Методика А.Р.Лурия по определению состояния
Кратковременной памяти
Цель:определить уровень кратковременной памяти Материал:10 слов - игла, лес, вода, чашка, пол, стол, гриб, полка, нож, бутылка.
Инструкция:«Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь всё, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять, как только я закончу читать».
Примечание:эта процедура проводится 5 раз.
Следует обратить внимание:результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонта л:-: указаны последовательные попытки воспроизведения ребенке:.: ряда, а по вертикали - количество слов, правильно' :::.: воспроизведенных в каждой попытке.
1) Если воспроизведение начинает сначала
увеличиваться, а затем уменьшаться, то это говорит об
истощаемости внимания, забывчивости.
2) Зигзагообразная форма графика указывает на
рассеянность, неустойчивость внимания.
3) «Кривая» в форме «плато» наблюдается при
эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.
Бланк ответов
№ попытки | игла | лес | вода | чашка | пол | стол | гриб | полка | нож | бутылка |
График заучивания слов
количество правильно воспроизведенных слов
попытки воспроизведе-ния слов
Методика Джекобсона по определению способности к
Запоминанию
Цель: определить способность к запоминанию
Материал: столбцы для запоминания (2 шт.)
Инструкция: «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом их мне назвать в том же порядке». Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки из первого столбца, задание повторяется из контрольного, второго столбца. Если ребенок дважды ошибается при воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя сь: раз полностью и безошибочно воспроизведенного.
Ключ
10 баллов — ребенок правильно воспроизвел строку из 7 знаков. Отличный результат.
9 баллов — ребенок точно воспроизвел 6 цифр. Очень хороший результат.
7-8 баллов - ребенок безошибочно смог воспроизвести б среднем 5 знаков. Хороший результат.
4-6 баллов - ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры. Результат удовлетворителен.
13 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 знака. Результат неудовлетворителен.
I II
2 7 4
9 6 18
4 7 2 5 9
6 0 7 5 9 2
17 4 2 8 3 9
4 7 1
3 0 6 2
14 9 6 0
3 8 15 7 2
9 0 3 8 5 2 7
МНОГОФАКТОРНЫИ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК
Авторы: Р.Б. Кеттел, Р.В. Коан
Цель: исследование личностных особенностей младших школьников.
Материал: опросник в двух вариантах (для мальчиков и девочек); 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в ряде факторно-аналитических исследований. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из 12 шкал опросника.
Фактор А
Высокая оценка А + | Низкая оценка А- |
Аффектотимия | Шизотимия |
Доброта, сердечность | Обособленность, отчужденность |
Легкий в общении Эмоциональный, мягкосердечный Открытый, доверчивый Гибкий, адаптивный Беззаботный, импульсивный Экспрессивный Хороший характер | Уединенный Сухой, холодный, беспристрастный Скрытный, подозрительный Ригидный, упрямый Тревожный, осторожный Сдержанный Конфликтный |
Оценки А+ характерны для человека, который легко подвержен аффективным переживаниям, лабилен, отличается богатством и яркостью эмоциональных проявлений, откликается на происходящие события, имеет выразительную экспрессию. Для него характерны сильные колебания настроения.
Оценки А- характерны для человека, который не склонен к аффектам и бурным, живым эмоциональным проявлениям. Такой человек холоден и формален в контактах, не интересуется жизнью окружающих его людей, предпочитает общаться с книгами и вещами, старается работать в одиночестве и в конфликтах не склонен идти на компромисс. В делах такой человек точен и обязателен, но недостаточно гибок.
Фактор В
Высокая оценка В+ | Низкая оценка В- |
Высокий интеллект | Низкий интеллект |
Умный | Глупый |
Высокие общие мыслительные способности | Низкие общие мыслительные способности |
Может решать абстрактные задачи | Не может решать абстрактные задачи |
Широкий спектр интеллектуальных | Узкий спектр интеллектуальных интересов |
интересов | |
Быстро обучается | Медленно обучается |
Быстро соображает | Медленно соображает |
Упорный, настойчивый | Не доводит дело до конца |
Образованный | Необразованный |
Оценки В+ характерны для человека, который получает высокие результаты по интеллектуальным тестам.
Оценки В- характерны для человека, который обладает низким интеллектом или эмоциональной дезорганизацией мышления.
Фактор С
Высокая оценка С+ | Низкая оценка В- |
Сила «Я» | Низкий интеллект |
Эмоциональная устойчивость | Глупый |
Спокойный Свободный от невротических симптомов Реалистичен в отношении к жизни Умеет держать себя в руках Интересы постоянны Настойчив | Легко расстраивается, тревожный Имеет невротические симптомы Уклоняется от ответственности Невыдержанный, возбудимый, нетерпеливый Неустойчив в интересах Не доводит дело до конца |
Оценки С+ характерны для человека, который является эмоционально зрелым и хорошо приспособленным. Такой человек обычно способен достигать своих целей без особых трудностей, смело смотреть в лицо фактам, осознавать требования действительности. Он не скрывает от себя
собственные недостатки, не расстраивается по пустякам и не поддается случайным колебаниям настроений.
Оценки С- характерны для человека, который отмечает, что ему не хватает энергии и он часто чувствует себя беспомощным, усталым и не способным справиться с жизненными трудностями. Такой человек может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и обиду на других, которая зачастую оказывается необоснованной. Такие люди не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие ответственности, капризность.
Фактор D
Высокая оценка D+ | Низкая оценка D- |
Возбудимость | Флегматичность |
Беспокойство | Уравновешенность |
Нетерпеливый Демонстративный Активный Ревнивый Высокое самомнение Непостоянный Бесцеремонный | Спокойный Удовлетворенный Флегматичный Неревнивый Самокритичный Постоянный Тактичный |
Оценки D+ характерны для человека, который проявляет повышенную импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. Доя таких людей характерны постоянное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Дети с высокими оценками по этому фактору плохо владеют собой, по незначительному поводу у них могут возникать бурные эмоциональные реакции, и их поведение сильно зависит от наличного состояния.
Оценки D- характерны для человека уравновешенного и сдержанного. Дети, имеющие низкие оценки по этому фактору, хорошо владеют собой даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности.
ФакторЕ
Высокая оценка Е+ | Низкая оценка Е- |
Доминантность | Конформность |
Настойчивость, напористость | Покорность, зависимость |
Независимый | Подчиняющийся, ведомый |
Самоуверенный | Не уверенный в себе |
Хвастливый, тщеславный | Скромный |
Конфликтный, своенравный | Доброжелательный, послушный |
Нетрадиционный, мятежный | Традиционный, робкий |
Бесцеремонный | Тактичный |
Смелый, авантюристичный | Осторожный |
Оценки Е+ характерны для человека властного, которому нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей. У такого человека выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности независимости, он живет по собственным соображениям, игнорируя социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивая свои права на самостоятельность и требуя проявления самостоятельности от других. Такая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.
Оценки Е- характерны для человека послушного, конформного и зависимого. Такой человек руководствуется мнением окружающих, не может отстаивать свою точку зрения, следует за более доминантным и легко поддается авторитетам. Для его поведения характерны пассивность и подчинение своим обязанностям, отсутствие веры в себя и свои возможности, склонность брать вину на себя. Низкая доминантность обычно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.
Фактор F
Высокая оценка F+ | Низкая оценка F- |
Сургенсия | Десургенсия |
Беспечность | Озабоченность |
Жизнерадостный | Печальный, пессимистичный |
СПОКОЙНЫЙ | Тревожный |
Общительный | Уединенный, интроспективный |
Разговорчивый | Молчаливый |
Доверчивый | Подозрительный |
Бодрый, энергичный | Вялый, апатичный |
Импульсивный | Серьезный, осторожный |
Гибкий, подвижный, находчивый | Ригидный |
Легкомысленный, небрежный | Ответственный |
Оценки F+ характерны для человека, который имеет более простой и оптимистичный характер, легко относится к жизни, верит в удачу, мало заботится о будущем. Такой человек часто демонстрирует находчивость и остроумность, получает удовольствие от вечеринок, зрелищных мероприятий, работы, предполагающей разнообразие, перемены, путешествия.
Оценки F- характерны для человека ответственного, трезвого и серьезного в своем подходе к жизни. Но наряду с этим он склонен все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Его постоянно заботит будущее, последствия его поступков, возможности неудач и несчастий. Такому человеку тяжело расслабиться от защит, он старается планировать все свои действия.
Фактор G
Высокая оценка G+ | Низкая оценка G- |
Сила «Я» | Слабость «Свех-Я» |
Эмоциональная устойчивость | Недобросовестность |
Ответственный, обязательный Моральный Настойчивый, упорный Требовательный к порядку | Безответственный, легкомысленный Беспринципный, пренебрегает обязательствами Непостоянный, расслабленный Расхлябанный |
Оценки G+ характерны для человека с развитым чувством ответственности, обязательного и добросовестного. Такой человек порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потому что у него такие убеждения. Подобные люди точны и аккуратны в деталях, любят порядок, стремятся не нарушать правила, обладают хорошим самоконтролем.
Оценки G- характерны для человека, который проявляет слабый интерес к общественным нормам и не прилагает усилий для их выполнения. Он может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способен на нечестность или обман. Такой человек склонен к непостоянству, может иметь тенденции к социопатии.
Фактор Н
Высокая оценка Н+ | Низкая оценка Н- |
Пармия | Тректия |
Смелость | Робость |
Общительный Беззаботный, не видит сигналов опасности Отзывчивый Дружелюбный Оживляется в присутствии противоположного пола, проявляет открытый интерес Эмоциональные и художественные интересы Любит быть на виду | Застенчивый Осторожный, чувствительный к опасности Сдержанный Озлобленный Смущается в присутствии противоположного пола Ограниченные интересы Уединенный |
Оценки 77+ характерны для человека нечувствительного к угрозам, смелого, решительного, имеющего тягу к риску и острым ощущениям. Такой человек не теряется при столкновении с нестандартными ситуациями и быстро забывает о неудачах, не делая необходимых выводов. Кроме этого, такая личность не испытывает трудности в общении, легко вступает в
контакты, любит часто находиться на виду, не стесняется публичных выступлений.
Оценки Н- характерны для человека, который обладает сверхчувствительной нервной системой и остро реагирует на любую угрозу. Такие люди зачастую робки, застенчивы, не уверены в своих силах, часто терзаются чувством собственной неполноценности. Человек с низким значением по этому фактору, как правило, медлителен, сдержан в выражении своих чувств, предпочитает иметь одного-двух близких друзей, проявляет заботу и внимание к окружающим, но не может поддерживать широкие контакты и не любит работать вместе с другими.
Фактор I
Высокая оценка 1+ | Низкая оценка I- |
Премсия | Харрия |
Мягкосердечность, нежность | Суровость, жестокость |
Сентиментальный, эстетически утонченный | Реалистичный |
Ранимый | «Толстокожий» |
Склонный к фантазиям | Не склонный к фантазиям, практичный |
Действует по интуиции | Действует по логике |
Мягкий, добрый | Несколько черствый |
Зависимый, нуждающийся в помощи и | Независимый, самоудовлетворенный |
внимании | |
Легкомысленный | Ответственный |
Ипохондричный | Не склонный к ипохондрии |
Нетерпеливый, непостоянный | Эмоционально зрелый |
Оценки /+ характерны для человека, отличающегося мягкостью, утонченностью, образностью, художественным восприятием мира. Такой человек зачастую обладает богатым воображением, тонким эстетическим вкусом и действует, ориентируясь на собственную интуицию. Он не любит «грубых» людей и «грубую» работу, но обожает путешествия и новые впечатления. Для него типичны тревожность и беспокойство по поводу состояния здоровья, снисходительность к себе и другим, зависимость и потребность в любви, внимании и помощи со стороны других людей.
Оценки I - характерны для человека, который отличается мужественностью, стойкостью, практичностью в делах и реализмом в оценках. В жизни такой человек опирается на здравый смысл и логику, больше доверяет рассудку, чем чувствам, интуиции предпочитает расчет, психические травмы преодолевает за счет рационализации. Подобные люди независимы, придерживаются собственной точки зрения, склонны принимать на себя ответственность.
Фактор О
Высокая оценка 0+ | Низкая оценка 0- |
Гипотимия | Гипертимия |
Склонность к чувству вины | Самоуверенность, уверенная адекватность |
Печальный, унылый Озабоченный Чувствительный к замечаниям и порицаниям, ранимый Недооценивающий себя Боязливый, не чувствующий себя в безопасности Склонный к размышлениям Напряженный | Жизнерадостный Спокойный Нечувствительный к замечаниям и порицаниям, безмятежный Самоуверенный Смелый, чувствующий себя в безопасности Активный Расслабленный |
Оценки О+ характерны для человека тревожного, подавленного, озабоченного настроением, легко плачущего. Такой человек склонен к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвержен различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Он не верит в себя, склонен к самоупрекам, недооценивает своих возможностей, знаний, способностей. Для него характерны развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрений или неодобрения со стороны окружающих. В обществе подобный человек чувствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно.
Оценки О- характерны для человека веселого, бодрого,
жизнерадостного. Он может легко переживать жизненные неудачи, верит в себя, не предрасположен к страхам, самоупрекам и раскаиванию, слабо чувствителен к оценкам окружающих.Фактор Q3
Высокая оценка Qi+ | Низкая оценка Q?,- |
Контроль желаний | Импульсивность |
Высокий самоконтроль поведения | Низкий самоконтроль поведения |
Оценки Q3+ свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь. Они думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить. Подобные люди хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей общественной репутации.
Оценки Q3 - характерны для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей. Такие люди слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать ее. Они не умеют организовывать свое время и порядок выполнения дел. Как правило, подобные люди не остаются долго на одной работе и в силу этого не достигают мастерства и не идентифицируют себя с профессиональной деятельностью.
Фактор Q4
Высокая оценка Q^+ | Низкая оценка Q\- |
Фрустрированность | Нефрустрированность |
Напряженность | Расслабленность |
Оценки Q4+ характерны для человека, у которого выражен классический невроз тревожности. Подобные люди постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми, и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху. Для таких людей характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.
Оценки Q4- характерны для людей, которые отличаются расслабленностью, отсутствием сильных побуждений и желаний. Такие люди невозмутимы, спокойно относятся к неудачам и находят удовлетворение в любом положении дел и не стремятся к достижениям и переменам.
Имеются два варианта текста адаптированного модифицированного варианта детского личностного опросника Кеттелла для мальчиков и два -для девочек. Но так как текст для девочек и для мальчик различается лишь окончанием, то здесь приводится вариант для мальчиков. В случае необходимости окончания слов в них можно изменить соответствующим образом.