Заика Е.В., Баженова Е.В, Баженов А.С. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ 10 СЛОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Заика Е.В., Баженова Е.В,, Баженов А.С. Применение методики заучивания 10 слов в клинической психологи // Практична психологія та соціальна робота. – 2001. - №7. – С.10-12

Методика полного заучивания 10 слов, разработанная А.Р.Лурия –одна из наиболее широко применяемых и хорошо зарекомендовавших себя в нейро- и патопсихологии. Будучи достаточно простой и вполне доступной для больных различных нозологии, она тем не менее дает исключительно большую информацию психологу о состоянии различных характеристик памяти больного, по которым можно с высокой вероятностью делать заключения как о состоянии памяти пациента, так и о функционировании различных участков его головного мозга.

Суть методики заключается в следующем: испытуемому предъявляется на слух ряд из 10 не связанных между собой по смыслу слов. Затем по сигналу экспериментатора он воспроизводит те слова, которые запомнил. Эта процедура повторяется 6 раз.

Наше исследование проводилось по следующей схеме: сначала испытуемому давалась инструкция: "Сейчас я прочитаю Вам ряд слов. Слушайте, пожалуйста, внимательно и старайтесь запомнить все слова. Затем по сигналу "Воспроизводите" Вы должны назвать все слова, которые запомнили.

Вероятно, некоторые слова с одного раза Вы не запомните, поэтому я еще раз прочитаю весь их ряд, а затем по команде "Воспроизводите" Вы назовете все, что запомнили. Так нам придется проделать несколько раз". Протокол эксперимента оформляется в виде таблицы. Знаком "+" отмечаются те элементы материала, которые испытуемый верно воспроизвел.

После того, как все ответы испытуемого занесет в протокол, подсчитывается количество элементов, воспроизведенных в каждой попытке отдельно. На основании этих подсчетов строится кривая заучивания.

Основные аспекты памяти, которые диагностирует эта методика:

· объем кратковременной памяти, определяемый по результатам 1-ой пробы (высота начальной точки па графике);

· скорость прироста информации в памяти с каждым очередным предъявлением материала (угол подъема сглаженной кривой);

· динамика процесса заучивания, определяемая по форме кривой заучивания (эффекты плато, пилы, равномерный подъем и т.д.);

· итог полного заучивания после 6 проб; достигнут ли максимальный результат или нет.

В норме (если фактически не имеется нейро- или патопсихологических симптомов) результаты заучивания 10 слов взрослым человеком характеризуются следующими признаками (перечисляемые признаки основаны па проведенных нами в 1997-1998 годах исследованиях и несколько отличаются от классических, выделенных А.Р.Лурия в 50 -60-х годах:

1) при первой попытке воспроизводится не менее 5 слов;

2) уже после третьей попытки воспроизводится не меньше 8 слов;

3) полное заучивание может и не быть достигнуто, однако эти заученные 8 слов стабильно удерживаются на протяжении всех последующих попыток;

4) в промежуточных попытках нет глубоких провалов («западения» кривой вниз на два элемента и более).

Заика Е.В., Баженова Е.В, Баженов А.С. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ 10 СЛОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - student2.ru Заика Е.В., Баженова Е.В, Баженов А.С. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ 10 СЛОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - student2.ru

Рис. 7 Рис. 8

Типичные кривые в норме изображены на рис. 1, а,б,в.

Эта методика особенно информативна при обследовании больных с нейро- в патопсихологическими симптомами.

В частности, при обследовании нейропсихологических больных (т.е. с подозрениями на локальне поражения различных участков головного мезга) следует иметь в виду, что грубые отклонения от нормального положения кривой, изображенной на рис.7, свидетельствуют о поражениях, конкретных участков мозга.

Taк, при поражении лобных долей мозга (конвекситальных отделов) полное заучивание 10 слов не достигается: график начинается с точки примерно 3-4 слов, затем медленно поднимается и оста­навливается на уровне 6-8 элементов, далее не поднимается (эффект "плато") (рис.8). Это вызвано следующим нарушением регуляции процесса запоминания: больной не учитывает результаты предыдущего воспроизведения в заучивании слов, предъявляемых повторно, т.е. не выделяет те слова, которые вначале не запомнились, и требуют к себе повышенного внимания.

При поражении гиппокампа и лимбической системы мозга кривая приобретает вид пилы (рис.9), что связано с нарушением перевода информации из кратковременной памяти в долговременную (корсаковский синдром): уже запомнившиеся слова через 1 — 2 минуты забываются, и их приходится заучивать заново. При поражении ретикулярной формации ствола головного мезга возможны два вида кривой заучивания (рис.10): либо она начинается с очень низкой исходной точки (2 — 3 слова) и затем более или менее уверенно по­днимается вверх (угол подъема близок к норме), либо, начинаясь с точки 4 — 5 слов (это соответствует норме), в дальнейшем поднимается гораздо более полого, т.е. угол ее подъема меньше, чем в норме. Это вызвано слабостью процессов следообразования в головном мозге в результате общей заторможенности и повышенной истощаемости нервных процессов.

Заика Е.В., Баженова Е.В, Баженов А.С. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ 10 СЛОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - student2.ru Рис. 9   Заика Е.В., Баженова Е.В, Баженов А.С. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ 10 СЛОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - student2.ru Рис. 10

При обследовании патопсихологических больных следует ориентироваться на такие, разработанные нами критерии: при истерических неврозах (классификация дана по МКБ-9) наиболее характерна кривая, изображенная на рис. 11 (по своей форме она соответствует норме, по расположена несколько ниже, как бы сдвинута на 1-3 слова вниз).

Заика Е.В., Баженова Е.В, Баженов А.С. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ 10 СЛОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - student2.ru Рис. 11 Заика Е.В., Баженова Е.В, Баженов А.С. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ 10 СЛОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - student2.ru Рис. 12
Заика Е.В., Баженова Е.В, Баженов А.С. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ 10 СЛОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - student2.ru Рис. 13  
     

При алкоголизме кривая, начинаясь с достаточно высокой точки (4-5 слов), плавно поднимается вверх, однако затем стабилизируется на уровне приблизительно 7 слов, а в дальнейшем нередко опускается до 6 слов (рис. 12). При шизофрении (параноидная форма) кривая, начннаясь также с достаточно высокой исходной точки (4-5 слов), в дальнейшем крайне незначительно смещается вверх (угол наклона крайне мал) и чаще всего стабилизируется на уровне не выше 6 слов (рис. 13). Для выяснения причин именно таких типичных результатов заучивания 10 слов при неврозах, алкоголизме и шизофрении необходимы дальнейшие исследования.

Практическому психологу следует иметь в виду, что приведенные выше показатели памяти в норме и при различных нейро- и патопсихологических заболеваниях являются лишь ориентировочными и нуждаются в дальнейших уточнениях. Особо рьяных читателей предостережем: результаты описанной выше методики ни в коей мере не являются основанием для постановки диагнозов вашим знакомым!

Костюк Г.С. [РОЗВИТОК І ВИХОВАННЯ ПАМ’ЯТІ У ДІТЕЙ]

Костюк Г.С. Психологія: Підручник для педагогічних вузів. – К.: Радянська школа, 1968. – С.211-221

Наши рекомендации