Способы приобретения психологических знаний
1. Житейские и научные психологические знания о себе и других людях
2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в науке
3. Методы психологии
Житейские и научные психологические знания о себе и других людях
Внутренний мир человека называют также субъективным, подчеркивая тем самым его принадлежность конкретному субъекту, так как воспринимает, мыслит, переживает всегда определенный человек
Существует еще одно обозначение внутреннего, субъективного мира человека – психологический мир. Все эти понятия в данном контексте являются синонимами. В обыденной жизни для обозначения реальности внутреннего
мира пользуются также понятием «душевная жизнь человека». Душевная жизнь человека или его внутренний (субъективный) мир – это специфическая область науки психологии.
Для осознающего себя человека наличие внутренней жизни – первичная и самоочевидная реальность. Мысли о внешнем мире, переживание событий своей жизни, самоощущение, внутреннее чувство выступают для человека прямым и непосредственным доказательством его существования в мире. Например, знаменитое «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую») французского философа Р. Декарта указывает, что мышление – единственный критерий достоверности собственного существования.
Мир явлений внутренней жизни человека чрезвычайно богат и многообразен. В своем сознании человек хранит образы мира, в котором он живет, он имеет представление об окружающем, понимает и объясняет природный и социальный миры. Иначе говоря, человек имеет мировоззроение: картину мира и образ самого себя (образ Я) в этом мире.
Но образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в естествознании и обществоведении. Человеческие образы, представления, мысли пристрастны, они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Психологические знания помогли людям лучше познать друг друга, повлиять на отдельные действия и поступки, учесть индивидуальные особенности.
Эти знания накапливались, передавались из поколения в поколение, закреплялись в пословицах и поговорках, произведениях искусств. Но они были лишены систематичности, доказательности и поэтому не могли быть твердой основой для работы с людьми. Житейскую психологию часто еще называют донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке. Тем не менее обе они существует одновременно. Носителями житейской психологии являются конкретные люди, каждый из нас своего рода житейский психолог. Конечно же, все люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости.
Житейские психологические знания существенно отличаются от научных прежде всего тем, что они основаны на интуиции и носят конкретный ситуативный характер. Знания, которыми располагает житейская психология, базировались в основном на наблюдениях и предположениях. Их основу составляют совместная деятельность, общение, реальные взаимоотношения людей. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только значение слов речи, но и контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни.
Первоначально психологическое знание как бы вплетено в живую ткань действительности и поступка. В последующем и способы практического действия, и субъективные состояния получают свое отражение, начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Многие из этих слов составляют понятийный строй научной психологии. Конечно, содержание терминов житейской психологии и психологической науки существенно расходятся. Но тем не менее человек, начинающий осваивать науку психологию, имеет, как правило, свое, сложившееся в жизненном опыте представление о психологии, свой образ человека.
Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных обрядах, традициях, поговорках, в сказках, устном народном творчестве, притчах, песнях и т.п.
Существование житейской психологии ставит вопрос о ее отношениях с научной психологией. Ответить на него можно, зафиксировав различия между житейской и научной психологией.
Существуют различия в объекте житейской и научной психологии, т.е. различия в том, кто и что становится источником психологических знаний. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя самые разнообразные проявления человеческой психики.
Отсюда следует и другое различие – в уровне обобщенности знаний. Знания житейской психологии приурочены к конкретным людям и ситуациям, поэтому они мало обобщены и ситуативны. Часто они выражаются образно, метафорически. Знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют акты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей во внутренней жизни. Как правило, они выражены в понятиях.
Житейские и научные знания отличаются также и в способах их получения. Житейские знания о психологии приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для приобретения знаний использует целый арсенал специальных научных методов, помощью которых материал обобщен, систематизирован, представлен в концепциях, теориях, конструкциях. Психологической науке свойственна тенденция к расчлененному описанию психологической реальности. Знания житейской психологии несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг другу.
Существенно различаются пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии. В житейской психологии они передаются из уст в уста. Для научных знаний существуют социально отработанные и закрепленные способы формы сохранения, пополнения, передачи знаний: исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и др.
Для продуктивного взаимодействия с другими нужны фундаментальные психологические знания, которые обобщали бы соответствующий опыт всего человеческого сообщества, а не только личный опыт встреч с другими и с самим собой. Вместе с тем недопустимо пренебрежительное отношение к житейской психологии. Обобщенный и научно выраженный опыт совместной жизнедеятельности людей получает свою значимость, когда он «пропущен» через внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние.