Развитие социальной психологии в нашей стране

Развитие идей социальной психологии в нашей стране имеет свою историю. Среди мыслителей XVIII века следует упомянуть В.Н.Татищева, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева. Видное место социально-психологические идеи занимают в работах таких русских мыслителей XIX – н. ХХ века: Н.Г. Чернышевский Н.К. Михайловский, В. Г. Плеханов, В.М. Бехтерев, А. Копельман и др.

20 - 30-е годы - это этап становления и роста марксистской социальной психологии. Впервые вопрос о предмете социальной психологии в 20-е годы был поставлен Г.И. Челпановым в работах «Психология и марксизм», «Социальная психология или «условные рефлексы»?», в которых обосновывался тезис о психологии как социальной. Разрабатывалось направление, получившее название «психология поведения.

Большой вклад в развитие социально- психологических идей в нашей стране внесла школа реактологии В.М. Бехтерева. Он считал социальную психологию одной из областей социологии, понимая под ней, прежде всего, психологию группы, которая изучает психические проявления в тех случаях, когда образуются социальные объединения (два и более индивида), массовидные явления группы, коллективное наблюдение, коллективное сосредоточение, коллективные эмоции и настроения. Задачей коллективной рефлексологии является установление характера «социальной связи, устанавливаемой между отдельными индивидами», влияния характера взаимосвязи индивидов на особенности психической деятельности коллектива и влияния коллектива на личность, особенности поведения личности в коллективе. Заслуга В.М.Бехтерева состояла в том, что он поставил вопрос о необходимости социальной психологии как науки и определил ее предмет.

Школа реактологии (К.Н. Корнилов, В.А. Артемов и др.)пыталась учесть как объективное, так и субъективное в поведении человека. К предмету социальной психологии К.Н. Корнилов относил «изучение поведения человека в коллективе». В.А. Артемов, который резко критиковал «коллективную рефлексологию» за то, что вся система построена на основе принципа рефлекса, объем понятия которого расширен до «гиперболических размеров». В работе «Введение в социальную психологию» В.А. Артемов к предмету социальной психологии относил следующие явления: психологическую природу коллективного акта, куда входит сравнительный анализ поведения в коллективе и вне его; формы собственно коллективного поведения, к которым он относил чувство собственного достоинства, взаимопомощь и борьбу, симпатии, подражание, словесное воздействие, внушение, различные виды оценок человека; психологическую сторону общественных институтов и установлений, куда включались моды, нравы, обычаи и т.д.

Из многочисленных направлений в отечественной социальной психологии можно выделить школу П.П. Блонского изучающую психологию как науку о поведении; деятельность Б.Д. Фридмана, А.Р. Лурии, А.П. Варьяша, которыми были поставлены проблемы социальной обусловленности человеческой деятельности, проблема характера, проблема формирования нравов, традиций с ложных позиций эклектики фрейдизма и марксизма, работы Л.Н. Войтоловского и М.А. Рейснера.

Особо выделим так называемую культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского.Согласно этой концепции, культура человеческого рода хранит универсальную информацию о поведении индивидов. Появляясь в этом мире, мы усваиваем определенный фрагмент этой культуры, именно тот фрагмент, который потом будет регулировать наше поведение в конкретных видах деятельности. Вне культуры взаимодействие людей невозможно. Социализация индивида есть приобщение к культуре рода. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев разрабатывали деятельностный подход в социальной психологии.

Однако в силу ряда объективных и субъективных причин социальная психология в нашей стране не оформилась в самостоятельную науку. С начала второй половины 30-х годов после Постановления от 4 июля 1936г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (Директивы ВКП(б) и Постановления Советского правительства о народном образовании за 1917 - 1947 годы, М., 1947, с. 193) развитие социальной психологии фактически прекратилось. Педология, психотехника, социальная психология рассматривались как буржуазные лженауки. Господствующим стало утверждение, что советская психологическая наука по природе своей социальна, и разрабатывать особую социальную психологию - значит протаскивать в отечественную науку буржуазные теории

После длительного и трагичного перерыва в истории развития социальной психологии в нашей стране в 1958-59 годах появляются первые публикации по вопросам социальной психологии, развертываются конкретные социально-психологические исследования. С 1962 года в печати начинает обсуждаться вопрос о предмете социальной психологии и ее месте в системе общественных наук. К концу 60-х - началу 70-х годов в основном завершился процесс становления и выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. В 1962г. в ЛГУ организуется первая в стране лаборатория социальной психологии. Возникают многочисленные исследовательские центры в Москве, Ленинграде, Курске, Костроме, Ярославле, Киеве, Минске, Тбилиси, в республиках Прибалтики. В 1968 году создается кафедра социальной психологии в ЛГУ, а в 1972 году и в Москве. Такова история формирования социально-психологических идей. Среди выдающихся ученых, развивающих социальную психологию как науку в нашей стране можно назвать Г.М.Андрееву, В. Б. Ольшанского, И.С. Кона, Б. Д. Парыгина, Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина, А.В.Петровского, К.К.Платонова, Б.Ф. Поршнева, Л.И.Анцыферову, А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова и др.

Основные направления социальной психологии.К основным направлениям социальной психологии принято относить бихевиоризм и необихевиоризм(Б. Скиннер, Э. Халл, Д. Хоманс, А.Бандура и др.), неофрейдизм(Э. Фромм, Дж. Салливан, Г. Шепард, В. Шутц и др.), когнитивизм (К.Левин, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, С. Аш и др.), интеракционизм (Г. Мид и др.), социокультурный детерминизм (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).

Наши рекомендации