Методика заучивания 10 слов (А.Р. Лурия)
Анализируется состояние памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активности внимания.
Ход выполнения задания.
Экспериментатор использует заранее подобранные слова, не имеющие между собой связи. и фиксирует их последующее называние испытуемым с помощью знаков «+» и «_» в бланке, где отведено несколько строк под номерами (№ 1 - № 5) для результатов соответственно первого, второго и т. д. воспроизведения (см. материал к методике).
С.Я. Рубинштейн предлагает давать инструкцию ребенку в несколько этапов. Первый этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор медленно и четко читает слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.
Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их - и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке». Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». При комплексном обследовании школьника последующий час желательно заполнить другими методиками, а затем повторить воспроизведение, но уже без прочтения слов экспериментатором.
По полученному протоколу составляется «кривая запоминания» (см. материал к методике). По ней анализируют особенности запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением растет число правильно названных слов; умственно отсталые дети воспроизводят меньшее число, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах.
Если ребенок сразу воспроизвел 8-9 слов, а потом с каждым разом все меньше и меньше (кривая не возрастает, а снижается на графике), то это отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)
Ход выполнения задания.
Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии - 5 минут. В первой серии опыта испытуемый, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать например, две буквы, а одну обводить кружком. Для того, чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения экспериментатором слова «черта» и продолжать работу дальше. Во второй серии опыта испытуемый выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.
Обработка результатов.
В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, т. е. подсчитать количество просмотренных букв, количество зачеркнутых букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности paботы но минутам для каждой серии (рис. I).
Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у испытуемого. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работы испытуемого в каждой серии опыта, определить, наблюдалось ли упражнение или утомление испытуемого при выполнении задания.
Методика «Простые аналогии»
С ее помощью выявляется характер логических связей и отношений между понятиями.
Ход выполнения задания: Ученик изучает пару слов размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если учение не может понять, как это делается, одну пару можно разобрать вместе с ним.
l. БежатьКричать
стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
2. ПаровозКонь
вагоны поезд, лошадь, овес, телега, конюшня
3. НогаРука
Сапог калоши, кулак, перчатки, палец, кисть
4.ПтицаЧеловек
гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом
5. ШколаБольница
обучение доктор, ученик, учрежление, лечение, больной
6. ЖелезоДерево
кузнец пень, пила, столяр, кора, ветка
7. ТеатрБиблиотека
Зритель актер, книги, читатель, библиотекарь, сторож
8. ПароходПоезд
пристань рельсы, вокзал, земля, пассажир, шпалы
9. МалинаКастрюля
ягода плита, суп, ложка, посуда, повар
10. НожСтол
сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть
11. ДомЛестница
этажи жители, ступеньки, каменный, большой, подъем
Анализ результатов. O высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов, о хорошем - 6-7 ответов, 0 достаточном - 4-5, 0 низком - меньше чем 5. Анализируется также характер установленных связей между понятиями - конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.