Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в науке

Как уже было отмечено выше, научная психология для получения знаний использует целый арсенал специальных научных методов.

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология учит, как надо действовать ученому и практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные принципы науки и т.п.

Основополагающим для психологии является различение естественнонаучного и гуманитарного подходов в объяснении и понимании человека. Это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.

Парадигма – совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде.

Наука представляет особую форму человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительном мире. Две установки характерны для классического естествознания: ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования). Главной целью естествознания провозглашалось построение абсолютной истинной картины мира, познание объективных законов природы. Свойства целого объекта полностью определяются состояние и свойствами его частей. Объяснение понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления.

Таким образом, парадигма естественнонаучная – принцип организации научного исследования и способ интерпретации его результатов по критериям их проверяемости, воспроизводимости и неизменности; естественнонаучное знание объектно, непредвзято, беспристрастно.

Однако объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность. Поэтому в науке начинает развиваться так называемая гуманитарная парадигма. Буквальное значение слова «гуманитарный» - относящийся к познанию человека. Понимание этого термина связано со знанием собственно человеческого в человеке, с познанием человеческой субъективности. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Парадигма гуманитарная – исследовательский подход, связанный с признанием самоценности единичного события; в изучении развивающихся объектов (человек, общество) реализуется принцип единства истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного, гумантитарное знание всегда персоналистично.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции, она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни.

Одним из основных способов познания человека и его природы является понимание. Понимание – это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому. Понимание исторического события, произведения культуры, внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, своеобразное вживание в изучаемую реальность.

Различие естественнонаучного и гуманитарного подходов отчетливо проявилось в психологии. Уже в 19 веке обозначилась неадекватность методологии естествознания в психологическом познании человека, что позволило В. Дильтею противопоставить друг другу объяснительную и описательную (понимающую) психологии.

Объяснительная психология ориентируется на требования и познавательные средства естествознания и стремится «объяснить уклад душевного мира с его составными частями, силами и законами точно так, как физика и химия объясняют строение мира телесного». Она стремится подчинить явления душевной жизни причинной связи, взяв за основу ограниченное число исходных психических элементов (ощущения, чувства). Такая психология представляет собой «учение о душе без души», она не способна проникнуть в духовную ценность человека, понять человеческую индивидуальность.

Но если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Предметом описательной психологии «должны являться развитой человек и полнота душевной жизни»

Методы психологии

Основными способами получения фактов в психологии являются следующие эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

Наблюдение – фиксация проявление поведения и получения суждений о субъективных психологических явлений. Это целенаправленное, обусловленное определенными задачами восприятие психических явлений, внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Самонаблюдение – вид наблюдения, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта. Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходима полнота наблюдения.

Эксперимент – метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент может протекать в лабораторных или естественных условиях. Основная задача психологического эксперимента в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. От наблюдения эксперимент отличается рядом особенностей: исследователь сам вызывает изучаемое им явление; экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания; возможность попеременного исключения отдельных условий (переменных),

с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий и допускает математическую обработку полученный в исследовании данных.

Тест – стандартизованное психологического испытание для установления определенных психических качеств человека, оценки психических процессов. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития психических качеств человека. Тестирование применяется в целях психологической диагностики, для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции. Выделяют тесты способностей, тесты достижений, тесты, используемые в профориентационной работе, проективные тесты и т.д. Квалифицированное применение тестов, проведение психологической диагностики требуют профессиональной психологической подготовки и связаны с принятием этических норм тестирования. Непрофессиональное использование тестов может принести вред личности из-за ложной интерпретации его данных.

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе является письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации используются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной.

Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Преимущество этого метода в том, что в нем может одновременно участвовать группа лиц. Полученные данные могут быть математически обработка. Существуют определенные требования к составлению вопросов анкеты. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной информации, но и компрометирует сам метод. Полученные при анкетировании данные являются первичной ориентировкой и намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для методов беседы и интервью.

Интервью – сбор информации, получаемой в виде ответов на поставленные вопросы.

Беседа - метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения.

Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Правомерность использования метода анализа продуктов деятельности не вызывает сомнений. О силе таланта и личности писателя мы судим на основе его произведений. В психолингвистике разработан вариант анализа продуктов деятельности – контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора.

Специфической формой метода анализа продуктов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.

Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам ее биографии (например, дневники).

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

Проблема возможностей и границ использования математических методов в психологии вызывает споры среди психологов. Представители естественнонаучного направления настаивают на необходимости превращения психологии в точную науку, на широком использовании в ней количественных методов. Сторонники гуманитарной ориентации в психологии указывают на невозможность установить количественные границы такого феномена, как внутренний мир человека. Понятие точности познания применительно к человеку наполняется иным содержанием, нежели в естествознании и математике.

Тема 4

Наши рекомендации