Практическое занятие №3 Общество как социальная

Система

1. Общество - это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в психологии, и в истории, и в политической эко­номии, и в юриспруденции, и во многих других науках. Но каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей, только ей свойственной стороны, а потому и дает ему своеобразную трак­товку. Более того, в каждой из наук об обществе существует не­сколько основных концепций, которые понимают и истолковыва­ют общество отнюдь не одинаково. В итоге в понимании общества складывается обширный калейдоскоп теорий, концепций, мнений о том, что же такое общество, в чем заключается его сущность, ка­ковы его отличительные признаки и особенности развития.
В социологии, как и в других общественных науках, есть не­сколько подходов к определению общества. Одни утверждают, что общество - это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, потребностями либо взаимными связями и видом дея­тельности. На первый взгляд это суждение правильно. Но, заду­мавшись над ним, мы неизбежно вспомним, что у людей, живущих в одном обществе, бывают не только общие, но и весьма различ­ные, порой прямо противоположные/интересы и потребности. Мы вспомним также, что в обществе между людьми возникают не только симпатии, но и антипатии, не только взаимодействие, но и противодействие. Следовательно, в приведенное определение не­обходимо вносить какие-то корректировки.
Существует в социологии и другая точка зрения, согласно которой общество - это социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Можно согла­ситься и с этим определением. И все-таки здесь тоже возникают вопросы, остающиеся без ответа. Что такое социальная организа­ция? И почему все это привязано к одной стране, ведь человече­ское общество охватывает множество стран и далеко не у всех из них одинаковы и социальная структура и социальная организация общественной жизни. Подчеркнем: общество - не механический агрегат индиви­дов, а сложноструктурированная, динамически развивающаяся це­лостная система социальных взаимодействий, в которые включе­ны индивиды и их общности - семейные, профессиональные, тер­риториальные и другие.

2. При определении социальной структуры общества важно установить ее исходные составляющие элементы. С этой позиции социологи выделяют две основные теоретические модели социальной структуры: нормативно-ценностную и категориальную. Первая представлена структурным функционализмом и примыкающими к нему социологическими направлениями. Согласно этой модели, основными элементами социальной структуры являются нормативно-ценностные образования — социальные институты, статусно-ролевые группы и т.п. При этом источником изменения социальной структуры выступает доминирующая в обществе система ценностей, норм, культурных образцов, определяющих значимость той или иной социальной роли, того или иного типа социальной деятельности. Тем самым социальная структура рассматривается не как застывшая конфигурация, а как динамичная целостная система, представляющая собой результат взаимодействия составляющих ее элементов.Категориальная модель социальной структуры основана на том, что главными основными компонентами социальной структуры являются крупные социальные категории — классы, социальные слои, профессиональные группы и т.д. При этом социологи-марксисты подчеркивают обусловленность социальной структуры господствующим способом производства и акцентируют внимание на анализе классовых противоречий, их воздействия на структурные сдвиги в обществе, в то время как представители технологического детерминизма источником изменений в социальной структуре считают технологические инновации и полагают, что технический прогресс способен разрешить все противоречия современного общества.Существует также исключительно-эмпирический подход к изучению социальной структуры общества. Сторонники этого направления включают в содержание социальной структуры только наблюдаемые и эмпирически фиксируемые общности людей, обладающие измеряемыми признаками (возраст, профессия, доход, образование и т.д.).
Наконец, в социологической литературе нередко встречается и предельно широкая трактовка социальной структуры, когда речь идет об общем строении общества, включающем самые различные и разнохарактерные структурные компоненты, и когда имеется в виду и социально-демографическая, социально-территориальная, социально-этническая и иная структура общества.Таким образом, социальная структура общества рассматривается в различных аспектах. Задача социологии состоит прежде всего в том, чтобы выявить закономерности ее формирования и развития. Это тем более важно, что именно социальная структура во многом определяет стабильность общества, его качественную характеристику как целостной социальной системы.





3. Самое простое определение гласит, что общество - это группа людей, объединенных определенной территорией и культурой. В социологии данное определение дополняется тем, что общество является еще и социальной структурой, полем взаимодействия людей. Стало быть, общество - не только группа людей и их культура, но и отношения между людьми и институтами в рамках этой группы. Огюст Конт: "Общество — это органическое единство всего человечества, связанного общим согласием, характеризующееся согласованностью функций всех его структурных элементов".

Карл Маркс: "Общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе совместной деятельности".

Макс Вебер: "Общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий".

Толкотт Парсонс: "Общество — это тип социальной системы, которая как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности".

Обобщив все существующие определения общества можно сделать вывод, что общества, это:

· Система взаимодействий, заставляющая людей вступать в контакт не хаотично, а по определенным правилам.

· Результат взаимодействия установления устойчивых социальных связей и отношений.

5.Модели (стили) управления

  1. Авторитарный
  2. Демократический
  3. Либеральный
Анархический Различия этих моделей можно установить:
  • по характеру отношений между управляющими и управляемыми
  1. Доминирование управляющих
  2. Конструктивное равноправие сторон
  3. Доминирование управляемых
  • по способу принятия решений
  1. Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.
  2. Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.
  3. Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято
  • по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель

Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль

6. Циклический паттерн истории один из древнейших в человеческой культуре. Именно с его помощью

эту культуру и пытались впервые понять, представить, осмыслить. И надо заметить, не только культуру всю окружающую человека природу, космос, мир в целом. Паттерн циклического круговорота, несомненно, стоит первым в ряду настойчивых усилий человека по познавательному овладению временем и историей В качестве мировоззренческого ориентира образ цикла сформировался скорее всего на основе простых и доступных всем наблюдений: смены времен или сезонов года, лунных фаз, морских приливов и отливов, жизненно-биологической размерности (рождение, детство, отрочество, юность, зрелость, старость, смерть) земного пути человека.

Цикл, цикличность непременный элемент архаической мифологической картины мира. Имеются в виду главным образом мифы, повествующие о периодических катастрофах и обновлениях мира, об умирающих и воскресающих богах и тому подобных вещах. Причем, что интересно, эти повествования не знают жестких локальных или региональных границ. Они встречаются у разных народов и в разных культурах. Нескончаемая дихотомическая череда уходов и возвращений, смертей и рождений легкоп росматривается, к примеру, в мифах о египетском Осирисе, шумереской Инанне, греческом Адонисе.

7. Долгое время в археологии (до 1945 г.) употреблялись эволю­ционные модели, основанные:

1) на концепции эволюционных стадий;

2) неэволюционном рассмотрении исторического развития, которое зачастую ограничивалось описанием деталей и их по­верхностным просмотром.

Оба подхода оказали весомое влияние на то, как мы рассмат­риваем процессы миграции и диффузии, а также конвергенци-онные изменения в археологических источниках.

Одним из вариантов постпозитивизма, завоевавшим на Западе признание и популярность, стала концепция Стивена Тулмина. В этой концепции изложенной в работах "Рациональность и научное открытие" и "Человеческое понимание" [10], прогресс науки и рост знаний усматривается во все более глубоком понимании окружающего мира, а не в выдвижении и формулировании более истинных утверждений как предлагает Поппер ("более полное знание через более истинные суждения" Тулмин заменяет на более глубокое понимание через более адекватные понятия").
Свое понимание рациональности Тулмин противопоставляет как точке зренияабсолютистов, которые признают систему авторитетной при ее соответствии некоторым вневременным, универсальным стандартам, например, платоновским "идеям" или стандартам Евклидовой геометрии, так и релятивистов, которые считают вопрос об авторитетности какой-либо системы уместным только в пределах определенной исторической эпохи, приходя к выводу о невозможности универсальной оценки. Для Тулмина "...рациональность - это атрибут ... человеческих действий или инициатив...в особенности тех процедур, благодаря которым понятия, суждения и формальные системы, широко распространенные в этих инициативах критикуются и сменяются" [10]. Говоря другими словами, рациональность - это соответствие исторически обусловленным нормативам научного исследования, в частности, нормативам оценки и выбора теорий. Отсюда следует, что нет и не может быть единых стандартов рациональности - они меняются вместе с изменением "идеалов естественного порядка".

8. Исследование проблемы направленности исторического развития человечества издавна было одной из задач социальной философии. Эти вопросы связаны с поисками общественных законов или тенденций, а также форм, критериев и этапов прогресса в социуме. Проблема единства и многообразия исторического развития, периодизации и структурирования его форм была краеугольным камнем многих общественных наук. Одним из первых исследователей, которому удалось поставить вопрос о том, что такое исторические типы общества, был итальянский философ XVII-XVIII вв. Джамбаттиста Вико. Он стал рассматривать развитие общества с точки зрения натурализма, то есть влияния природной среды, формирующей «дух народа». В конце XVIII века из этой концепции развился географический детерминизм, объясняющий судьбу народов разнообразием климата и других факторов. Но на современном этапе все большей популярностью пользуется так называемое монадное понятие развития. Однако этот подход может быть формационным, то есть обобщающим, и индивидуализирующим, то есть цивилизационным. От этого зависит то, по каким признакам различают исторические типы общества. Формационный подход, Цивилизационный подход.

9. ИДЕНТИФИКАЦИИ КРИЗИС — социокультурный феномен, оформившийся в контексте культуры постмодерна и заключающийся в разрушении условий возможности целостного восприятии субъектом себя как аутотождественной личности. Термин "И.К." принадлежит Дж.Уарду; содержание понятия "И.К." теснейшим образом связано с кризисом мировоззренческой универсалии "судьбы" как психологического феномена, основанного на целостном восприятии субъектом своей жизни как идентичной самой себе.

10. Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены егостатусом

в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения.

Функции социальных норм

интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;

регулирование общего хода социализации;

Наши рекомендации