные связи(между членами семей, близкими родственниками, соседями или сослуживцами по работе), Большая диффузная группа –это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.

а также опосредованные связи через интересующие информационные источники, отдельных представителей интересуемого социального объекта или через причастность к его действиям; и др.

Большими диффузными группами являются, к примеру, жители того или иного населенного пункта или его части, постоянные зрители каких-то телепередач («Поле чудес» и т.п.), постоянные читатели периодических изданий (газет, журналов и т.п.), спортивные болельщики конкретной команды и т.д.

Психология слухов.Слухи распространяются как в больших диффузных группах, возникают обязательно в толпах и в других больших социальных группах, включая общество в целом.

Слухи распространяются как в больших диффузных группах, возникают обязательно в толпах и в других больших социальных группах, включая общество в целом. Слухи –это форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально - психологической нестабильности.

Профилактика слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению, для этого необходимо:

- добиваться высокой степени информированности больших диффузных групп о наиболее важных для них событиях: информация должна быть доступной для понимания и непротиворечивой, что позволит снимать неопределенность;

- целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов или событий (явлений), вокруг которых прогнозируется возникновение слухов;

- когда слухи уже возникли, выяснить их действительные причины и только после этого проводить разъяснительную работу; выявлять распространителей слухов и нейтрализовать их влияние на группу.

Психология паники. Паника возникает не во всяком скоплении людей. Наиболее важными факторами ее возникновения являются следующие:

· Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжительного периода переживания негативных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками)

· Наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов, например подогревающих предстоящую опасность или степень ее негативных последствий.

· Принципиальными оказываются личностные качества людей и наличие людей предрасположенных к панике (паникеров). Известно, что иногда достаточно и 1% паникующих, чтобы паникой была охвачена вся многочисленная группа людей. Паника –это стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

Низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом влиял не столько статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий. Женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике. Существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость. Эти качества личности предрасполагают к возникновению панических состояний.

Контрольные вопросы

1. Какие группы следует рассматривать в качестве «больших»?

2. Какова структурапсихологии больших групп?

3. Какими методами можно пользоваться при изучении больших групп?

4. Дайте характеристику уровням развития больших групп.

5. Какие признаки характеризуют толпу?

6. Чем наиболее принципиально различается поведение человека в толпе и вне толпы?

7. Какие признаки характеризуют массу?

8. Какие признаки характеризуют публику7

9. Что понимается под большой диффузной группой?

10. В чем состоят основные функции слухов?

Литература

1. Агафонов А.В. Психология. Тексты лекций для студентов специальности 031600. - М.: МГТУ ГА, 2011. с. 140.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – с. 151-171.

3.Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2005. -с. 512-524. :ил.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер. 2002. – с.469 - 582. ил.- (Серия «Учебник нового века»).

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер. 2002. – с.469 - 582. ил.- (Серия «Учебник нового века»).

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с.237-243.

Наши рекомендации