Методика А.Р.Лурия по определению состояния

Кратковременной памяти

Цель:определить уровень кратковременной памяти Материал:10 слов - игла, лес, вода, чашка, пол, стол, гриб, полка, нож, бутылка.

Инструкция:«Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь всё, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять, как только я закончу читать».

Примечание:эта процедура проводится 5 раз.

Следует обратить внимание:результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонта л:-: указаны последовательные попытки воспроизведения ребенке:.: ряда, а по вертикали - количество слов, правильно' :::.: воспроизведенных в каждой попытке.

1) Если воспроизведение начинает сначала
увеличиваться, а затем уменьшаться, то это говорит об
истощаемости внимания, забывчивости.

2) Зигзагообразная форма графика указывает на
рассеянность, неустойчивость внимания.

3) «Кривая» в форме «плато» наблюдается при
эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

Бланк ответов

№ по­пытки игла лес вода чашка пол стол гриб полка нож бутыл­ка
             
                 
                   
                   
                   

График заучивания слов

количество правильно воспроизве­денных слов

попытки воспроизведе-ния слов

Методика Джекобсона по определению способности к

Запоминанию

Цель: определить способность к запоминанию

Материал: столбцы для запоминания (2 шт.)

Инструкция: «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом их мне назвать в том же порядке». Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки из первого столбца, задание повторяется из контрольного, второго столбца. Если ребенок дважды ошибается при воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя сь: раз полностью и безошибочно воспроизведенного.

Ключ

10 баллов — ребенок правильно воспроизвел строку из 7 знаков. Отличный результат.

9 баллов — ребенок точно воспроизвел 6 цифр. Очень хороший результат.

7-8 баллов - ребенок безошибочно смог воспроизвести б среднем 5 знаков. Хороший результат.

4-6 баллов - ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры. Результат удовлетворителен.

13 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 знака. Результат неудовлетворителен.

I II

2 7 4

9 6 18

4 7 2 5 9

6 0 7 5 9 2

17 4 2 8 3 9

4 7 1

3 0 6 2

14 9 6 0

3 8 15 7 2

9 0 3 8 5 2 7



МНОГОФАКТОРНЫИ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

Авторы: Р.Б. Кеттел, Р.В. Коан

Цель: исследование личностных особенностей младших школьников.

Материал: опросник в двух вариантах (для мальчиков и девочек); 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в ряде факторно-аналитических исследований. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из 12 шкал опросника.

Фактор А

Высокая оценка А + Низкая оценка А-
Аффектотимия Шизотимия
Доброта, сердечность Обособленность, отчужденность
Легкий в общении Эмоциональный, мягкосердечный Открытый, доверчивый Гибкий, адаптивный Беззаботный, импульсивный Экспрессивный Хороший характер Уединенный Сухой, холодный, беспристрастный Скрытный, подозрительный Ригидный, упрямый Тревожный, осторожный Сдержанный Конфликтный

Оценки А+ характерны для человека, который легко подвержен аффективным переживаниям, лабилен, отличается богатством и яркостью эмоциональных проявлений, откликается на происходящие события, имеет выразительную экспрессию. Для него характерны сильные колебания настроения.

Оценки А- характерны для человека, который не склонен к аффектам и бурным, живым эмоциональным проявлениям. Такой человек холоден и формален в контактах, не интересуется жизнью окружающих его людей, предпочитает общаться с книгами и вещами, старается работать в одиночестве и в конфликтах не склонен идти на компромисс. В делах такой человек точен и обязателен, но недостаточно гибок.

Фактор В

Высокая оценка В+ Низкая оценка В-
Высокий интеллект Низкий интеллект
Умный Глупый
Высокие общие мыслительные способности Низкие общие мыслительные способности
Может решать абстрактные задачи Не может решать абстрактные задачи
Широкий спектр интеллектуальных Узкий спектр интеллектуальных интересов
интересов  
Быстро обучается Медленно обучается
Быстро соображает Медленно соображает
Упорный, настойчивый Не доводит дело до конца
Образованный Необразованный

Оценки В+ характерны для человека, который получает высокие результаты по интеллектуальным тестам.

Оценки В- характерны для человека, который обладает низким интеллектом или эмоциональной дезорганизацией мышления.

Фактор С

Высокая оценка С+ Низкая оценка В-
Сила «Я» Низкий интеллект
Эмоциональная устойчивость Глупый
Спокойный Свободный от невротических симптомов Реалистичен в отношении к жизни Умеет держать себя в руках Интересы постоянны Настойчив Легко расстраивается, тревожный Имеет невротические симптомы Уклоняется от ответственности Невыдержанный, возбудимый, нетерпеливый Неустойчив в интересах Не доводит дело до конца

Оценки С+ характерны для человека, который является эмоционально зрелым и хорошо приспособленным. Такой человек обычно способен достигать своих целей без особых трудностей, смело смотреть в лицо фактам, осознавать требования действительности. Он не скрывает от себя

собственные недостатки, не расстраивается по пустякам и не поддается случайным колебаниям настроений.

Оценки С- характерны для человека, который отмечает, что ему не хватает энергии и он часто чувствует себя беспомощным, усталым и не способным справиться с жизненными трудностями. Такой человек может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и обиду на других, которая зачастую оказывается необоснованной. Такие люди не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие ответственности, капризность.

Фактор D

Высокая оценка D+ Низкая оценка D-
Возбудимость Флегматичность
Беспокойство Уравновешенность
Нетерпеливый Демонстративный Активный Ревнивый Высокое самомнение Непостоянный Бесцеремонный Спокойный Удовлетворенный Флегматичный Неревнивый Самокритичный Постоянный Тактичный

Оценки D+ характерны для человека, который проявляет повышенную импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. Доя таких людей характерны постоянное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Дети с высокими оценками по этому фактору плохо владеют собой, по незначительному поводу у них могут возникать бурные эмоциональные реакции, и их поведение сильно зависит от наличного состояния.

Оценки D- характерны для человека уравновешенного и сдержанного. Дети, имеющие низкие оценки по этому фактору, хорошо владеют собой даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности.

ФакторЕ

Высокая оценка Е+ Низкая оценка Е-
Доминантность Конформность
Настойчивость, напористость Покорность, зависимость
Независимый Подчиняющийся, ведомый
Самоуверенный Не уверенный в себе
Хвастливый, тщеславный Скромный
Конфликтный, своенравный Доброжелательный, послушный
Нетрадиционный, мятежный Традиционный, робкий
Бесцеремонный Тактичный
Смелый, авантюристичный Осторожный

Оценки Е+ характерны для человека властного, которому нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей. У такого человека выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности независимости, он живет по собственным соображениям, игнорируя социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивая свои права на самостоятельность и требуя проявления самостоятельности от других. Такая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.

Оценки Е- характерны для человека послушного, конформного и зависимого. Такой человек руководствуется мнением окружающих, не может отстаивать свою точку зрения, следует за более доминантным и легко поддается авторитетам. Для его поведения характерны пассивность и подчинение своим обязанностям, отсутствие веры в себя и свои возможности, склонность брать вину на себя. Низкая доминантность обычно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.

Фактор F

Высокая оценка F+ Низкая оценка F-
Сургенсия Десургенсия
Беспечность Озабоченность
Жизнерадостный Печальный, пессимистичный
СПОКОЙНЫЙ Тревожный
Общительный Уединенный, интроспективный
Разговорчивый Молчаливый
Доверчивый Подозрительный
Бодрый, энергичный Вялый, апатичный
Импульсивный Серьезный, осторожный
Гибкий, подвижный, находчивый Ригидный
Легкомысленный, небрежный Ответственный

Оценки F+ характерны для человека, который имеет более простой и оптимистичный характер, легко относится к жизни, верит в удачу, мало заботится о будущем. Такой человек часто демонстрирует находчивость и остроумность, получает удовольствие от вечеринок, зрелищных мероприятий, работы, предполагающей разнообразие, перемены, путешествия.

Оценки F- характерны для человека ответственного, трезвого и серьезного в своем подходе к жизни. Но наряду с этим он склонен все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Его постоянно заботит будущее, последствия его поступков, возможности неудач и несчастий. Такому человеку тяжело расслабиться от защит, он старается планировать все свои действия.

Фактор G

Высокая оценка G+ Низкая оценка G-
Сила «Я» Слабость «Свех-Я»
Эмоциональная устойчивость Недобросовестность
Ответственный, обязательный Моральный Настойчивый, упорный Требовательный к порядку Безответственный, легкомысленный Беспринципный, пренебрегает обязательствами Непостоянный, расслабленный Расхлябанный

Оценки G+ характерны для человека с развитым чувством ответственности, обязательного и добросовестного. Такой человек порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потому что у него такие убеждения. Подобные люди точны и аккуратны в деталях, любят порядок, стремятся не нарушать правила, обладают хорошим самоконтролем.

Оценки G- характерны для человека, который проявляет слабый интерес к общественным нормам и не прилагает усилий для их выполнения. Он может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способен на нечестность или обман. Такой человек склонен к непостоянству, может иметь тенденции к социопатии.

Фактор Н

Высокая оценка Н+ Низкая оценка Н-
Пармия Тректия
Смелость Робость
Общительный Беззаботный, не видит сигналов опасности Отзывчивый Дружелюбный Оживляется в присутствии противоположного пола, проявляет открытый интерес Эмоциональные и художественные интересы Любит быть на виду Застенчивый Осторожный, чувствительный к опасности Сдержанный Озлобленный Смущается в присутствии противоположного пола Ограниченные интересы Уединенный

Оценки 77+ характерны для человека нечувствительного к угрозам, смелого, решительного, имеющего тягу к риску и острым ощущениям. Такой человек не теряется при столкновении с нестандартными ситуациями и быстро забывает о неудачах, не делая необходимых выводов. Кроме этого, такая личность не испытывает трудности в общении, легко вступает в

контакты, любит часто находиться на виду, не стесняется публичных выступлений.

Оценки Н- характерны для человека, который обладает сверхчувствительной нервной системой и остро реагирует на любую угрозу. Такие люди зачастую робки, застенчивы, не уверены в своих силах, часто терзаются чувством собственной неполноценности. Человек с низким значением по этому фактору, как правило, медлителен, сдержан в выражении своих чувств, предпочитает иметь одного-двух близких друзей, проявляет заботу и внимание к окружающим, но не может поддерживать широкие контакты и не любит работать вместе с другими.

Фактор I

Высокая оценка 1+ Низкая оценка I-
Премсия Харрия
Мягкосердечность, нежность Суровость, жестокость
Сентиментальный, эстетически утонченный Реалистичный
Ранимый «Толстокожий»
Склонный к фантазиям Не склонный к фантазиям, практичный
Действует по интуиции Действует по логике
Мягкий, добрый Несколько черствый
Зависимый, нуждающийся в помощи и Независимый, самоудовлетворенный
внимании  
Легкомысленный Ответственный
Ипохондричный Не склонный к ипохондрии
Нетерпеливый, непостоянный Эмоционально зрелый

Оценки /+ характерны для человека, отличающегося мягкостью, утонченностью, образностью, художественным восприятием мира. Такой человек зачастую обладает богатым воображением, тонким эстетическим вкусом и действует, ориентируясь на собственную интуицию. Он не любит «грубых» людей и «грубую» работу, но обожает путешествия и новые впечатления. Для него типичны тревожность и беспокойство по поводу состояния здоровья, снисходительность к себе и другим, зависимость и потребность в любви, внимании и помощи со стороны других людей.

Оценки I - характерны для человека, который отличается мужественностью, стойкостью, практичностью в делах и реализмом в оценках. В жизни такой человек опирается на здравый смысл и логику, больше доверяет рассудку, чем чувствам, интуиции предпочитает расчет, психические травмы преодолевает за счет рационализации. Подобные люди независимы, придерживаются собственной точки зрения, склонны принимать на себя ответственность.

Фактор О

Высокая оценка 0+ Низкая оценка 0-
Гипотимия Гипертимия
Склонность к чувству вины Самоуверенность, уверенная адекватность
Печальный, унылый Озабоченный Чувствительный к замечаниям и порицаниям, ранимый Недооценивающий себя Боязливый, не чувствующий себя в безопасности Склонный к размышлениям Напряженный Жизнерадостный Спокойный Нечувствительный к замечаниям и порицаниям, безмятежный Самоуверенный Смелый, чувствующий себя в безопасности Активный Расслабленный

Оценки О+ характерны для человека тревожного, подавленного, озабоченного настроением, легко плачущего. Такой человек склонен к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвержен различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Он не верит в себя, склонен к самоупрекам, недооценивает своих возможностей, знаний, способностей. Для него характерны развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрений или неодобрения со стороны окружающих. В обществе подобный человек чувствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно.

Оценки О- характерны для человека веселого, бодрого,

жизнерадостного. Он может легко переживать жизненные неудачи, верит в себя, не предрасположен к страхам, самоупрекам и раскаиванию, слабо чувствителен к оценкам окружающих.Фактор Q3

Высокая оценка Qi+ Низкая оценка Q?,-
Контроль желаний Импульсивность
Высокий самоконтроль поведения Низкий самоконтроль поведения

Оценки Q3+ свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь. Они думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить. Подобные люди хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей общественной репутации.

Оценки Q3 - характерны для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей. Такие люди слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать ее. Они не умеют организовывать свое время и порядок выполнения дел. Как правило, подобные люди не остаются долго на одной работе и в силу этого не достигают мастерства и не идентифицируют себя с профессиональной деятельностью.

Фактор Q4

Высокая оценка Q^+ Низкая оценка Q\-
Фрустрированность Нефрустрированность
Напряженность Расслабленность

Оценки Q4+ характерны для человека, у которого выражен классический невроз тревожности. Подобные люди постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми, и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху. Для таких людей характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.

Оценки Q4- характерны для людей, которые отличаются расслабленностью, отсутствием сильных побуждений и желаний. Такие люди невозмутимы, спокойно относятся к неудачам и находят удовлетворение в любом положении дел и не стремятся к достижениям и переменам.

Имеются два варианта текста адаптированного модифицированного варианта детского личностного опросника Кеттелла для мальчиков и два -для девочек. Но так как текст для девочек и для мальчик различается лишь окончанием, то здесь приводится вариант для мальчиков. В случае необходимости окончания слов в них можно изменить соответствующим образом.

Методика А.Р.Лурия по определению состояния - student2.ru


Методика А.Р.Лурия по определению состояния - student2.ru

 
  Методика А.Р.Лурия по определению состояния - student2.ru

Методика А.Р.Лурия по определению состояния - student2.ru


Наши рекомендации