Психолого-педагогический анализ урока

В современной школьной практике следует различать две важные проблемы: развитие интеллектуальное и развитие личностное. Наблюдения показывают, что вся организация школьной жизни ребенка предполагает развитие его мотивации и саморазвитие. Важной стороной успешности обучения является учебная мотивация. В значительной мере она определяется интеллектуальным развитием личности. Данные факторы необходимо учитывать при подготовке к проведению урока. Управлять формированием учебной мотивацией на уроке значительно труднее, чем сообщать новый материал по теме. Приступая к практической деятельности по усвоению учащимися нового материала, необходимо достаточно четко представить их уровень учебной мотивации. Ориентируясь на позитивное отношение школьников к учебной деятельности, следует конструировать содержание урока в зависимости от их особенностей сосредотачиваться на изучаемом новом материале или включаться в деятельность через систему посильных интеллектуальных действий. Рассматривая урок, как деятельность, где единство обучающих и воспитывающий задач обеспечивает развитие личности, определим его назначение.

Приведем в качестве иллюстрации следующее развернутое толкование урока (по Л.Т. Охитиной).

«1. Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы, воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение). Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структуру личности.

2. Изменения в структуре личности происходят лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему побуждению. Действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему побуждению, остается и при изменившихся условиях, так как вплетается в структуру личности. Отсюда следует: не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интересы, не наказывать за невыполнение требований, а так организовать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями самих ребят.

3. Воспитывающее обучение нельзя свести к воспитательным моментам урока. Все элементы урока должны быть воспитывающими по своей сущности. Координирующим центром всех воспитательных средств, форм и методов урока должна быть конкретная психологическая цель.

4. Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности, посредством этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач. Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.

5. Успех обучения зависит не только от внешних факторов - содержания уроков, совершенствования методики, мастерства учителя и т.д., но и от внутренних условий - индивидуально-психологических особенностей учащихся».

Данные педагогические установки позволяют реализовать на уроке принципы проблемности, мотивированности, необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Успешность педагогических достижений может быть рассмотрена на основе психологического анализа урока. Психологический анализ урока как явление в целом, имеет три уровня. Первый – это психологический анализ, относящийся к воспитанию, развитию личности учащегося, формированию его научного мировоззрения, нравственности в процессе обучения. Это общепедагогический анализ урока, где в целом рассматривается его соответствие общеобразовательным и воспитательным целям современного образования. Очевидно, что в общем контексте реформирования образовательного процесса необходимо усилить именно воспитательную сторону обучения, включив в психологический анализ урока более широкий круг вопросов о воспитании ученика как личности и осуществляя более детальное их рассмотрение.

Актуальным становится психологический анализ самого убеждающего воздействия учителя на формирование позитивных социальных установок, активной социальной позиции ученика, его готовности отстаивать и защищать свои убеждения. Важным выступает и психологический анализ процесса воспитания у обучающихся чувства ответственности, готовности к сотрудничеству; условий формирования нравственно здоровых, объединенных социально значимой целью учебных коллективов как групп высшего типа.

Второй уровень тесно соотносится с методическим анализом урока: обоснованием его целей, содержания, организации. Важно определить, насколько организация и содержание урока соответствует уровню подготовки учащихся и их интеллектуальному развитию. Анализируются психологическая природа усвоения учебного материала, развития интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, соответствие приемов и способов работы возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учащихся.

Третий уровень анализа урока имеет двух адресатов: первый – это ученик, его познавательно-коммуникативная потребность, условия ее формирования и развития; особенности его речемыслительной деятельности, его коммуникативные способности, индивидуально-психологические особенности, т.е. ученик как субъект учебной деятельности, педагогического общения с другими учениками, с учителем. В то же время психологический анализ урока – это инструмент, средство совершенствования собственной педагогической деятельности учителя, что особенно важно в условиях современной школы.

Поэтому вторым адресатом является сам учитель. В этом случае психологического анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний, протекания собственной деятельности, ее успеха т.д.) Существенно отметить, что «педагогическая рефлексия» соотносится с профессиональным самосознанием учителя, как субъекта педагогической деятельности, личности, социально ответственной за воспитание и обучение других людей.

Психологический анализ урока – это многостороннее и многообъектное явление, он позволяет учителю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его отдельный момент. Психологический анализ урока является тем мощным средством, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание учителя, совершенствуется его педагогическое мастерство. Основываясь на проективно-перцептивно-рефлексивных способностях учителя и предполагая соответствующие им умения, психологический анализ урока развивает и совершенствует их. Процесс совершенствования мастерства учителя, сформированность рефлексивных механизмов, его педагогического самосознания являются основными предпосылками и источниками постоянного повышения эффективности обучения по любому учебному предмету. Психологический анализ урока может быть представлен и как ответ на те задачи, которые ставит учитель по отношению к себе и учащимся.

Психолого-педагогический анализ урока - student2.ru

Психолого-педагогический анализ урока - student2.ru

Наши рекомендации