Психолого-педагогический самоанализ урока

(По Л. Т. Охитиной)

Организация урока:
Самоорганиза­ция учителя:
а) творческое рабочее самочувствие,  
б) психологический контакт с классом;  
в) как учитываются возраст­ные и индивидуально-психологические особенности учащихся не только при определении цели и стиля урока, но и в организации познавательной деятель­ности учащихся, при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения и в формировании личност­ных, деятельностных, интеллектуальных особеннос­тей учащихся;  
Органи­зация учителем познавательной деятельности уча­щихся: а) организация восприятия и наблюдения;  
б) организация внимания;  
в) тренировка памяти;    
г) формирование понятий;      
д) развитие мышления;    
е) воспитание воображения;    
ж) формирование умений и навыков;      
з) каковы особенности овла­дения (ведущей) учебной деятельностью; каков характер развития входящих в нее действий, средств выражения мысли и способов формирования и формулирования мысли и совершенствования операциональных механизмов этой деятельности;  
и) закономер­ности усвоения (материала) во всех его звеньях, со­вершенствование навыков, развитие коммуникативных способностей 'учащихся и т. д.  
Организованность самих учащихся:
1) уровень умственного развития учащихся;    
2) отношение учащихся к изучению;    
3) самоорганизация ум­ственного труда;    
4) обучаемость;    
5) какие группы учащихся по уровню обучаемости выде­ляет учитель и как он сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий;  
6) психологические особенности учебной деятельности учащихся, проявление их индивидуально-психологических особенностей: уровень сформированности предметных, контрольных, самооценочных действий учащихся;    
7) отношение учащихся к учебному предмету и характер его проявления на уроке иностранного языка, включенность учащихся в учебную деятельность;      
8) интеллектуальная активность (мыслительная, перцептивная, мнемическая) учащихся на уроке;  
9) особенности психических состояний (внимание, стресс, напряженность, готовность и др.) учащихся на уроке, учет учителем этих особенностей;  
10) межличностные отношения: а) между учащимися подгруппы (при групповой работе),  
б) между учащимися и учителем и их проявления на уроке.      
Стиль урока:
В какой мере содержание и структура урока от­вечают принципам развивающего обучения, а именно:
а) соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;    
б) соотношение воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;    
в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т. д.) и в процессе самостоятельного поиска;    
г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие - учащи­мися (кто ставит проблему, кто формирует, кто решает);    
д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки,самоконтроля и самоанализа учащихся;    
е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положителъные чувства в связи с проделанной работой, ус­тановки, стимулирующие интерес, волевое уси­лие к преодолению трудностей и т. д.) и при­нуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации и пр.);  
д) педагогическое общение и сотрудничество: какие коммуникативные задачи и как решаются учителем и учащимися; стиль педагогического общения (авторитарный, демократический, либерально-попусти­тельский); схема учебного взаимодействия в классе и особенности сотрудничества учащихся (диады, триа­ды, лидерство и др.).  
Каковы особенности самоорганизации учи­теля, т, е.:
а) подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием и структурными ком­понентами урока, степень осознания психоло­гической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);  
б) рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистичес­кий подход ко всему происходящему, педагоги­ческая находчивость и др.);  
в) педагогический такт учителя (случаи проявления педагогического такта или, напротив, нетактичности);    
г) психологический климат в классе (как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения ребят с ним и друг с другом, деловой контакт или другие отношения.    
Организация познавательной деятельности учащихся:
В какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы мышления и воображения, а именно:
а) как он добивался нужной избирательности, ос­мысленности целостности, восприятия учениками изучаемых предметов, как помогал им отли­чать инвариантные признаки от вариативных;      
б) какие установки использовал и в какой форме (убеждение, внушение);    
в) как добивался устойчивости и сосредоточеннос­ти внимания учащихся;  
г) какие формы работы использовал для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.).  
Организация деятельности мышления и воображе­ния учащихся в процессе формирования новых зна­ний и умений:
а) на каком уровне формировались знания учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т. п.);  
б) на какие психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов опирался учитель в организации деятельности мышления и воображения школьников;  
в) с помощью каких приемов, инновационных методов или технологий и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.);      
г) какого уровня понимания (описательного, сравнительного, объяснительного, обобщающего, оценочного, проблемного) добивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил формированием убеждений и идеалов;    
д) какие виды творческих работ использовались на уроке, и как руководил учитель творческим воображением учащихся (объяснение темы к цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обра­ботке результатов и оформлению работы).  

Наши рекомендации