Практическое занятие № 6. Социальная установка
1. Понятие социальной установки. Структура и функции социальной установки.
2. Три типа установок по принципу их образования.
3. Формирование установок на основании поведения.
4. Проблема расхождения установок и поведения. «Парадокс Лапьера».
5. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения В.А. Ядова.
Задание на самостоятельную работу по теме № 4, 5.
1. Ознакомиться с методикой теста «Установки личности на себя (Self attitude)» (Манфорд Кун, Томас Макпартленд, 1954). Пройти тест онлайн.
2. Ознакомиться с модификациями теста Куна и Макпартленда.
3. Ознакомиться с методикой многофакторного исследования личности Кэттела.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2010.
2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2014.
3. Преображенская А.В. Социальная психология: Тексты лекций. – СПб.: Гамма, 2016.
4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014.
5. PSYERA: Гуманитарно-правовой портал / Социальная психология. Режим доступа: http://psyera.ru/articles/socialnaya-psihologiya
6. Методика многофакторного исследования личности Кэттелла // Энциклопедия психодиагностики. - Режим доступа: http://psylab.info/Методика_многофакторного_исследования_личности_Кэттелла
7. Тест Куна и Макпартленда // Энциклопедия психодиагностики. - Режим доступа: http://psylab.info/Тест_Куна_-_Макпартленда
Типовые контрольные вопросы для проведения текущего контроля по разделу 2 (темы 4, 5, 6)
1. В чем отличие философского и психологического подхода к определению понятия личности?
2. В чем отличие социологического и социально-психологического подхода к определению понятия личности?
3. Назовите основные компоненты структуры личности.
4. Что такое «социализация»?
5. Назовите основные этапы социализации личности.
6. Как вы думаете: процесс социализации заканчивается по достижении социальной зрелости, или личность претерпевает изменения и в дальнейшем, вплоть до глубокой старости?
7. Поясните проявление эффекта ссылки на себя на примере какой-либо ситуации из вашего личного опыта.
8. Назовите основные ошибки самопознания.
9. Перечислите основные факторы формирования Я-концепции.
10. Что такое «социальная установка»?
11. Какова структура социальной установки?
12. В чем суть проблемы соотношения установок и поведения?
13. Сформулируйте основные положения диспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А. Ядова.
Раздел 3 Социальная психология общения
Практическое занятие № 7. Социальное познание: познание других людей.
1. Понятие социального познания. Специфика социального познания.
2. Правила интеграции впечатлений о других людях.
3. Теория каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.
4. Предрассудки и предубеждения в познании других людей.
5. Роль эмоций и настроения в познании других людей.
Практическое занятие № 8. Понятие и функции общения
1. Соотношение понятий «коммуникация» и «общение».
2. Общение как коммуникационный процесс.
3. Межличностное общение. Классификация межличностного общения.
4. Стэнфордская модель коммуникационного процесса.
5. Основные понятия: коммуникация, информация, коммуникативные барьеры, обратная связь.
Практическое занятие № 9. Целенаправленное коммуникативное воздействие
1. Понятие и структура целенаправленного коммуникативного воздействия (ЦКВ).
2. Социально-психологические характеристики основных компонентов ЦКВ: коммуникатор, сообщение, канал, получатель (аудитория коммуникации).
3. Теория убеждающей коммуникации Йельской школы.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2010.
2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2014.
3. Преображенская А.В. Социальная психология: Тексты лекций. – СПб.: Гамма, 2016.
4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.:Юрайт, 2014.
5. PSYERA: Гуманитарно-правовой портал / Социальная психология. Режим доступа: http://psyera.ru/articles/socialnaya-psihologiya
6. Йельская школа убеждающей коммуникации // Госы на ФЖ НГУ. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/gosyfjnsu/voprosy-k-ekzamenu/psihologia-mk/4-jelskaa-skola-ubezdausej-kommunikacii
7. Ховланд, Карл Ивер // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ховланд,_Карл_Ивер
Типовые контрольные вопросы для проведения текущего контроля по разделу 3 (темы 7, 8, 9)
1. Сформулируйте определение социального познания.
2. Назовите правила интеграции впечатлений о других людях.
3. Что такое «каузальная атрибуция»?
4. Объясните причины фундаментальной ошибки атрибуции.
5. Какую роль играют предрассудки и предубеждения в познании других людей?
6. Какова роль эмоций и настроения в познании других людей?
7. Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»?
8. Назовите виды межличностного общения.
9. Назовите социально-психологические барьеры коммуникации.
10. Сформулируйте определение целенаправленного коммуникативного воздействия.
11. Дайте социально-психологические характеристики основных компонентов целенаправленного коммуникативного воздействия.