Использование цвета в работе психолога

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е. Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленые и зелено-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета, то есть длины волны, необходимо учитывать его качество и эстети­ческое значение. Это связано с тем, что абстрактного цвета нет, он всегда встречается как более или менее цветовая окраска предме­тов. И ассоциативный характер восприятия обуславливает перенос эстетической оценки предметов на те цвета, которые этим предме­там обычно свойственны. Таким образом, цвет черпает свою значи­мость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

Все вышеизложенное позволяет рекомендовать окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и жел­тые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т. е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие быстро надоедает, вызывая охранительное тормо­жение. Предупреждает развитие утомления рациональное освеще­ние залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может

обеспечить рост производительности труда ^эффективность учеб­ной деятельности.

Несомненно, что окраска стен в помещении не должна носить гнетущий, казенный вид, способный усилить тревогу и волнение. Вестибюли, холлы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уют­ными, когда их оживляют произведения изобразительного искусст­ва. Художественно выполненные и умело подобранные по тематике картины способны поднять настроение, сделать его оптимистич­ным, снизить внутреннее напряжение, снять утомление и т. д.

При подборе картин необходимо проявлять максимум требова­тельности к их художественному совершенству и тщательно учитывать соответствие их содержания тем или иным условиям. Так, например, удачно подобранные и развешенные в помещении столовой натюрморты могут возбуждать аппетит. Однако, если обилием и качеством съестного они будут значительно превышать то, что предлагает меню столовой, то это ведет к снижению аппети­та. Такое же отрицательное влияние оказывают помещенные в каби­нетах и приемных администрации школы картины, изображающие кровавые битвы, тоскующих узников в темницах, драматические бытовые сцены. Это необходимо иметь в виду, если требуется, чтобы убранство интерьера отвечало своему назначению.

Следует учитывать и то, что талант художника состоит, прежде всего, в его умении через свои произведения щедро делиться увиденным, глубоко воздействуя на внутренний мир зрителя. Это используется в психотерапии для воздействия на настроение и психическое состояние человека, а через них и на организм

в целом.

Для снятия психического напряжения можно использовать и сам процесс рисования (на специально отведенной стене, доске или бумажной основе). Учащиеся свободно, по собственному жела­нию выбирают темы для своих рисунков, надписей. Они могут показать и рассказать их содержание, а могут рисовать анонимно. Это позволяет заметно снять внутреннее напряжение, развивает спо­собность к общению с окружающими, подготавливает к работе, а также дает информацию педагогам о психическом состоянии учащихся и психологической атмосфере в школе.

Особое внимание следует уделять цветовому оформлению по­мещения во время сеансов психологической разгрузки. При сюжет­ной сенсорной репродукции существенное значение имеет цвет или окраска вызываемых образов. Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям. Это отношение может существенно меняться под воздействием самых различных факторов.

В то же время у каждой личности имеются устойчивые предпочте­ния, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявле­ний индивидуальности. В. С. Лебзин и М. М. Решетников (1986) предлагают учитывать воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека при проведении аутогенной тренировки (Табл. 12).

Таблица 12

ЦВЕТ   ЛОКАЛИЗАЦИЯ  
Вверху   Боковые по­верхности или перспективы   Внизу  
Красный   Возбуждает, мобилизирует, оказывает эротогенное воз­действие   Возбуждает   Воспринимается неестественно, . может «обжигать»  
Розовый   Ощущение легкости, счастья   Чувство нежности   Часто ассоци­ируется с обоня­тельными ощущениями  
Оранже­вый   Способствует концент­рации внимания   Ощущение тепла, способствует релаксации   Эффект «принад­лежности» и тепла, иногда восприни­мается неестест­венно  
Желтый   Вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способ­ствует релаксации   Возбуждает, может вызы­вать неприят­ные ощущения   Эффект «припод­нятости», иногда парения  
Зеленый   Воспринимается неестественно   Успокаивает   Успокаивает, «охлаждает», может оказывать снотворное действие  
Голубой   Ощущение легкости, способствует релак­сации   «Охлаждает», вызывает отчуждение   «Охлаждает» (более выраженно, чем зеленый)  
Синий   Вызывает тревож­ность, беспокойство   Отчуждение в группе, в отно­шениях с пси­хологом   Тревога, «холод», ощущение бездны  
Коричне­вый   Чувство тяжести, давления (для уси­ления чувства тяже­сти использовать не   Угнетает, уси­ливает ипохон­дрическую настроенность рекомендуется)   Ощущение уверенности, твердости  

В связи с этим необходимо предусмотреть соответствующую освещенность в комнате разгрузки, что может быть осуществлено путем проецирования слайдов на одну из стен или задвигания цветных стекол на оконных проемах. У пациентов в состоянии деп­рессии намного улучшалось настроение, если воздействие оказывает красный цвет, синий цвет благотворно действовал при возбуждении.

Другие факторы и приемы

Либропсихотерапия (лечебное чтение) — этот прием предло­жен еще В. М. Бехтеревым. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоцио­нальное состояние учащихся при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию, в других — книги заставляют пересмотреть всю жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и все поведение.

Книги необходимо подбирать тщательно, в соответствии с зада­чами, которые встали перед человеком, и обязательно с учетом его психологических особенностей, так как одно и то же художествен­ное произведение может вызвать у разных людей совершенно разные реакции.

Ионизация воздуха

Чувствительность людей к метеорологическим явлениям неук­лонно повышается. Причем, женщины ощущают это гораздо сильнее, чем мужчины, пожилые более интенсивно, чем молодые. Одним из наиболее изученных факторов являются ионы — невиди­мые электрически заряженные частицы газов. Обычно в одном кубическом сантиметре находится четыре-пять тысяч заряженных ионов, а в горных районах — более десяти тысяч. Показано также, что в городах с загрязненным климатом количество ионов резко уменьшается. Ученые установили, что многие недомогания вызыва­ются снижением количества ионов в атмосфере. Ионы сдерживают распространение грибков, уничтожают бактерии, повышают актив­ность живых организмов. Получены положительные результаты При лечении отрицательно заряженными ионами некоторых болезней, в том числе и психических.

Имеющиеся данные позволяют предположить необходимость установки ионизаторов в помещениях Центра, предназначенных для отдыха, а также в системе вентиляции здания.

Литература

Аванесов С. В. Тесты в социологическом исследовании. М. , 1982.

Адаптированный модифицированный вариант детского личностного воп­росника Р. Кеттсла. Л. , 1985

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития лю­дей. М , 1982.

Анастази А Психологическое тестирование: В 2 т. М. , 1982.

Берн Э. Игры, в которые играют люди Люди, которые играют в игры. М. , 1992.

Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. М. , 1986.

Блейхер AM, Крук ДА Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

Блум ф. ,Леизерсон А„ ХофтедтерЛ. Мозг, разум и поведение. М. , 1988.

Бреслав Г. М. Типология аномалий в процессе формирования личности дошкольника // Актуальные проблемы формирования личности в тео­рии и практике коммунистического воспитания Рига, 1982. С. 49-52.

Бресавв Г. М. Эмоциональные отклонения как. первичный показатель де­формации процесса' формирования личности // Личность в системе общественных отношений. М. , 1983. Ч, 2. С. 274-276.

Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.

Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошколь­ников //Вопросы психологии. 1984. № 3 С. 53-59.

Бреслав Г. М. Пограничные варианты нормы в онтогенезе личности // Методологические проблемы исследования функций мозга. Рига, 1984. С. 74-79.

Бреслав Г. М. Уровни активности учения школьников и этапы формиро­вания личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. Рига, 198$. С. 45-49.

Бреслав Г. М. Временной масштаб эмоциональной регуляции как показа­тель отклонений в формировании личности ребенка //Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности, М. ; Одесса, 1986. С. 61.

Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М. , 1990.

Бурлачук Л. Ф. Исследования личности в клинической психологии. К. , 1979.

Бурменская Г. В. , Карабанова О. А. , Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М. , 1990.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М ,1990.

Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М. , 1982.

Выготский Л. С. Собр. Соч. : 6 6 т. М. , 1982.

Гайда В. К. , Захаров В. Л. Психологическое тестирование. Л. , 1982.

Детский апперцептивный тест (CAT): Дополнение к детскому апперцеп­тивному тесту (CAT-S). Обнинск, 1992.

Детский психолог. [Ростов-н/Д]. 1992. Вып. 1, 2; 1993. Вып. 3; 1994. Вып4.

Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М. , 1987. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М. . 1981.

Диагностика умственного развития дошкольника. М. , 1978.

Добсон Дж. Ч. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на Ваши вопросы. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1991.

Дубровина КВ. Индивидуальные особенности школьников. М. , 1975.

Дьяконов Г. В. Психология педагогического общения. Кировоград. 1992.

Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. М. , 1982.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л. , 1982.

Зимбардо Ф. "Застенчивость": Пер. с англ. М. ,1991.

Кабанов ММ, Личко А. Е. , Смирнов В. М Методы психологической диаг­ностики и коррекции в клинике. Л. , 1983.

Каган В. Е. Психотерапия аутизма у детей//Руководство по психотера­пии/ Под ред. В. Ё. Рожнова. Ташкент, 1985.

Кононов ММ. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М. , 1981.

Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л. , 1984.

Кыверялг. Методы исследования в профессиональной педагогике. Тал­линн, 1980.

Лангмейер И. , Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. М. , 1991.

Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л. , 1979.

Малахов Б. Б. Трудовая терапия психически больных. Л. , 1989.

Мельников В. М. , Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М. , 1989.

Методика индивидуальной профориентации. М,, 1982.

Методика измерения родительских установок и реакций. Новгород, 1992.

Методики психодиагностики в спорте. М. , 1990.

Методические рекомендации по определению функциональной готовно­сти к школьному обучению. М. , 1986.

Методы системного педагогического исследования. Л. , 1980.

Методы социально-психологических исследований. М. , 1975.

Методы социальной психологии. М. , 1977.

Мухина B. C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М. ,1981.

Мухина В С. Шестилетний ребенок в школе. М. , 1986.

Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева,. В. В. Столина. М. , 1987.

Одаренные дети. М. , 1991.

Орлов А Б. Методы современной возрастной и педагогической психоло­гии. М. , 1982.

Осорина М. "Черная простыня летит по городу" или зачем дети расска­зывают страшные истории // Популярная психология. Хрестоматия. М. , 1990.

Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Венслера. Л. , 1973.

Платонов К. К. Психологический практикум. М. , 1980.

Практикум по патопсихологии. М. , 1987.

Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. М. , 1984

Практикум по психологии. М. , 1972.

Проф консультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б. А. Федоришина. Киев, 1980.

Психодиагностические методы в комплексном лонгиподном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева, И. М. Лалея, М. Д. Дворяшиной. - Л. , 1976.

Психодиагностика: теория и практика. М. , 1986.

Психодиагностика и школа. Таллинн, 1980.

Психологическая служба: детский сад, школа, вуз/Под ред. И. Б. Кото-вой, Е. И. Рогова. Ростов н/Д, 1991.

Психология. Словарь/ Под ред. А-В-Петровского и М. Г. Ярошевского. М. ,1990.

Рабочая книга школьного психолога. М. , 1991.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А . В. Запорожца, Я. З. Неверович. М. , 1986.

Рамуль К. А. Введение в методы экспериментальной психологии. Тарту, 1963.

Романа КС. , Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М. , 1992.

Романова E. С. , Усанова О. С, Потемкина О. Ф. Психологическая диагнос­тика развития школьников в норме и патологии. М. , 1990.

Рубинштейн С. Я. Методики экспериментальной патопсихологии. М. , 1970.

Савенко Ю. С. Методика "Рисунок человека "//Вопросы психопатологии. 1970.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М. ,1980.

Сорокина Т. М. Амбивалентное поведение у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии. 1978. № 1(18). С. 26-31.

Сосновский БА. Лабораторный практикум по общей психологии. М. , 1979.

Спок Б. Разговор с матерью. М. , 1991.

Столиц B. S. Самосознание личности. М. , 1983.

Субботский KB, Ребенок открывает мир. М. , 1991.

Франселла Ф. „ БанностерД. Новый метод исследования личности. М. , 1987.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М. , 1991.

Фридман Л. П. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М. , 1988.

Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических за­болеваний. Киев, 1988.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М. , 1980. Т. 1.

Цзен Н. В. , Пaxoмов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М. , 1988.

Чада Ф. Педагогическое значение детских рисунков. СПб. , 1911.

Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР): Методические реко­мендации по работе с тестом. М. , 1987.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. М. , 1990.

Юнг К. Психологические типы. М. , 1952.

Юницкий А. В. Психология детской потери// Вестник МГУ. Сер. 14.

Психология. 1991. № 2. С. 49-55.

Rembowcki J. Wiezi uczuciowe w rodzini. W-wa, 1972.

Учебное издание

Рогов Евгений Иванович Настольная книга практического психолога в образовании

Редактор Т А Савчук Художник обложки Г. В. Самойлик Верстальщик на компьютере Ю. В. Смирнов

Лицензия ЛР № 062093 от 25 01 93 г

Сдано в набор 031094 Подписано в печать 100395 Формат 60х88/16 Бумага офсетная Печать офсетная Тираж 45000 экз. Усл. печ. л. 32,34. Заказ №910.

Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»

117571 Москва, просп. Вернадского, 88. Московский педагогический государственный университет комн. 452, тел /факс 437 99 98, тел 437-34-53

Отпечатано в Московской типографии № 4 Комитета РФ по печати 129041, Москва, Б. Переяславская ул. , 46.

Наши рекомендации