Автор: кандидат пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Акулова О.В

Задачи.

1. Формирование когнитивной компетенцииза счет освоения представлений о теоретических основах альтернативных педагогических систем; о специфике применения теории и технологии Ф.Фребеля и М.Монтессори для проектирования и организации дошкольного образования.

1. Формирование практической компетенциив процессе развития умений: проектировать задачи и содержание образовательного процесса дошкольных учреждений на основе ретроинновации альтернативных педагогических систем и технологий; применять идеи альтернативных авторских технологий Ф.Фребеля и М.Монтессори для повышения качества учебно-воспитательного процесса дошкольного и семейного образования.

Содержание дисциплины

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
  Альтернативные системы раннего образования в контексте истории кафедры дошкольной педагогики. - -
1. Значение альтернативной системы Ф.Фребеля для дошкольного образования.Философско-педагогическая концепция Ф.Фребеля.Фребель о четырех инстинктах ребенка: деятельности, познания, художественный и религиозный. Развитие и самораскрытие природных особенностей ребенка как цель работы Детского Сада. -  
2. Игра - ядро педагогики детского сада. Игра как инстинкт и основная деятельность ребенка. Выражение в игре внутреннего мира ребенка через изображение внешнего мира. Многообразие игр в педагогическом процессе детского сада.    
3. Дары и художественные рукоделия в системе Ф.Фребеля.Характеристика дидактических материалов, их развивающий потенциал. Методические рекомендации к использованию фребелевских даров и рукоделий. Сущность деятельности садовницы (фребелички) при работе ребенка с материалами.  
4. Ретроинновация альтернативной технологии Ф.Фребеля.Технология определения целей и задач образовательной деятельности на основе педагогической концепции Ф.Фребеля. Современные методы работы с фребелевскими дарами и рукоделиями.    
5. Концептуальные положения авторской альтернативной педагогической системы М.Монтессори.Система М.Монтессори как опыт развития идей свободного воспитания начала 20 века. Природа ребенка в Монтессори-педагогике. Учет сенситивных периодов его развития. Сочетание опосредованного и непосредственного воздействия педагога на развитие ребенка. -  
6. Интеллектуальное развитие ребенка в Монтессори-педагогике.Сенсорика какоснова развития интеллектуальных способностей. Развитие восприятия в процессе деятельности с материалами на различение цвета, величин, характера поверхности, веса и звуков. Методика обучения детей «письму-чтению» М.Монтессори как альтернативная система вхождения ребенка в письменную речь. Характеристика дидактического материала М.Монтессори на обучение счету.    
7. «Подготовленная среда» как средство саморазвития и самообучения ребенка.Принципы и правила организации предметно-развивающей среды в Домах ребенка М.Монтессори. Автодидактизм как основная характеристика материалов. Роль педагога в самостоятельной деятельности детей с пособиями и атрибутами.  
8. Ретроинновация альтернативной технологии М.Монтессори.Развивающий потенциал Монтессори-педагогики. Опыт МАМА как основа ретроинновации. Целостное и поэлементное использование структурных элементов системы Монтессори в современном дошкольном образовании.    
  Содержание вариативной самостоятельной работы.      
Итого: -

Содержание самостоятельной работы по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов   Сроки отчетности
1. Значение альтернативной системы Ф.Фребеля для дошкольного образования. Изучение литературы. Подготовка ксерокс-конспекта одной из глав книги Ф.Фребеля «Воспитание человека».   12.10.12
2. Игра - ядро педагогики детского сада. Подготовка компьютерной презентации.   12.10.12
3. Дары и художественные рукоделия в системе Ф.Фребеля. Подготовка к семинару в диалоговом режиме, изучение теоретической литературы.   26.10.12
4. Ретроинновация альтернативной технологии Ф.Фребеля. Создание электронной картотеки «Фребелевские рукоделия в современном детском саду». .11.12
5. Концептуальные положения авторской альтернативной педагогической системы М.Монтессори. Изучение литературы. Подготовка ксерокс-конспекта одной из глав книги М.Монтессори «Мой метод научной педагогики».   .11.12
6. Интеллектуальное развитие ребенка в Монтессори-педагогике. Подготовка компьютерной презентации.   .12.12
7. «Подготовленная среда» как средство саморазвития и самообучения ребенка. Подготовка к семинару в диалоговом режиме, изучение теоретической литературы.   .12.12
8. Ретроинновация альтернативной технологии М.Монтессори. Создание электронной картотеки «Работа с Монтессори-материалами в современном детском саду». .12.12
Итого: 60 часов

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
  3. Дары и художественные рукоделия в системе Ф.Фребеля. Разработка методического пособия для воспитателей дошкольного образования «Фребелевские рукоделия»  
  4. Ретроинновация альтернативной технологии Ф.Фребеля. Подготовка к презентации раздела электронного журнала для педагогов и родителей «Педагогика Ф.Фребеля в современном дошкольном и семейном воспитании».    
  7. «Подготовленная среда» как средство саморазвития и самообучения ребенка. Разработка плоскостного макета «Монтессори-материалы в среде группы детского сада».  
  8. Ретроинновация альтернативной технологии М.Монтессори. Подготовка к презентации раздела электронного журнала для педагогов и родителей «Монтессори-педагогика в современном дошкольном и семейном воспитании».    
Итого: 22 часов

Итоговая аттестация:

Осуществляется в форме дифференцированного зачета, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.

Задания для самостоятельной работы, предлагаемые магистрантам в ходе промежуточного контроля, ориентированы на успешное прохождение итоговой аттестации — дифференцированного зачета, который может быть выставлен на основе рейтинговой оценки, набранной за самостоятельно выполненные задания и работу на аудиторных занятий.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова.- М., 2001.

2. Монтессори М. Мой метод научной педагогики. – М., 2006.

3. Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: теория и практика. Учебное пособие. М., 2006

4. Хилтунен Е. Дети Монтессори. Книга для педагогов и родителей. – М., 2008

5. Фребель, Ф. Воспитание человека; Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. - М., 2003.

б) дополнительная литература:

1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.

2. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.- М., 2003.- С. 90.

3. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. Статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М., 2000.

4. Монтессори М. Дети – другие. – М., 2005.

5. Парамонова, Л.А., Протасова, Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. - М., 2001.

6. Хилтунен Е. «Уроки на корточках». Книга о воспитании детей в духе педагогики М.Монтессори. – М., 2006

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

http://www.resobr.ru/ Ресурсы образования. МЦФР.

http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал.

http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml / Качественное образование. Приоретный национальный проект «Образование».

http://window.edu.ru/window / Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно-библиотечные системы (ЭБС):

http://lib.herzen.spb.ru/ Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И.Герцена

http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека

http://www.lib.ru/ Электронная библиотека открытого доступа

Автор: кандидат пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Акулова О.В.

Наши рекомендации