Методика «10 слов» (А. Р. Лурия)

Цель 1: оценка состояния объема кратковременной слухоречевой памяти.

Стимульный материал: Используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа. Например:

· Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

· Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Процедура:
Инструкция 1:«Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После того, как я произнесу все слова, ты их мне повторишь так, как запомнил, в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов».

Слова зачитываются медленно (с промежутками 0,5 – 1 секунд) и четко. После первого повторения слов испытуемым, в специальной таблице протокола отмечаются воспроизведенные им слова. Целесообразно фиксировать последовательность воспроизведения слов цифрами. В последней графе таблицы регистрируется суммарное количество слов, воспроизведенных ребенком. Никаких замечаний по поводу деятельности испытуемого не делается. После первого воспроизведения говорится, что «всё хорошо», и исследование продолжается.

Важным условием является соблюдение тишины в процессе обследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих испытуемого.

Необходима большая точность и стандартность произнесения слов. Желательно, чтобы даже интонирование при каждом повторении было идентичным.

Инструкция 2: «Сейчас я снова прочту те же слова, а ты их опять повторишь, и те, что ты говорил, и новые, которые запомнишь»

Процедура запоминания повторяется. В зависимости от целей исследования количество повторов может быть сокращено до 5, либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (как правило, для этого требуется не больше 9 – 10 повторов) - такое проведение исследования возможно при условии, что утомление ребенка не наступит раньше, чем все 10 слов будут «устойчиво» запомнены. В противном случае (в ситуации, когда испытуемый начинает «терять» запомненное до полного запоминания всех 10 слов) подобное исследование, с нашей точки зрения проводить нецелесообразно.

При третьем и последующих предъявлениях слов инструкция в развернутом виде не повторяется. Исследователь просто говорит: «Еще раз».

Критерии оценки:

10 баллов – испытуемый назвал 10 слов с первого раза.

8–9 баллов – испытуемый назвал 8–9 слов с первого раза.

6–7 баллов – испытуемый назвал 6–7 слов с первого раза.

4–5 баллов – испытуемый назвал 4–5 слов с первого раза.

2–3 балла – испытуемый назвал 2–3 слова с первого раза.

0–1 балл – испытуемый за все время назвал не более 1 слова.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Каждое повторение слов испытуемым регистрируется в таблице протокола, также в нем отражается суммарное количество запомненных слов в каждой попытке.

Цель 2: Оценка состояния объема долговременной слухоречевой памяти.

Процедура: Через 40 – 50 минут исследователь предлагает испытуемому вспомнить слова из предыдущего теста. «А теперь давай вспомним слова, которые мы запоминали».

В протоколе регистрируются все слова, которые вспомнил испытуемый, и последовательность, в которой он их воспроизводил.

Критерии оценки:

10 баллов – испытуемый назвал 10 слов.

8–9 баллов – испытуемый назвал 8–9 слов.

6–7 баллов – испытуемый назвал 6–7 слов.

4–5 баллов – испытуемый назвал 4–5 слов.

2–3 балла – испытуемый назвал 2–3 слова.

0–1 балл – испытуемый назвал не более 1 слова.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Тест «Запоминание и воспроизведение предложений»

Цель: оценка объема кратковременной слухоречевой памяти, ее устойчивости, полноты и быстроты вспоминания.

Процедура: Предложения произносятся парами. Ребенок должен повторить предложения в правильной последовательности.

Инструкция: «Внимательно слушай и повторяй предложения в том же порядке, как их называю я».

Материал: три пары предложений:

1 пара – два предложения из трех слов: Мальчик учит уроки. Девочка моет пол.

2 пара – два распространенных предложения, связанных по смыслу: Дети принесли из леса ягоды. Маша сварила из ягод вкусное варенье.

3 пара – два распространенных предложения, не связанных по смыслу. В городе много машин и автобусов. Полянка покрылась зеленой травой.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – правильное воспроизведение всех предложений;

4 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях третьей пары;

3 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях третьей пары, перестановка слов в предложениях второй пары;

2 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях второй и третьей пары;

1 балл – перестановка и пропуск слов во всех парах предложений.

Тест «Исправь ошибки»

Цель: оценка объема кратковременной слухоречевой памяти, ее устойчивости и внимания при исправлении ошибок в представленном стихотворении.

Инструкция: «Прослушай стихотворение. Что перепутано в нем?» Исправь ошибки.

Если ребенок не может выявить ошибки, ему необходима помощь, то в качестве подсказки необходимо показать ребенку картинку на сюжет данного стихотворения.

Дым на улице стоит, - Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка, - Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот - Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке, - Рыбаки сидят у печки.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - инструкция понята и выполнена, ошибок не допущено;

4 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, без ошибок;

3 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, возможны небольшие ошибки (1-2);

2 балла - инструкция понята и выполнена после многочисленных повторов и при значительной организующей помощи взрослого, с многочисленными ошибками;

1 балл - не смог выполнить задания.

Наши рекомендации