Должностные обязанности и права
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ПСИХОЛОГА В ДОУ
автор: Прохорова Г. А.
ВВЕДЕНИЕ
Работа педагога-психолога строится в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции. Психолог должен четко представлять не только то, что обязан делать, но и понимать, что в определенных ситуациях необходимо обращаться за помощью к другим специалистам, а иногда и обосновать свой отказ от выполнения тех или иных требований. В приводимом ниже перечне обязанностей и прав педагога-психолога обозначены рамки профессиональной деятельности, которые разграничивают работу психолога и других специалистов.
Должностные обязанности и права
Педагога-психолога
на основании Положения о службе практической психологии
в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года
(приводится в сокращении)
Педагог-психолог обязан:
- руководствоваться в своей профессиональной деятельности законами и законодательными актами Российской Федерации, Конвенцией о правах человека и Конвенцией о правах ребенка, другими нормативными документами;
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
- не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
- использовать в своей работе только психологические методы;
- не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноз, медитативные техники, фармакологические средства и т. п.);
- знать новейшие достижения психологической науки в целом;
- применять методы современной диагностики, развивающей, психокоррекционой и психопрофилактической работы;
- в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка (клиента), задач полноценного психического развития личности;
- оказывать психолого-педагогическую помощь коллегам в учреждении;
- хранить профессиональную тайну, не распространять сведений, полученных в результате диагностики, консультации и других видов работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального и других аспектов психокоррекционой и развивающей работы и/или может нанести ущерб ребенку (клиенту) или его окружению;
- постоянно повышать свою квалификацию.
Педагог-психологнесет персональную профессиональную ответственность:
- за правильность психологической диагностики;
- за адекватность использования диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств;
- за обоснованность даваемых рекомендаций;
- за оформление и сохранность протоколов обследования, а также другой документации в установленном порядке;
- несет персональную ответственность за сохранность конфиденциальной информации в интересах ребенка (клиента).
Педагог-психолог имеет право:
- самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий;
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми;
- выбирать формы и методы этой работы;
- отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
- обменивать информацией со специалистами смежных специальностей и представлять ее в другие ведомства в интересах ребенка.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Деятельность педагога-психолога в детском саду начинается с составления списков детей по возрастным группам[1]. В дальнейшем при проведении различных видов работы с детьми будут учитываться показатели их физического здоровья. В форму списка вносятся графы «группа здоровья» и «медицинские показатели». Если дошкольник имеет II и выше группу здоровья, то отмечается, у какого врача наблюдается (состоит на учете).
Эти данные необходимы для планирования индивидуальной и групповой работы с детьми, а также при подборе игрового и дидактического материала. Например, для ребенка, наблюдающегося у окулиста, индивидуально подбирается наглядный материал. Психологическая работа с детьми, имеющими II (подготовительную), III и выше группы здоровья, может осуществляться только после консультации с врачом. Для педагога-психолога, работающего в детском саду компенсирующего вида, необходимо постоянно консультироваться с профильными специалистами - логопедом, дефектологом и т. д.
Следующим этапом работы является проведение бесед с воспитателями по особенностям развития дошкольников. Определить «проблемные зоны» помогает таблица, составленная на основе опросника, разработанного кандидатами психологических наук М. М. Семаго, Н. Я. Семаго.
Таблица приводится в приложении № 2.
Оценка признака развития (поведения) вносится в анкету каждого ребенка воспитателями после совместного обсуждения. Если технически невозможно подготовить индивидуальные анкеты, то психолог записывает отмеченные педагогом характеристики в процессе беседы[2].
Сморите также:
§ Новый Chevrolet Cruze: бойцовский характер по демократичной цене
§ Новый ЖК для ценителей первоклассного жилья на Ленинском пр-те
§ Ваш первый «Мерседес-Бенц» B-Класс в АВИЛОНЕ, пока еще по старой цене
§ 2 000 000 рублей за квартиру с качественной отделкой в 5 км от МКАД
§ Украине принесли извинения за «присоединение Крыма к России»
§ Как уберечь себя от простуды и заболеваний?
§ Продам квартиру в Москве за 3.5 млн рублей! Срочно
Большое количество баллов (свыше 6-8 по каждой группе) указывает на «проблемную» зону в развитии ребенка. Качественный анализ проведенного опроса позволяет наметить основные направления развивающе-коррекционной работы, определить семьи «группы риска».
Такой вид работы проводится после 4-5 недель пребывания ребенка в детском саду, когда острый период адаптации прошел и в поведении дошкольника можно отметить более или менее постоянные признаки. Повторно проводится в конце учебного года для оценки эффективности проводимой работы.
Педагог-психолог, работающий в данном учреждении более одного года, составляет в конце учебного года аналитический отчет, в котором указывает результаты работы и планирует приоритетные направления деятельности на будущий год.
На основании полученных данных о дошкольниках педагог-психолог составляет перспективный план работы. Приоритетные направления поддерживают основные задачи детского сада и определяются по анализу данных, полученных в ходе наблюдения, бесед с воспитателями и т. д.
Перспективный план работы утверждается заведующей учреждением.
Форма перспективного плана
При написании перспективного плана педагог-психолог использует форму записи, принятую в его регионе. В плане должны быть отражены следующие параметры.
Основные направления деятельности педагога-психолога:
ü психопрофилактическая работа
ü психодиагностическая работа
ü развивающая и сопровождающая работа
ü консультативная работа
Виды деятельности, то есть конкретные мероприятия, с помощью которых решаются поставленные задачи.
Объект деятельности – это те, с кем проводится данный вид работы, т. е. дети, педагоги, родители и т. д.
Например, направление деятельности «консультативная работа»
вид деятельности – консультация «Что такое сюжетная игра?»
объект деятельности - родители детей средней группы
срок проведения - ноябрь
Наиболее удачной нам представляется следующая схема.
«Утверждаю»
_________________________
заведующая ГОУ д/с №_____
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ План РАБОТЫ
на ______________учебный год
педагога-психолога ______________________________________
Основные задачи детского сада: __________________________________
(задачи годового плана д/с)
Программы, по которым работает дошкольное учреждение: ____________
___________________________________________________________________
Приоритеты в работе д/с: ____________________________________________
Приоритетное направление деятельности педагога-психолога: ___________
____________________________________________________________________
Даты проведения | Вид работы | С кем проводится работа | Ответственный | Примечания |
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Средний возраст (4 – 5 лет)
слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
уровень развития и гармоничность общих движений;
мелкая моторика (в самообслуживании, рисовании и т. д.);
связная речь (умение выразить свою мысль);
развитие мышления;
анализ продуктивной деятельности – рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;
игра – уровень игры, преобладающий вид общения;
социальные навыки – общение со взрослыми и сверстниками,
Старший возраст (5 – 6 лет)
слуховое внимание;
зрительно-пространственный гнозис;
зрительно-пространственный праксис;
общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
развитие графической деятельности;
латеральные предпочтения;
мыслительная деятельность;
игровая деятельность;
анализ продуктов деятельности;
коммуникативные навыки.
Консультативная работа
Педагог-психолог проводит консультирование взрослых по вопросам развития и воспитания детей. К этому виду работы относится и консультирование администрации при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий ДОУ с учетом возрастных особенностей детей, при комплектовании возрастных групп, экспертная оценка используемых программ воспитания и обучения в детском саду, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий, создаваемых в учреждении.
ФОРМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ
Приводится перечень документации, по которой оценивается деятельность педагога-психолога в детском саду.
1. Годовой план работы[6].
2. Журнал учета проведенной работы, в котором отмечаются дата и время выполнения работы по видам: диагностическая, развивающая, коррекционная, консультативная, психопрофилактическая, просветительская.
Дата, часы работы | Содержание работы | По чьей инициативе проведена | Участники | Примечание |
3. График работы на неделю, в котором указывается день недели, время и вид проводимой работы.
День недели | Часы | Вид деятельности | Примечание |
4. Программы и методики, используемые в работе педагога-психолога, сопровождаются характеристикой, в которой указываются:
автор; адресат; цель программы; краткое содержание.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
В конце учебного года составляется аналитический отчет, в котором указываются количественные и качественные показатели.
Количественный анализ
Направление работы | Возраст детей | Родители | Педагоги | Администрация | |||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||
Диагностическое (кол-во чел.) | |||||||
Развивающе-коррекционное (кол-во чел.) | |||||||
Консультативное (кол-во чел.) | |||||||
Психопрофилактическое (кол-во мероприятий) | |||||||
Экспертная оценка (кол-во мероприятий) |
Качественный анализ
Педагог-психолог указывает основные проблемы, по которым обращались к психологу, определяет эффективность проведенной развивающей и коррекционной работы. Критерием эффективности будут являться результаты повторной диагностики, полученные после занятий с психологом. Например, увеличение количества положительных выборов в методике «Два дома».
В своем отчете педагог-психолог отмечает основные проблемы и трудности в работе, успешность или незавершенность проведенной работы и, исходя из этого, планирует задачи на будущий учебный год.
Приложение № 1
Список детей группы № _____
(указать: младшая, средняя и т. д.)
№№ | Имя, фамилия ребенка | Дата рождения | Группа здоровья | Медицинские заключения |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. | ||||
11. | ||||
… |
Приложение № 2
Карта проведения наблюдения
Имя, фамилия, возраст _______________________________________________
Дата проведения наблюдения, день недели ______________________________
Время проведения ___________________ Воспитатель ____________________
Вид деятельности: игровая, режимный момент (какой?), прогулка, вид занятия, свободная и т. д.______________________________________________________
Дополнительные сведения (период адаптации, после болезни, обычно)
Дополнительный фон (после праздника, эмоционального занятия, досуга, другое ____________________________________________________________)
(если параметр проявляется, то указывается, в какой ситуации)
1. Ориентирование на требования педагога
не подчиняется _______________________________________________________
ситуативно (когда) ___________________________________________________
полностью подчинен __________________________________________________
Умение регулировать эмоции
не владеет регуляцией_________________________________________________
импульсивность в пределах нормы (указать ситуации) _____________________
может «отложить» эмоциональное проявление ____________________________
Импульсивность
наличие выраженной импульсивности, непоследовательности _______________
ситуативно регулируется внешним контролем ____________________________
регулируется внешним контролем _______________________________________
расторможенность ____________________________________________________
присутствует некоторый уровень произвольности _______________________
высокий уровень психической активности ______________________________
Появление утомления
постоянно утомлен
утомление проявляется в начале недели, дня
утомление в конце недели, дня
Особые отметки ______________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Общие выводы _______________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Откройте свой блог и публикуйте статьи, новости, пресс-релизы, фотогалереи бесплатно!
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Приложение № 4
Уважаемые родители!
Ваш ребенок недавно начал посещать детский сад. Просим Вас рассказать о том, как малыш чувствует себя дома. Ответы на вопросы анкеты помогут педагогам найти индивидуальный подход к нему.
Имя, фамилия ребенка _____________________ Возраст ____________ гр. №
1. Режим дня ребенка дома (основные моменты): время пробуждения___________, завтрака _________, обеда _______, дневного сна__________, прогулки________, игр и занятий с ребенком _______________
2. Особенности темперамента ребенка и его подвижности (подчеркнуть): обычный, очень подвижный, замедленный.
3. Есть ли "всплеск энергии" дома после детского сада ____________________
4. Многочисленны ли дома контакты у ребенка, его родителей _____________
5. Стремится ли ребенок к общению со сверстниками? ____________________
6. Есть ли любимая игрушка (какая)? __________________________________
7. Был ли "ознакомительный визит" в группу: что показали? что понравилось Что не понравилось?________________________________________________
8. Есть ли дети, которые понравились? _________________________________
9. Были ли попытки играть с ними? Удачные ли? _________________________
10. Есть ли в группе дети, которые постоянно обижают Вашего ребенка? _____
Как обижают? __________________________________________________
Почему?
По отношению к Вашему ребенку По отношению к другому ребенку
(подчеркнуть) (подчеркнуть)
замедленный агрессивный (нападает на всех)
обидчивый, ранимый очень активный
плохо говорит неуравновешенный
не умеет играть непослушный
не умеет сдать сдачи неуправляемый
не умеет удержать игрушку просто старше
нерешительный сильнее
боится
беспокойный
Другие причины ______________________________________________________
11. Отдает ли кому-то предпочтение, почему? ____________________________
12.Совпадает ли это с Вашим мнением? _________________________________
13.Боится ли воспитателя? Какого? _____________________________________
14. Может ли обратиться к воспитателю с вопросом, просьбой? ______________
15.Слушается ли воспитателя (какого)? _________________________________
16.Рассказывает ли дома о воспитателях, отвечает ли на вопросы? ___________
17.Играет ли дома в детский сад (подчеркнуть): самостоятельно, с игрушками,
с мамой. Предпочитаемая роль, возможные сюжеты: __________________
________________________________________________________________
18. Плачет ли ребенок при разлуке? ________________________________
19. Спрашивает ли, когда Вы его заберете? ____________________________
20. Поведение ребенка при встрече (подчеркнуть): спокоен, плачет, продолжает играть, просит подождать?
21. Утром отказывается идти в детский сад? ____________________________
22. Просится ли в детский сад в выходные дни? ________________________
Приложение № 5
Навыки самообслуживания
* ест довольно аккуратно, умеет пережевывать пищу, использует ложку и чашку (возможно небольшое докармливание);
* пытается одеваться самостоятельно (без застегивания): надевает нижнее бельё, носки, штаны, обувь, шапку и т. д.;
* самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком;
* просится в туалет, используя слова;
* узнает свои вещи;
* с помощью взрослого убирает игрушки.
Индивидуальные особенности
· употребляет в речи местоимений "Я", "МОЙ";
· понимает слова "нельзя", "надо", иногда выполняет;
· любит, когда читают книжки;
· рассматривает картинки, может обозначить словом предмет, действие;
· любит слушать музыку;
· любит рисовать так, как умеет.
Развитие общения
¨ изображает поведение взрослого;
¨ "отыгрывает" на кукле, мишке знакомые действия: кормит, укладывает спать и т. д.;
¨ любит играть рядом с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
¨ по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку.
Развитие речи
° понимает обращенную к нему речь;
° повторяет за взрослым предложения из 3-4 слов;
° самостоятельно строит предложения из 3-4 слов (допустимо неграмотное построение фразы);
° может ответить на вопросы: "Где?", "Куда?".
Сенсорное развитие
à подбирает к образцу предметы основных цветов (красный, желтый, синий, зелёный);
à ориентируется в контрастных формах предметов (мячик, кубик, кирпичик и т. д.);
à различает большой и маленький предметы.
Продуктивная деятельность
Þ самостоятельно делает постройки (дом, диван…);
Þ умеет рисовать замкнутую линию (клубочек, шарик);
Þ пытается лепить из теста булочки, лепешки.
"Утверждаю" «Согласовано»
Заведующая ГОУ д/с № ___________________ методист ГОУ МЦ СУО ___________________
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ План РАБОТЫ НА __________ учебный год
педагога-психолога ДОУ №_____
Ф. И.О.
Основные задачи детского сада: _________________________________________________________________________
Программы детского сада:
"Программа воспитания и обучения в детском саду" РФ или другие программы
Приоритеты в работе: (детского сада)__________________________________________
Тема: (вносится тема Вашей работы)
Даты проведения | Вид работы | С кем проводится работа | Ответственный | Примечание |
1. Психопрофилактическая работа | ||||
сентябрь (по мере поступления детей) | · оказание помощи в период адаптации: указываются конкретные мероприятия, которые планируется проводить в период адаптации указываются конкретные мероприятия, которые предполагается проводить по созданию условий для полноценного психического развития | дети родители педагоги | ||
январь февраль март январь - март | · круглый стол по теме: "(указывается конкретная тема)" · консультация "(тема консультации)" · семинар-практикум "(указывается тема, семинар-практикум проводится на протяжении 2-4 месяцев, обязательно включаются практические занятия с педагогами – для начинающих психологов эту форму работы можно не планировать)" | старший воспитатель, педагоги |
Даты проведения | Вид работы | С кем проводится работа | Ответственный | Примечание |
2. Психодиагностическая работа | ||||
сентябрь октябрь ноябрь март в течение года | · обследование при поступлении в детский сад (указать авторов диагностических методик) · выявление детей "группы риска" (по какой диагностике) · подбор детей для занятий в подгруппах · обследование при переходе на новый возрастной этап (кем составлены параметры диагностики) · изучение особенностей детей, их интересов склонностей методами: - наблюдение (указать темы); - анализ детской продуктивной деятельности (указать цель); - тестовые задания (каких авторов) с целью выработки рекомендаций и проведения индивидуальных занятий | дети | ||
в течение года | Проведение углубленной диагностики – · указать цели конкретно, какой аспект в развитии ребенка исследуется · указать авторов методик | ребенок родители педагоги | ||
декабрь в течение года | · изучение межличностных отношений детей в старших группах по методике "Два дома" · проективные методы "Рисунок семьи", "Свободный рисунок" · проведение Цветового теста отношений | группа детей подгруппа детей | ||
Даты проведения | Вид работы | С кем проводится работа | Ответственный | Примечание |
3. Развивающая и сопровождающая работа | ||||
ноябрь декабрь | Развитие эмоциональной сферы дошкольника · составление схемы наблюдения поведения ребенка · наблюдение за эмоциональными проявлениями в различных ситуациях | ребенок | ||
октябрь январь | Проведение развивающей работы · вносятся Ваши разработки, развивающие программы, тренинги и т. д. · указываются авторы методик, по которым составлены занятия или иные формы работы | ребенок дети, педагоги | ||
4. Консультативная работа | ||||
в течение года | · проведение индивидуальных консультаций · участие в родительских собраниях (темы, которые планируется рассматривать) · выступления на педагогических советах (по плану ДОУ) | родители, педагоги, старший воспитатель | ||
в начале года | Совместная работа с администрацией – · участие в составлении планов воспитательно-учебных мероприятий · участие в формировании групп детей | старший воспитатель, заведующая | ||
· Участие в работе ПМПК - если участвуете | состав специалистов ПМПК | |||
апрель - май | · Экспертная оценка используемых программ воспитания и обучения в детском саду - если проводится данный вид работы | заведующая старший воспитатель специалисты ст. медсестра |
Рекомендуемая литература
Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М., Генезис, 2000.
Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. С.-Пб., Издательский дом «МиМ», 1997.
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. М., Изд-во АПКиПРО, 2000.
Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М., Владос, 2003.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Практическое пособие по развитию речи. М., АСТ, Астрель, 2003.
Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М., Академия, 2003.
[1] Примерная форма списка детей приведена в приложении № 1.
[2] Образец записи приводится в приложении № 2
[3] Карта проведения наблюдения составлена по материалам канд. психол. наук Н. Я. Семаго, приводится в приложении № 3.
[4] Анкета для родителей приводится в приложении № 4.
[5] Уровень развития психических процессов, культурно-гигиенические навыки, детей в возрасте от 2 лет 6 месяцев приводится в приложении № 5.
[6] См. приложение № 6. Курсивом выделены рекомендуемые позиции
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ПСИХОЛОГА В ДОУ
автор: Прохорова Г. А.
ВВЕДЕНИЕ
Работа педагога-психолога строится в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции. Психолог должен четко представлять не только то, что обязан делать, но и понимать, что в определенных ситуациях необходимо обращаться за помощью к другим специалистам, а иногда и обосновать свой отказ от выполнения тех или иных требований. В приводимом ниже перечне обязанностей и прав педагога-психолога обозначены рамки профессиональной деятельности, которые разграничивают работу психолога и других специалистов.
Должностные обязанности и права
Педагога-психолога
на основании Положения о службе практической психологии
в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года
(приводится в сокращении)
Педагог-психолог обязан:
- руководствоваться в своей профессиональной деятельности законами и законодательными актами Российской Федерации, Конвенцией о правах человека и Конвенцией о правах ребенка, другими нормативными документами;
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
- не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
- использовать в своей работе только психологические методы;
- не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноз, медитативные техники, фармакологические средства и т. п.);
- знать новейшие достижения психологической науки в целом;
- применять методы современной диагностики, развивающей, психокоррекционой и психопрофилактической работы;
- в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка (клиента), задач полноценного психического развития личности;
- оказывать психолого-педагогическую помощь коллегам в учреждении;
- хранить профессиональную тайну, не распространять сведений, полученных в результате диагностики, консультации и других видов работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального и других аспектов психокоррекционой и развивающей работы и/или может нанести ущерб ребенку (клиенту) или его окружению;
- постоянно повышать свою квалификацию.
Педагог-психологнесет персональную профессиональную ответственность:
- за правильность психологической диагностики;
- за адекватность использования диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств;
- за обоснованность даваемых рекомендаций;
- за оформление и сохранность протоколов обследования, а также другой документации в установленном порядке;
- несет персональную ответственность за сохранность конфиденциальной информации в интересах ребенка (клиента).
Педагог-психолог имеет право:
- самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий;
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми;
- выбирать формы и методы этой работы;
- отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
- обменивать информацией со специалистами смежных специальностей и представлять ее в другие ведомства в интересах ребенка.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Деятельность педагога-психолога в детском саду начинается с составления списков детей по возрастным группам[1]. В дальнейшем при проведении различных видов работы с детьми будут учитываться показатели их физического здоровья. В форму списка вносятся графы «группа здоровья» и «медицинские показатели». Если дошкольник имеет II и выше группу здоровья, то отмечается, у какого врача наблюдается (состоит на учете).
Эти данные необходимы для планирования индивидуальной и групповой работы с детьми, а также при подборе игрового и дидактического материала. Например, для ребенка, наблюдающегося у окулиста, индивидуально подбирается наглядный материал. Психологическая работа с детьми, имеющими II (подготовительную), III и выше группы здоровья, может осуществляться только после консультации с врачом. Для педагога-психолога, работающего в детском саду компенсирующего вида, необходимо постоянно консультироваться с профильными специалистами - логопедом, дефектологом и т. д.
Следующим этапом работы является проведение бесед с воспитателями по особенностям развития дошкольников. Определить «проблемные зоны» помогает таблица, составленная на основе опросника, разработанного кандидатами психологических наук М. М. Семаго, Н. Я. Семаго.
Таблица приводится в приложении № 2.
Оценка признака развития (поведения) вносится в анкету каждого ребенка воспитателями после совместного обсуждения. Если технически невозможно подготовить индивидуальные анкеты, то психолог записывает отмеченные педагогом характеристики в процессе беседы[2].
Сморите также:
§ Новый Chevrolet Cruze: бойцовский характер по демократичной цене
§ Новый ЖК для ценителей первоклассного жилья на Ленинском пр-те
§ Ваш первый «Мерседес-Бенц» B-Класс в АВИЛОНЕ, пока еще по старой цене
§ 2 000 000 рублей за квартиру с качественной отделкой в 5 км от МКАД
§ Украине принесли извинения за «присоединение Крыма к России»
§ Как уберечь себя от простуды и заболеваний?
§ Продам квартиру в Москве за 3.5 млн рублей! Срочно
Большое количество баллов (свыше 6-8 по каждой группе) указывает на «проблемную» зону в развитии ребенка. Качественный анализ проведенного опроса позволяет наметить основные направления развивающе-коррекционной работы, определить семьи «группы риска».
Такой вид работы проводится после 4-5 недель пребывания ребенка в детском саду, когда острый период адаптации прошел и в поведении дошкольника можно отметить более или менее постоянные признаки. Повторно проводится в конце учебного года для оценки эффективности проводимой работы.
Педагог-психолог, работающий в данном учреждении более одного года, составляет в конце учебного года аналитический отчет, в котором указывает результаты работы и планирует приоритетные направления деятельности на будущий год.
На основании полученных данных о дошкольниках педагог-психолог составляет перспективный план работы. Приоритетные направления поддерживают основные задачи детского сада и определяются по анализу данных, полученных в ходе наблюдения, бесед с воспитателями и т. д.
Перспективный план работы утверждается заведующей учреждением.
Форма перспективного плана
При написании перспективного плана педагог-психолог использует форму записи, принятую в его регионе. В плане должны быть отражены следующие параметры.
Основные направления деятельности педагога-психолога:
ü психопрофилактическая работа
ü психодиагностическая работа
ü развивающая и сопровождающая работа
ü консультативная работа
Виды деятельности, то есть конкретные мероприятия, с помощью которых решаются поставленные задачи.
Объект деятельности – это те, с кем проводится данный вид работы, т. е. дети, педагоги, родители и т. д.
Например, направление деятельности «консультативная работа»
вид деятельности – консультация «Что такое сюжетная игра?»
объект деятельности - родители детей средней группы
срок проведения - ноябрь
Наиболее удачной нам представляется следующая схема.
«Утверждаю»
_________________________
заведующая ГОУ д/с №_____
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ План РАБОТЫ
на ______________учебный год
педагога-психолога ______________________________________
Основные задачи детского сада: __________________________________
(задачи годового плана д/с)
Программы, по которым работает дошкольное учреждение: ____________
___________________________________________________________________
Приоритеты в работе д/с: ____________________________________________
Приоритетное направление деятельности педагога-психолога: ___________
____________________________________________________________________
Даты проведения | Вид работы | С кем проводится работа | Ответственный | Примечания |
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ