Межличностное влияние в работе практического психолога

Квалифицированный психолог понимает, что его реакции влияют на клиента и наоборот — реакции клиента влияют на него самого. Он осознает это влия­ние и во взаимодействии с клиентом его специально выделяет, фиксируя как свои чувства, мысли, желания и возможности, так и чувства, мысли, желания и воз­можности клиента. Квалифицированный психолог это делает путем пересказа переживаний клиента, в виде открытых и закрытых вопросов и т. п. Существенно важно, что все эти виды воздействия на клиента пока­зывают межличностное влияние, т. е. показывают изме­нение в мыслях, чувствах, желаниях и возможностях как клиента, так и психолога.

Для неквалифицированного психолога характерно отсутствие понимания межличностного влияния, он склонен видеть в действиях клиента отражение своих прямых воздействий. Таким образом, квалифицирован­ный психолог не выделяет содержание своей я-концепции и степень ее включенности во взаимодействие с клиентом.

8. Человеческое достоинство в работе практического психолога является самоценностью. Для квалифициро­ванного психолога уважение достоинства клиента явля­ется аксиомой, которая определяет его честность в об­щении с клиентом при получении, использовании и пе­редаче ему психологической информации. Одна из сто­рон работы квалифицированного психолога проявляет­ся в этом смысле в том, чтобы в адекватной для кли­ента форме сообщить ему психологическую информа­цию — проблемы адекватного для клиента словаря пси­хологической информации.

Для неквалифицированного психолога неуважитель­ное, даже оскорбительное отношение к клиенту не яв­ляется предметом профессиональной рефлексии, он скло­нен приписывать своей профессии сверхзначимость, ко­торая позволяет относиться к другим людям с позиции сверху.

Для неквалифицированного психолога нет специаль­ных профессиональных проблем в получении и переда­че психологической информации, чаще всего для этого он использует псевдоквалифицированный жаргон или перегружает свою речь специальными терминами, под­черкивая исключительность своей профессии.

9. Обобщенная теория в работе квалифицированно­го психолога занимает особое место. Это обобщенное научное знание, на содержание которого он активно рефлексирует в ходе своей работы, постоянно осваива­ет новые теории и подходы. На их основе квалифициро­ванный психолог создает и развивает собственную кон­цепцию психологической помощи. Он может стать при­верженцем какой-то одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия альтерна­тивных точек зрения, стремится к системному переходу в своей практической работе.

Неквалифицированный психолог привязан к одному подходу, не размышляет об альтернативах, у него всег­да оценочное, практическое отношение к любым воз­можным точкам зрения. Он отвергает их, ориентируясь на известный ему подход, который не анализирует как систему, а принимает в качестве аксиоматической по­сылки. Другими словами, обобщенная теория неквали­фицированного психолога не является его личным спо­собом мышления, который он мог бы и хотел бы совер­шенствовать.

10. Отношение к обобщенной теории квалифициро­ванного психологахарактеризуется тем, что он рас­сматривает теорию как отражение реальности, он видит в ней манеру мышления, вытекающую из его культурной и половой принадлежности. Он рассматривает тео­рию как способ мышления, который может совершен­ствоваться и меняться в зависимости от культурной и половой принадлежности человека. Исходя из этого, от­ношение квалифицированного психолога к любой тео­рии основано на выделении в ней моментов, как отра­жающих реальность психической жизни человека, так и реальность культурной и половой принадлежности ав­тора теории отражающего эту реальность в своей мане­ре мышления.

Другими словами, квалифицированный психолог по­нимает, что в любой теории есть предмет и способы его описания; если предмет (внутренний мир человека) для всех исследователей один, то способы его описания, анализа, обобщения для всех авторов будут разными. Это он видит и в своей собственной обобщенной теории, поэтому может соотносить ее с другими теориями.

Неквалифицированный психолог игнорирует способы мышления авторов различных теорий, не выделяет пред­мета теории и способа мышления автора. Для него нет проблемы соотношения своей теории и теорий других авторов.

Описанные выше качества профессиональной дея­тельности практического психолога позволяют утверж­дать, что у квалифицированного психолога принципи­ально отличная от неквалифицированного психолога ис­ходная точка в понимании и получении психологичес­кой информации о клиенте. По-другому ее можно было бы назвать позицией. Позиция квалифицированного психолога основана на профессиональной рефлексии, позиция неквалифицированного психолога основана на его я-концепции. Это различие позиций, т. е. исходных оснований для построения взаимодействия с клиентом можно, на наш взгляд, зафиксировать в виде следующих обобщенных формул:

ПКП=(обобщ. теория; Я-психолог; Я-концепция), где ПКП — позиция квалифицированного психолога, ко­торая определяется его рефлексией на обобщенную тео­рию, его отношение к своей профессии и рефлексией на содержание я-концепцин.

Тогда как позиция неквалифицированного психолога (ПНК) может быть описана, на наш взгляд, в виде та­кой формулы:

ПНП= (Я-психолог; Я-концепция), где содержание взаимодействия с клиентом определяется отношением к профессии и содержанием я-концепции практического психолога.

Описание в виде этих формул позволяет выделить тот очень сложный момент в работе квалифицированно­го практического психолога, который по степени слож­ности приближает ее к работе режиссера или летчика-испытателя, — это необходимость постоянной профессио­нальной рефлексии во взаимодействии с клиентом, а значит постоянного напряжения, требующего точности профессионального действия для оказания эффективной психологической помощи.

Специалисты выделяют десять основных качеств квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от работы неквалифицированных психологов (Аллен Е. И др., 1987):

1. Цели психологической помощи. Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает возможность человеку найти максимально возможное число вариантов поведения; рассматривает цели своего клиента и его цели как потенциальную продуктивность личности, как новые возможности человека.

2. Отклики или реакции психолога в ситуации профессиональной деятельности. Квалифицированный психолог может найти множество реакциий – вербальных и невербальных – на широкий спектр ситуаций и проблем. Реагируя на ситуацию клиента, он избегает оценочных суждений по поводу действий клиента.

3. Мировоззрение (концепция) практического психолога. Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность этого процесса в рамках одной концепции и поэтому стремится понять и использовать в работе различные подходы.

4. Культурная продуктивность практического психолога. Квалифицированный психолог способен к выработке множества мыслей, слов, моделей поведения в своей культуре и обладает культурной эмпатией, что позволяет ему присоединиться к миру клиента и идти вместе с ним по пути решения проблемы.

5. Конфиденциальность в работе квалифицированного психолога есть всегда. Он четко разграничивает заказчика, клиента и пользователя психологической информации и понимает меру ответственности.

6. Ограничения в деятельности. Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности и реально оценивает свои возможности и ограничения.

7. Межличностное влияние. Квалифицированный психолог понимает, что его реакция влияет на клиента и наоборот. Он осознает это влияние и специально выделяет его различными способами.

8. Человеческое достоинство в работе квалифицированного психолога является самоценностью.

9. Обобщенная теория в работе квалифицированного психолога служит основой для создания собственной концепции психологической помощи.

10. Отношение к обобщенной теории квалифицированного психолога характеризуется тем, что он рассматривает теорию как отражение реальности и способ мышления. Обобщенная модель профессиональной деятельности квалифицированного психолога определяется его рефлексией на обобщенную теорию, отношением к профессии и рефлексией на содержание «Я-концепции»: обобщенная теория – «Я-психолог» - «Я-концепция». У неквалифицированного психолога содержание взаимодействия с клиентом определяется отношением к профессии и содержанием «Я-концепции» психолога: «Я-психолог» - «Я-концепция».

О представителях профессии типа «Человек-человек»

(из книги Климова Е.А)

В профессиях типа Ч мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнокачественными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного места в сознании професионала – по-видимому, по принципу «все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.

Профессиналы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества.

Цивилизация, культура, история человечества – это здесь прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. Международные отношения – это прежде всего политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.

Условия существования и развития человека – это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное – некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон.

Деятельность человечества, людей – это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально отличаемые люди, например, «склонные к тунеядству», и пр.).

Типичные примеры целостностей, выделяемых работниками этого типа в мире: духовные потребности населения в сфере досуга; отдых и настроение (другого, стороннего человека); условия хранения ценностей на предприятии (как зона объектов, где возможны злоупотребления); отступления от общественных норм; правонарушения; версии возможных причин преступления; здоровье человека; болезнь; особенности поведения покупателей; соблюдение правил поведения; довольные лица покупателей; интересы других организаций; взяточничество; маршрут (экскурсии); похищенное имущество; мероприятие, праздник (как предмет труда, «изделие» организатора, а не как то, что приходит и случается); возможность общения; безхозяйственность; судьба трудных подростков и многое другое.

Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).

Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо так же учиться, как учатся делать сальто или водить сварочным электродом). Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выразительные свойства внешности и даже одежды (скажем, полагают, что экскурсовод более успешен, если он при прочих равных условиях элегантен). В некоторых профессиях рассматриваемого типа (медицинских) предъявляются особые и высокие требования к точности и координации собственно рабочих движений (достаточно вспомнить хирургов разных профилей и коментарии станут излишними).

Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяются чудовищной сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления. Скажем, одна из познавательных функций организатора клубной работы может быть выражена тремя-четырьмя словами: «прослушивает участников предстоящего концерта...». Но ведь это значит, что «прослушивающий» должен оценить уровень исполнения, качество репертуара, а это, в свою очередь, предполагает знание каких-то критериев, то есть таинственных «аршинов» для измерения всех этих многообразных художественных реальностей. И это сопрягает рассматриваемую профессию с профессиями типа «Человек – художественный образ». Казалось бы, совершенно другой пример: инспектор ГАИ (возможно, чья-то инновационная мотивация приведет к переименованию этой работы, но по сути она всегда будет нужна) должен следить за соблюдением правил дорожного движения. Но ведь это предполагает множество «пунктов», включающих не только поведение участников движения, но и вопросы содержания, состояния автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также оборудования улиц и дорог дорожными знаками, светофорной техникой и другими средствами регулирования. Область компетенции инспектора естественным образом простирается и в область профессий типа «Человек - техника». А еще он и юрист, а еще и чуть ли не «каскадер», когда приходится преследовать опасного преступника...

Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать другого человека и именно его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении.

Профессионал – будь то учитель географии, хирург или инспектор милиции по делам несовершеннолетних – должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по узкой специальности) знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесь и сейчас». Так, учитель должен хорошо и разносторонне знать не вообще психологию подростка, юноши, а также именно каждого из своих учеников со всеми особенностями их семейной обстановки.

Участковый инспектор милиции должен хорошо знать людей на обслуживаемой территории, особенно склонных к правонарушениям. Инспектор милиции, занятый борьбой с хищениями ценностей, собственности, должен иметь не только теоретическое знание об уловках расхитителей вообще и характерных методах хозяйственных преступлений, но и досконально разобраться в неповторимой и конкретной обстановке, скажем, на «вот этом» мясокомбинате и знать, как и кем могут создаваться неучтенные излишки продукции и т.п. В профессиях, связанных с техническими и абстрактно-научными предметами труда, такое различение общего и оперативного знания не столь резко: если серная кислота вообще реагирует с содой, то она будет это делать и в пробирке, и в заводской емкости. А в области социальных явлений проявление общих закономерностей в отдельных случаях не столь однозначно. Поэтому руководствоваться исключительно обобщенными принципами и правилами, строго говоря, здесь нельзя. Применение «общенаучных», «общетехнических» стереотипов мышления к явлениям в обществе (речь идет об огульном подведении частных случаев под общее знание), кроме вреда, ничего принести не может. А сответствующий подход живуч – было время, когда парней в узких брюках автоматически считали тунеядцами, выдворяли с танцплощадок; в наши времена другие признаки человека могут быть основанием для тотального (неконкретного) к нему подхода, и это всегда плохо.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений не первом месте стоят требования не только к письменной, но и к устной речи – ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Это не так просто – чтобы быть правильно понятым, надо сначала понять, как вы можете быть поняты. У разных людей в сознании и подсознании существуют разные предпосылки тех или иных утверждений, вопросов; и их надо предвидеть. Иначе возникает типичная ситуация, как в классическом диалоге пастора и преступника: «Почему вы грабите банки, сын мой?» - «Потому что там хранят деньги, отец мой» (пастор исходит из предпосылки, что надо заниматься чем-то другим, хорошим, а грабитель – из предпосылки, что грабить надо там, где есть что взять).

Самое главное в области познавательных процессов представителей этого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.

И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сорта» раз и навсегда здесь обычно неуместен.

Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особенность эмоционального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним; без этого немыслима и даже непонятна работа педагога, экскурсовода, организатора музейной, клубной работы. А педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту – от инспектора уголовного розыска до хирурга.

Важны наблюдательность именно по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Прогресс держится на чудаках – это полезно помнить.

Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом (а не отдельным его слоям и группировкам) – вот что характеризует тех, кого помнит история. Гражданские качества, определенные – ориентированные на интересы трудящихся – убеждения – это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа.

Нестандартные ситуации – это нормальная стихия социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моделировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное воображение, а таковое, для которого пока еще в учебниках нет названия. Назовем его за неимением лучшего термина тропономическим (от др. греч. «тропос» - поворот, оборот, направление). В некоторых профессиях рассматриваемого типа сам предмет труда возникает в результате творческого поиска (далее не удивляйтесь, а впрочем, можете и удивиться): хозяйственные преступления, в отличие, скажем, от грабежей с разбоем, как правило, хитро замаскированы, а на поверхности и даже по документам все «шито-крыто». Поэтому они могут неоднократно воспроизводиться при внешне вполне спокойном течении жизни. Инспектор милиции – специалист по борьбе с хищениями хозяйственных ценностей – должен, как говорится, сам себе найти работу, а именно в результате творческого анализа условий, способствующих возникновению хищений (неучтенные излишки сырья, продукции, приписки «липовых» автомобильных рейсов, на которые списывается и пускается «налево» бензин и пр.), должен еще выявить, отыскать само преступление.

Особенности саморегуляции представителей рассматриваемого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими. Необходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вместе с тем, в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее – истинный врач помчится по срочному вызову к тяжелобольному, даже если этот вызов застанет его в гостях или в театре. Подобное же случается и с работниками педагогического фронта, с руководителями трудовых коллективов, работниками милиции. Нужно сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям – «тупосердие», отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку – интереса «просто так».

Наши рекомендации