Богданова М.В., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук гуманитарного института ТГНГУ
Богданова М.В., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук гуманитарного института ТГНГУ
Ответственный за выпуск: А.В.Трофимова, зав. отделом учебно-методического обеспечения ИДО ТюмГУ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ………………………………………………18
Раздел I. Введение в социальную психологию…………………………………...19
Глава 1. История формирования социально-психологических идей…………… ..19
Глава 2. Предмет и метод курса «Социальная психология»……………………….27
Резюме …………………………………………………………………………………42
Вопросы для самопроверки…………………………………………………………..44
Литература …………………………………………………………………………….44
Раздел II. Общие вопросы социальной психологии……………………………..46
Глава 3. Социально-психологические проблемы взаимосвязи общества и
личности……………………………………………………………………………….46
Глава 4. Социо-культурная регуляция человеческой деятельности и общения….53
Резюме ………………………………………………………………………………...59
Вопросы для самопроверки…………………………………………………………..59
Литература ………………………………………………………………………….…60
Раздел III. Социально-психологические проблемы личности………………....61
Глава 5. Социализация личности…………………………………………………….61
Глава 6. Социально-психологическая структура личности ……………………….71
Резюме………………………………………………………………………………….86
Вопросы для самопроверки ………………………………………………………….91
Литература……………………………………………………………………………..91
Раздел IV. Социально-психологические проблемы межличностных отношений…………………………………………………………………………………….91
Глава 7. Социально-психологические проблемы межличностных отношений…..91
Глава 8.Социальная перцепция………………………………………….…………...99
Глава 9.Межличностная коммуникация……………….. …………………………113
Глава 10. Межличностная интеракция………………………………..……………118
Глава 11. Конфликтное взаимодействие……………………………………...…....127
Резюме ………………………………………………………………………………..139
Вопросы для самопроверки…………………………………………………………141
Литература …………………………………………………………………………..141
Раздел V. Социально-психологические проблемы групповых отношений...142
Глава 12. Социально-психологические проблемы группы……………………….144
Резюме ……………………………………………………………………………….156
Вопросы для самопроверки………………………………………………………...158
Литература…………………………………………………………………………...161
Раздел VI. Социально-психологические проблемы власти…………………..160
Глава 13. Социально-психологические проблемы власти………………………..160
Глава 14. Социально-психологические проблемы власти в ситуации
внегруппового поведения…………………………………………………………………..169
Резюме ………………………………………………………………………………176
Вопросы для самопроверки………………………………………………………..178
Литература…………………………………………………………………………..178
Раздел VII. Психология массового внеколлективного поведения…………..181
Глава 15. Социально-психологические проблемы массового поведения……….181
Глава 16. Массовые формы внеколлективного поведения……………………….188
Глава 17. Социально-психологические проблемы массовой коммуникации…...200
Глава 18. Социально-психологические проблемы моды и рекламы…………….211
Резюме…………………………………………………………………………..……221
Вопросы для самопроверки………………………………………………..……….224
Литература …………………………………………………………………………..224
ПРАКТИКУМ…………………………………………………………………..…..225
Практическое занятие 1: История формирования социально-психологических
идей………………………………………………………………………………......225
Практическое занятие 2. Предмет и метод курса «Социальная психология».…..228
Практическое занятие 3. Социально-психологические проблемы взаимосвязи
общества и личности…………………………………………………………………………230
Практическое занятие 4. Социо-культурная регуляция человеческой
деятельности и общения……………………………………………………………………..234
Практическое занятие 5. Социализация личности………………………………....236
Практическое занятие 6. Социально-психологическая структура личности.…....239
Практическое занятие 7. Социальная перцепция……………………………….….243
Практическое занятие 8. Межличностная коммуникация………………………...246
Практическое занятие 9. Межличностная интеракция……………………….........248
Практическое занятие 10. Конфликтное взаимодействие…………………………251
Практическое занятие 11. Социально-психологические проблемы группы……..254
Практическое занятие 12. Социально-психологические проблемы власти……...257
Практическое занятие 13. Социально-психологические проблемы власти в ситуации внегруппового поведения………………………………………………………...259
Практическое занятие 14. Социально-психологические проблемы власти в ситуации внегруппового поведения………………………………………………………...260
Практическое занятие 15. Социально-психологические проблемы массового поведения……………………………………………………………………………………..261
Практическое занятие 16. Массовые формы внеколлективного поведения……..263
Практическое занятие 17. Социально-психологические проблемы массовой коммуникации………………………………………………………………………………..264
Практическое занятие 18. Социально-психологические проблемы моды
и рекламы…………………………………………………………………………………….265
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………266
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ…………………………………………268
Тесты для самоконтроля……………………………………………………………..268
Ключи к тестам для самоконтроля……………………………………………….....281
Задания для контрольных работ……………………………………………...……..284
Экзаменационные вопросы………………………………………………………….286
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………..288
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………....303
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..305
Приложение 1. Диагностика межличностных отношений ……………………….305
Приложение 2. Тип поведения в трудной ситуации (Тест К. Томаса)……………314
Приложение 3. Социометрия………………………………………………………..318
Предисловие
Социальная психология имеет долгую историю, в которой принимали активное участие как великие мыслители прошлого, ученые-исследователи настоящего, так и обычные люди в своей жизни. Социальная психология – это наука и практика, изучающая законы и закономерности взаимосвязи индивидуального и социального, их взаимовлияния и взаимосвязи в различных социокультурных контекстах. В ней представлены различные аспекты взаимодействия людей в социальных группах.
Учебное пособие по социальной психологии – результат моего многолетнего ученичества у замечательных ученых и значимых для меня людей: Юрия Михайловича Федорова и Вадима Борисовича Ольшанского, повлиявших в свое время на мой профессиональный путь. Они открыли мир знаний о тайнах человеческих отношений незабываемыми лекциями, книгами и разговорами о проблемах социальной психологии, смыслах и ценностях человеческой жизни. С благодарностью вспоминаю своих учителей, прививших мне интерес к тайнам социальной психеи, и надеюсь, что материал, помещенный в пособии, будет полезен и интересен вам, читатели.
Выражаю признательность В.И. Бакштановскому, позволившему мне заниматься в годы аспирантуры интересными для меня проблемами, С.И. Бабицкой, предложившей чтение курса социальной психологии первым студентам-психологам в Тюменском ИПК ПК в 1980-х-1990-х гг., Е.Л.Доценко, убедившему написать этот труд, любимым ученикам и студентам, терпеливо или с интересом участвовавшим в диалогах на занятиях, Ю.П. Ковалевской и Е.В. Шафорост за техническую помощь в оформлении текста пособия.
Введение
Цель курса заключается в изучении теории и овладении практикой социальной психологии. Для этого вам, уважаемые студенты, необходимо прослушать лекции, прочитать рекомендованную литературу, подготовиться к активному участию в практических занятиях, сделать самостоятельную работу по предлагаемым темам, подготовиться и сдать зачет и экзамен. Студентам заочной и дистанционной формы обучения предстоит выполнить контрольные работы.
Пособие по социальной психологии составлено таким образом, чтобы помочь студентам освоить теоретический материал, подготовиться к семинарским занятиям, провести самостоятельную практическую работу. Учебное пособие включает весь круг основных вопросов социальной психологии. Для этого материал содержит различные точки зрения и результаты исследований предмета и актуальных проблем социальной психологии отечественных и зарубежных ученых.
Предложенные тестовые задания позволят студентам самостоятельно осуществить проверку знаний и подготовиться к групповому контролю знаний, предусмотренному ученым процессом. Они смогут выбрать темы и формы самостоятельных, контрольных работ или предложить собственные и, обсудив их с преподавателем, приступить к осуществлению. Социальная психология, как любая наука имеет свой понятийный аппарат, овладеть им поможет глоссарий в конце пособия.
Желаю успехов и интересных открытий.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
План
1. Три периода в истории социальной психологии
2. Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом
3. Развитие социальной психологии в нашей стране
4. Основные направления социальной психологии
План
Введение
1. Предмет социальной психологии
2. Основные методы социальной психологии
Введение. Уже в 19 веке зародилась мысль о том, что помимо индивидуальной психеи, души человеческого индивидуума в определенных условиях начинает проявляться некая надиндивидуальная, социальная психея, которая должна изучаться не общей, а социальной психологией. Замечено, что социальная психея возникает всякий раз, когда несколько индивидов собираются вместе и начинают составлять социальную общность. Их поведением начинает управлять коллективная, а не индивидуальная психея. Ее стали называть «социальной душой», «общественным сознанием» «коллективной психологией» и т.д., подразумевая нечто ментальное, лежащее за пределами индивидуальной субъективности. Замечено, что в обществе себе подобных мотивы поведения человека, его поступки, ценности и т.д. меняются. Его индивидуальная душа растворяется в некоей «коллективной душе», которая и управляет его поведением. Появилась новая отрасль научного знания, призванная «понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других» (Г. Олпорт).
Резюме
1. Социальная психология в своем развитии прошла три этапа. На первом этапе происходило накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н. э. - середина XIX в.). На втором этап произошло выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) и общей психологии (50-60-е годы XIX в. - 20-е годы ХХ в) в самостоятельную область знания. На третьем этапе социальная психология оформилась в экспериментальную науку (20-е годы и по настоящее время), такую же точную, как и отрасли естествознания.
2. Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом связано с деятельностью таких известных ученых как В. Мёде, Ф. Олпорта, Э. Мэйо, Томаса и Знанецкого, Тардта, Лебона, Вундта, К. Левина, Дж. Морено, С. Аша, Ст. Милгрема и других.
3. Развитие социальной психологии в нашей стране имеет драматическую историю и связано с деятельностью таких ученых как Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов, В.А. Артемов П.П. Блонский, Б.Д. Фридман, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.М.Андреева, В. Б. Ольшанский, И.С. Кон, Б. Д. Парыгин, Г.П. Предвечный, Ю.А. Шерковин, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Б.Ф. Поршнев, Л.И.Анцыферова, А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, Ю.М.Федоров и др.
4. К основным направлениям социальной психологии принято относить бихевиоризм и необихевиоризм (Б. Скиннер, Э. Халл, Д. Хоманс, А.Бандура и др.), неофрейдизм (Э. Фромм, Дж. Салливан, Г. Шепард, В. Шутц и др.), когнитивизм (К.Левин, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, С. Аш и др.), интеракционизм (Г. Мид и др.), социокультурный детерминизм (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).
5. Актуальные проблемы развития современной социальной психологии заключаются в смене основных парадигм, вызванных актуализированностью проблемы неадекватности методологического арсенала экспериментальной социальной психологии ее предмету - социальному поведению людей. В процессе ее решения возникли два направления (две парадигмы) социальной психологии: позитивистская (неопозитивистская) и социально-конструктивистская.
6. Социальная психология имеет маргинальный статус, который интегрирует различные подходы и выделяет предметные зоны:
· социально-психологические проблемы личности - социализация личности, социальные роли, статусы, диспозиционная структура личности;
· социально-психологические явления в малых группах (психологическая совместимость, психология групп и коллективов, совместимость, механизмы группового контроля, референтные группы, лидерство и руководство, конформизм);
· социально-психологические явления в больших группах (психология классов, наций, профессиональных групп и т.д.);
· массовидные явления психики (толпа, паника, публика, аудитория);
· массовое сознание (социальные эмоции, чувства, настроения, заблуждения, иллюзии, ценности, аттитюды);
· психологические механизмы влияния человека на человека (подражание, внушение, заражение);
· социально-психологические аспекты коммуникативных и информационных процессов (индивидуальная и массовая коммуникация, мода, слухи, сплетни, имидж, реклама, слухи, мифы).
7. Социальная психология как система научного знания включает в себя совокупность взаимосвязанных методологических уровней, позволяющих специалистам получать в процессе исследования фактический материал, теоретические построения, принципы, законы и категории, гипотезы, подтвержденные выводы, методы, методику и технику исследования.
8. Методы социально-психологического исследования делятся на количественные и качественные: наблюдение, эксперимент, анализ документов, опрос, метод экспертной оценки, социометрические методы исследования, фокус-групповая методика.
9. Важной частью социально-психологического исследования является составление его Программы. Она включает формулирование проблемы, цели и задач, объекта и предмета, интерпретацию понятий гипотезы, определение обследуемой совокупности, описание методов исследования.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные этапы формирования социально-психологических идей
2. Назовите основные проблемы современного этапа существования социальной психологии.
3. Вспомните дискуссии о предмете социальной психологии. В чем особенности различных точек зрения?
2. Перечислите основные методы социальной психологии.
Литература
(обязательная)
1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: МГУ, 1999.
2. Федоров Ю.М. Социальная психология.- Тюмень:ТюмГУ,1997.
3. Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов/н Д: Феникс, 2002.
(дополнительная)
1. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке.- М.: Наука, 1983.
2. Вопросы истории общей и прикладной психологии. Сборник статей.- Ростов/н Д: Феникс, 1978.
3. История зарубежной психологии. Тексты. -М.:Изд-во МГУ, 1986.
4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер,1998.
5. Милгрем С. Эксперимент в социальной психологии.- СПб.: Питер,2000.
6. Общая характеристика состояния теоретического знания в современной западной социальной психологии. \\ Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под. ред. Андреевой Г.М. и др.-М.: Изд-во МГУ, 1984.
7. Ольшанский В.Б. Практическая психология для руководителей, учителей и родителей. –Р/ н Д: Феникс, 1998.
8. Онучин А.Н. «Новая парадигма" в социальной психологии.//Мир психологии. № 3. 1999, с. 90-97.
9. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
10. Ярошевский М.Г. История психологии.- М.: Мысль, 1985.
Раздел II. Общие вопросы социальной психологии
Основные вопросы раздела. Общество как процесс совокупной человеческой деятельности. Культура как универсальный регулятор деятельности и общения. Ролевая теория. Социальные роли и маски человека. Социальные стереотипы эталоны и поведения. Гендерные роли. Социально-психологическая диагностика и проблема прогнозирования социального поведения человека. Понятие и виды социального поведения. Механизмы социальной регуляции поведения.
Основные понятия раздела: деятельность, знак, знаковое опосредствование, культура, роль, позиция социальная, правила, символ, социальные функции, статус личности, статус, субкультура, ценности, язык.
План
1. Общество как процесс совокупной человеческой деятельности
2. Ролевая теория или социальные роли и маски человека
План
1. Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности
2. Социально-психологические аспекты культуры
Резюме
1. Общество с точки зрения социальной психологии - это процесс совокупной человеческой деятельности.
2. Выполняя социальные функции, индивид в обществе играет социальные роли. Классификация социальных ролей.
3. Ролевые ожидания и социальные санкции. С помощью санкций различного рода общество осуществляет социальный контроль над человеком.
4. Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности.
В качестве регулятора человеческого поведения культура выполняет ряд функций: социализирующая, структурирования человеческой жизни, контроля поведения людей, формирования принадлежности группе.
Элементы культуры: язык, знаки, символы, правила и нормы, ценности.
Вопросы для самопроверки
1. Какова роль деятельностного подхода для понимания задач индивидов в существовании и развитии общества
2. В чем основное содержание ролевой теории?
3. Вспомните определение культуры, данное Дж. Смелзером.
4. Перечислите основные функции культуры.
5. Назовите основные элементы культуры.
Литература
(обязательная)
1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: МГУ, 1999.
2. Федоров Ю.М. Социальная психология.- Тюмень:ТюмГУ,1997.
(дополнительная)
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1968, С.296-297.
2. Кон И.С. Социология личности.- М.,1967,С.23.
3. Морено Дж. Социометрия.- М.,1958,С.259.
4. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей . - М.: Онега, 1994.
5. Ольшанский В.Б. Ожидания социальные // Философский энциклопедический словарь.- М., 1983.С.454-455.
6. Психология. Словарь. М.:Политиздат,1990,с.123.
7. Смелзер Н. Дж. Социология. //Социологические исследования, 1991-2.
8. Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов/н Д: Феникс, 2000.
План
1.Социализация как социально-психологическая проблема
2.Содержание процесса социализации личности
3.Институты социализации
Содержание процесса социализации личности
Содержание процесса социализации личности рассматривается в различных психологических школах по-разному.
Психоанализ рассматривает процесс личности через прохождение стадий, на каждой из которых ребенок преодолевает фрустрации и формируются фиксации. Опыт, приобретенный в раннем детстве, является базовым для поведения человека в течение всей жизни. Важными результатами процесса социализации для человека являются чувство вины, совесть, формирующиеся в детстве. З. Фрейд ввел понятие «идентификация», объясняющее механизм позволяющий успешно адаптироваться в детском возрасте. Идентификация может рассматриваться как процесс усвоения нравственных норм и ценностей, принятых в данной культуре через отождествление себя со значимым другим, являющимся носителем этой культуры и как защитный механизм, позволяющий преодолеть или адаптироваться к фрустрирующей ребенка ситуации.
Согласно концепции гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Бернс, В.Сатир и другие), главным достижением процесса социализации является формирование у человека чувство самоценности, которое во многом определяет особенности его поведения, реакции на других людей, способы переживания жизненных трудностей. Оно формируется, если ребенок растет в любви, т.е. безусловном принятии его самыми близкими людьми.
Социализация личности, по Э. Эриксону, проходит в течение всей жизни, до тех пор, пока индивид не станет зрелым, т.е. "мудрым индейцем, истинным джентльменом и крестьянином". Концепция процесса социализации Э. Эриксона включает в себя такие понятия как инфантильные конфликты и возрасты человека, соответствующие стадиям социализации, которые сопровождаются важными социально-психологическими личностными приобретениями. Психологическое развитие проходит через критические этапы, причем слово критические "означает здесь характеристику поворотных пунктов, решающих моментов выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. Ученый пишет: «…Каждая существующая культура для того, чтобы развить свой особенный стиль личностной целостности, предполагаемый ее историческим местом, использует свое особое сочетание инфантильных конфликтов наряду со специфическими побуждениями и запретами инфантильной сексуальности.
Инфантильные конфликты только тогда становятся продуктивными, когда они получают сильную поддержку со стороны культурных институтов и правящих классов. Для того чтобы достичь и пережить состояние личностной целостности, индивид должен представлять себе, как стать последователем людей и идолов, олицетворяющих в себе религию и политику, экономический порядок и технологию. Личная индивидуальность поэтому предполагает эмоциональную интеграцию позволяющую соучастие в деятельности посредством следования "идолам"- так же как и принятие ответственности за последствия» [36].
Разрабатывая теорию социализации личности, ученые обращали внимание на различные аспекты этого процесса. Л. Колберг (1963) придавал большое значение нравственному развитию личности, считая, что оно проходит шесть стадий. Не связывая их с определенным возрастом, Колберг считал, что большинство людей достигают по крайне мере третьей стадии нравственного развития, а некоторые - на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.
Первые две стадии относятся к детству, когда ребенок еще не усвоили представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Первая стадия характеризуется стремлением ребенка избежать наказания, а вторая - стремлением получить поощрение от взрослых.
Только на третьей стадии нравственного развития человек начинает отчетливо осознавать и принимать во внимание мнение других и стремятся действовать так, чтобы получить их одобрение. На этой стадии у человека формируются собственные представления о хорошем и плохом, он по-прежнему стремится приспособиться к окружающим и заслужить социальное одобрение.
На четвертой стадии человек осознает интересы общества и правила поведения в нем. Проявлением нравственного сознания может служить поведение человека возвратившего лишние деньги кассиру, который дал слишком много сдачи, потому что "это правильно". По мнению Л. Колберга, на третьей и четвертой стадиях человек способен совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.
Человек, находящийся на пятой стадии нравственного развития способен рассуждать возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. Он способен делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все люди будут поступать определенным образом. У него формируются собственные суждения о том, такое хорошо и что такое плохо. Он понимает относительность моральных требований, например, может быть оправдана "ложь во спасение", щадящая чувства другого человека.
Шестая стадия нравственного развития личности наивысшая. У человека сформировано собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Колберг считает что люди, достигшие этого уровня нравственного развития, лишены эгоцентризма, они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. По мнению Н.Дж. Смелзера (1999), Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.
Теория Л. Колберга имеет как своих последователей, так и критиков. Критика объясняется сложностью определения поведения людей, которое не вполне соответствует той или иной стадии. Даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях.
Нет согласия во мнениях психологов относительно сроков социализации. Так одни считают, что социализация человека заканчивается к 6 годам, другие отводили ей время завершения учебы и получения профессии, третьи – что она происходит в течение всей жизни (О.Г.Брим-младший, Андреенкова и др.)
В связи с этим возникает вопрос о содержании этапов социализации личности. До этого времени психологи в основном уделяли внимание социализации личности в детском возрасте, возникает вопрос о содержании процесса социализации взрослых. Если разделять точку зрения на процесс социализации личности как на усвоение норм, ценностей, основных социальных ролей, принятых в данной культуре, то можно выделить несколько факторов, влияющих на этот процесс в течение всей жизни человека. Внешние факторы, например, динамичность социальной жизни, требует нового поведения, новых социальных ролей. Внутренние факторы, например, динамичность индивидуальной жизни, которая вызвана возрастными кризисами, изменением условий жизни человека: эмиграция, смена профессиональной деятельности, возрастных задач, решаемых человеком (выход на пенсию, старость и т.д.). Видимо содержание процесса социализации взрослых отлично от социализации детей. Хотя приобретенный опыт и навыки на ранних этапах, безусловно, являются базовыми в личности человека.
Механизмы социализации - это то, что способствует процессу приобретения человеком необходимых навыков, норм и правил поведения, принятых в культуре данного общества. Выделяют позитивные механизмы и негативные. К позитивным относят имитацию илиподражание- осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения иидентификацию-отождествление детьми с родителями: принятие родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. К негативным - стыд и чувство вины,поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его.
Институты социализации
На протяжении всей жизни человека происходит смена институтов социализации. В младенческие годы - это семья и ближайшее окружение: взрослые, которые о них заботятся, это родители, братья и сестры, родственники, приходящие няни, друзья семьи. В детстве и юности к ним прибавляются школа с учителями, сверстниками или более старшими школьниками, воспитатели в летних лагерях, значимые взрослые – наставники и т.д. В более взрослом возрасте - руководители, или значимые другие, те, кого принято называть учителями жизни.
В современной культуре важным институтом социализации личности являютсясредства массовой информации, так как не только дети, но и взрослые в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на личность, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.
План
1. Проблема личности в обществознании
2. Социально-психологическая структура личности
3. Диспозиционная структура личности
4. Саморегуляция социального поведения
Резюме
1. Социализация- это необходимый для человека процесс, в результате которого он усваивает нормы, правила, ценностные установки, основные социальные роли, принятые в данной культуре и научается жить в обществе. Этот процесс протекает в течение всей жизни человека до тех пор, пока индивид не станет зрелым, т.е. «мудрым индейцем, истинным джентльменом и крестьянином» (Э. Эриксон).
2. Содержание процесса социализации личностивключает в себя прохождение стадий психологической зрелости, на каждой из которых ребенок преодолевает фрустрации и формируются фиксации. Согласно концепции гуманистической психологии главным достижением процесса социализации является формирование у человека чувство самоценности, которое во многом определяет особенности его поведения, реакции на других людей, способы переживания жизненных трудностей. Оно формируется, если ребенок растет в любви, т.е. безусловном принятии его самыми близкими людьми. Важное значение для результата социализации имеет нравственное развитие личности, которое проходит шесть стадий (Л. Колберг).
3.Механизмы социализации- это то, что способствует процессу приобретения человеком необходимых навыков, норм и правил поведения, принятых в культуре данного общества. Выделяют позитивные механизмы и негативные. К позитивным относят имитацию илиподражание- осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения иидентификацию-отождествление детьми с родителями: принятие родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. К негативным - стыд и чувство вины,поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его.
4. Институты социализации.На протяжении всей жизни человека происходит смена институтов социализации: семья и ближайшее окружение, школа, руководители, или значимые другие, те, кого принято называть учителями жизни,средства массовой информации, так как не только дети, но и взрослые в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на личность, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.
5.В социальной психологии в структуру личности принято включать Я-концепцию, мотивы и потребности, установки, социальные роли, ценности.
6. Я- концепция – это система представлений человека о самом себе. Формирование Я-концепции человека происходит в процессе накопления опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Я-концепция может рассматриваться как совокупность установок «на себя», включающих образ Я, самооценку, потенциальную поведенческую реакцию (Р.Бернс).
Я-концепция выполняет функции структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества и мотивирования к повышению собственной значимости.
7. Следующий компонент в социально-психологической структуре личности - мотивы и потребности. Мотив- это «побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность…». «Потребность-свойство организма требовать для своего нормального функционирования строго определенных условий, без которых он не может поддерживать состояние внутреннего равновесия» (К. Обуховский).
8. Важным компонентом социальной структуры личности являются установки, под которыми принято понимать готовность к определенному поведению, реакции. Они могут быть перцептивными, моторными, социальными. В.Б. Ольшанский пишет, что «в конечном счете, всякая установка ориентирована на определенную линию поведения. Но для того, чтобы достигнуть цели, надо нацеливаться не туда, где она находится в данный момент, а туда, где, вероятно, окажется, когда до нее дойдут направляемые усилия. Установку можно рассматривать как своеобразный аппарат вероятностного предвидения, служащий для направления активности организма в соответствии с поступающей в мозг информацией и информацией, хранящейся в нем» (В.Б. Ольшанский,1994).
Близким к понятию «установка» является «аттитюд». Первыми ввели этот термин в научный оборот У.Томас и Ф. Знанецкий (1882–1958), понимая под ним установку, направленность личности на тот или иной вектор поведения.
Эксперимент Лапьера показал, что многие словесные заявления людей продиктованы нормами и ценностями того социального круга, к которому они принадлежат. Однако, оказавшись в реальной ситуации взаимодействия с конкретными людьми, человек испытывает влияние другого рода — давление самой этой ситуации и готов подчиниться скорее сложившимся условиям, нежели абстрактным установкам.
В межличностных отношениях аттитюд имеет следующие социальные функции:
-инструментальную или утилитарную, как готовность приспособить какого-либо человека для достижения собственных целей,
- защитительную, как повышенная уязвимость, готовность в любой момент дать отпор другому: огрызнуться, отстоять представления о самом себе и свою самооценку,
- ценностно-экспрессивную функцию как готовность отстаивать перед другим человеком собственную систему взглядов, убеждать его в обоснованности определенных мнений и оценок,
- познавательную функцию как стремление почерпнуть из беседы с новым человеком сведения о мире и людях, дополнительные к сложившейся картине мира (В. Ольшанский).
9. Аттитюды тесно связаны с ценностями и убеждениями человека. М. Рокич является одним из первых ученых наиболее полно изучившим и описавшим типы человеческих убеждений. Он выделяет следующие убеждения: анонимные примитивные убеждения, приватные, примитивные убеждения, авторитетные убеждения, извлеченные (derived) убеждения, малозначимые (inconseguental) убеждения.
Модель М. Рокича позволяет понять логику распространенного выделения в аттитюдах познавательного, оценочного и поведенческого параметров.
10. Важным элементом социальной структуры личности являются ценности. М. Рокичем дается следующее определение: ценности -это устойчивое убеждение, что специфический тип поведения или конечное состояние существования, есть личностно или социально предпочтительнее другому или противоположному типу поведения или конечному состоянию существа. По Рокичу, ценности имеют относительный характер, то есть в различных ситуациях человек склонен вести себя по-разному.
Ценности-представления различаются как дескриптивные или экзистенциальные, когда ценность может быть истинной или ложной; эволюативные, где объект суждения может быть плохим или хорошим, но не может быть ложным или истинным и прескриптивные -где конечная цель и средства могут быть желательными или не желательными.
Ценности могут содержать в себе коммуникативные аффективные и поведенческие компоненты.
11. Объективный уровень социальной структуры личности составляют социал