Идентификация,ее влияние на формирование личности использование эмпатии и идентификации в практической работе психолога
Идентификация в психологии понимается сразу в нескольких значениях. Но в общем, простыми словами, идентификация – это процесс отождествления себя с группой, другим человеком или образом. Значения, в которых рассматривается этот психологический процесс в науке, зависят только от целей процесса.
Значение слова «идентификация» происходит от латинского «identificatio», что означает «отождествляю». Идентификация личности человека происходит с профессией, с полом, с народом. Она может являться как позитивной, так и негативной.
Благодаря идентификации человек присваивает какие-то аспекты других людей или идеальных образов. По сути, изменения происходят бессознательно, но выбор объекта, с которого человек берет пример, вполне сознателен. Во многих случаях отождествление становится основной адаптивных изменений.
С тех пор как Фрейд предложил термин, а также назвал виды идентификации человека (эротическая и миметическая), влияние отождествления и его роль в становлении личности изучались многими философами и психологами. Фрейд, заложивший основы учения, называл эротическими идентификации с теми людьми, которыми нам хотелось бы обладать.
Второй выделенный им вид был направлен на тех людей, которыми мы бы хотели быть. Благодаря процессу миметической идентификации толпа становится управляемой, так как все её элементы отказываются от своих идеалов и принимают единый, массовый идеал, выраженный в лидере.
Понятие идентификации активно используют в социальной психологии. Самые оригинальные теории связаны с именами Тэджфела и Эриксона. Тэджфел разработал теорию социальной идентичности. Группы, к которым принадлежат люди, являются источником гордости и самоуважения, они интегрируют человека в социальный мир и создают ощущение принадлежности к большой группе людей.
Негативным аспектом подобного процесса является попытка повысить свою самооценку через возвеличивание группы, к которой принадлежит человек, и окрашивания черными красками других групп. Деление на «мы» и «они» приводит к уменьшению эмпатии по отношению ко вторым. При этом нам становится важно помочь и поддержать тех, кто входит в группу «мы».
Предубеждения, которые рождаются в культуре как результат этого разделения, иногда выливаются в масштабные и жестокие конфликты. Примерами являются расизм и геноцид. Социальная идентификация ведет к преувеличению различий между группами и стиранию различий внутри них. Таким образом, мы не видим за всем этим личностей, индивидуальностей, начинаем воспринимать окружающих из других групп стереотипно.
Тэджфел и Тернер выделили три стадии идентификации. Сначала мы классифицируем объекты, чтобы понять их и идентифицировать. Название этого этапа – категоризация. В самой по себе категоризации нет ничего плохого, так как без неё нам было бы довольно сложно жить, категории дают нам достаточно много информации о человеке и его ролях в группе.
На втором этапе мы сами начинаем приписывать себя к какой-то из групп, что определили ранее. И только этап социального сравнения таит в себе угрозы. Когда мы уже отнесли себя к определенной группе, начав сравнивать её с другими, мы можем с предубеждением относиться к их представителям, особенно если наши группы конкурируют. Для продуктивного и экологичного общения необходимо очищать свое мышление от бессознательных попыток очернить людей из других групп.
Идентификация – важный термин в теории идентичности Эриксона. Чтобы обрести себя, стать индивидуальностью, человек должен совершить множество отождествлений с другими и интегрировать их. Обретение идентичности сопровождается осознанием своей неотрывности от социального и культурного поля, восприятием целостности личности, непрерывности её развития через идентификации с разными социальными группами. В его теории, идентификация – путь к достижению идентичности.
Методы идентификации, или, точнее, механизмы, благодаря которым она происходит, можно разделить на сознательные и бессознательные. Для рассматриваемого психологического процесса характерны:
- Сравнение и сопоставление с другими.
- Подражание примерам.
- Эмпатия (т.е. способность вжиться в роль другого, почувствовать себя другим человеком и понять).
- Проекция своего внутреннего мира на других.
При помощи идентификации мы усваиваем необходимые модели поведения, этические нормы, формы реагирования на происходящее. Позитивное влияние ясно, но есть и негативное, выраженное в опасности выхолащивания индивидуального. Этот психологический процесс помогает нам расширить наш опыт, эмоционально обогатиться.
Профессия также накладывает свой отпечаток на личность. Отождествление с профессией не может считаться чисто негативным, но и не всегда оказывает позитивное влияние. Оно проявляется в том, что человек начинает оценивать реальность и людей с профессиональной точки зрения, пользуясь теми приемами и навыками, которые обычно применяет в своей профессии. Благодаря этому человек часто может расти как профессионал не только на работе. С другой стороны, остается открытым вопрос: а хорошо ли это, полезно ли для индивидуальности и восприятия мира?
Психология использует понятие в разных контекстах. Так, с одной стороны, идентификация – способ перенять какие-то свойства иных людей, с другой – это способ понять людей в процессе межличностного взаимодействия.
Сознательная работа по пониманию того, как другие люди чувствуют и думают в зависимости от своего опыта, попытки поставить себя на место другого человека – второй случай. Осуществить переход от себя к другому чрезвычайно тяжело, и такие попытки редко заканчиваются полным успехом.