Стихийные группы и массовые движения

Стихийные группы –это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма разными интересами, но тем не менее собравшимися вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д.

Фактором формирования стихийных групп является общественное мнение.

Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание.

Выразителем массового сознания и является общественное мнение.

Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств, строится по принципу похожести «моих» взглядов и взглядов других людей.

Разновидности стихийных групп:

  1. Толпа
  2. Масса
  3. Публика

Толпа –это «человеческая совокупность, обладающая психической общностью» (Лебон Г., «Психология народов и масс»)

Г.Лебон давал весьма негативные характеристики толпе: если индивид сознателен, то толпа неосознанна, иррациональна, консервативна, нетерпима, нуждается в поддержке вождя («социальное животное, сорвавшееся с цепи»)

Для толпы характерны специфические формы коммуникации, она базируется на соединении разных источников информации: общественного мнения, сведений из СМИ, слухов.

Роль слухов в толпе особенно велика: слухи придают значение событиям, которые людям непонятны, и тем самым «готовят» людей к действиям.

Масса описывается как более стабильное образование; она объединяет людей, не обязательно находящихся в физической близости, и вместе с тем может оказаться в значительно большей степени организованной.

Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга.

В массе более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии.

В действиях массы более продуманы конечные цели.

Публика представляет собой стихийную группу, где элемент стихийности выражен слабее, чем в толпе.

Примеры: «театральная публика», «читающая публика».

Публика может быть представлена как собрание людей для совместного времяпровождения (просмотр кинофильмов, театральных представлений, шоу)

Публика более управляема, так как она собирается ради общей и определенной цели.

Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах:

1) заражение (в ярком проявлении - паника)

2) внушение

3) подражание

Заражениеможно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» (Парыгин, 1971)

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники.

Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации.

Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, потому что:

1) никогда заранее неизвестны сроки ее возникновения;

2) в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика.

Эти исследования позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники.

Внушение (суггестия) представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное воздействие одного человека на другого или группу.

Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор.

Человек, которому внушают (объект внушения), называется суггеренд.

Явление сопротивления внушающему воздействию называется контрсуггестией.

Подражание - это не только принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Подражание служит фундаментальным принципом развития и существования общества, возникновения групповых норм и ценностей.

Наши рекомендации